• Пт. Ноя 22nd, 2024

Мозаика Еревана. Церковь Святого Николая

Май 14, 2016

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».

Предыдущие главы:

МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА

ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ

ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ

По решению Городской думы Еревана для строительства новой церкви было определено место в центре города. Автор про­ек­та – архитектор В. Мирзоян. Строительство началось во второй половине XIX века и завершилось в 1901 году. Интересно и то, что строительство завершил инженер И. Киткин.

Церковь была построена в сочетании красного и черного туфа. По окончании строительства освящена и получила название церкви Св. Николая.

Церковь была четырехугольной с пятью куполами – в сере­ди­не самый большой, четыре размещались по углам. Построена она была в истинно русском стиле. Главный вход несколько выс­ту­пал от гладкой стены фасада и имел двускатную крышу, а наверху – фрески, взятые в рамки. Красивые колонны украшали два окна. Кроме восточного фасада, остальные стороны и входы име­ли, как правило, выступы на общей поверхности стены. Когда церковь стала действующей, был заметен важный недочет. Коло­ко­льня Св. Николая находилась внутри строения, была окружена стенами, и потому колокольный звон не разносился далеко. Было решено построить снаружи близ церкви новую колокольню. Через несколько лет она была готова. Церковь окружили высокой оградой из туфа, выстлали плитами двор. А вскоре при церкви открылась приходская школа.

Следует напомнить важный факт: церковь Св. Николая име­ла две ризницы: одна для русских православных прихожан, а вто­рая – для армян, исповедующих григорианскую веру. Это един­ст­во, братство весьма знаменательно. Кроме того, церковь построи­ли армянский и русский архитекторы. Такое единство имело и другое выражение: по дороге, ведущей к вокзалу Еревана, с древ­них времен существовало кладбище, которое в народе называ­лось «Млер». И близ этого кладбища власти Еревана выделили мес­то для русского кладбища.

Церковь Св. Николая стала жертвой разрушительной поли­ти­ки 30-х годов ХХ века: на ее месте в Ереване стоит памятник Степану Шаумяну.

Эдуард Авакян

Окончание