СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
- Дрожь замолкнувших колоколов
- Собор Катогике и церкви Авана
- Церковь Св. Погоса-Петроса
- Церковь Св. Аствацацина – Катогике
- Часовня Гетсимана
- Церковь Св. Григора Лусаворича
- Церковь «Млери»
- Церковь Святой Покров
ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
По решению Городской думы Еревана для строительства новой церкви было определено место в центре города. Автор проекта – архитектор В. Мирзоян. Строительство началось во второй половине XIX века и завершилось в 1901 году. Интересно и то, что строительство завершил инженер И. Киткин.
Церковь была построена в сочетании красного и черного туфа. По окончании строительства освящена и получила название церкви Св. Николая.
Церковь была четырехугольной с пятью куполами – в середине самый большой, четыре размещались по углам. Построена она была в истинно русском стиле. Главный вход несколько выступал от гладкой стены фасада и имел двускатную крышу, а наверху – фрески, взятые в рамки. Красивые колонны украшали два окна. Кроме восточного фасада, остальные стороны и входы имели, как правило, выступы на общей поверхности стены. Когда церковь стала действующей, был заметен важный недочет. Колокольня Св. Николая находилась внутри строения, была окружена стенами, и потому колокольный звон не разносился далеко. Было решено построить снаружи близ церкви новую колокольню. Через несколько лет она была готова. Церковь окружили высокой оградой из туфа, выстлали плитами двор. А вскоре при церкви открылась приходская школа.
Следует напомнить важный факт: церковь Св. Николая имела две ризницы: одна для русских православных прихожан, а вторая – для армян, исповедующих григорианскую веру. Это единство, братство весьма знаменательно. Кроме того, церковь построили армянский и русский архитекторы. Такое единство имело и другое выражение: по дороге, ведущей к вокзалу Еревана, с древних времен существовало кладбище, которое в народе называлось «Млер». И близ этого кладбища власти Еревана выделили место для русского кладбища.
Церковь Св. Николая стала жертвой разрушительной политики 30-х годов ХХ века: на ее месте в Ереване стоит памятник Степану Шаумяну.