c8c673bf45cf5aeb
  • Пт. Дек 13th, 2024

Мозаика Еревана. От мастерской до завода «Занги»

Фев 19, 2014

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

В годы мрачного персидского владычества старый Ереван жил в русле закрытых экономических отношений, не был связан с соседними странами и даже городами. Но ремесла в нем развивались, порою переживали некоторый прогресс.

По обычаям того времени ремесленники, согласно своим интересам, трудились отдельно друг от друга по разным кварталам города, а на рынке имели свои ряды. На знаменитой «Шилачи магле» работали красильщики. Там они красили только в красный цвет, а те, кто в синий или другие цвета назывались «бояхчи», и был у них свой квартал, ближний к ущелью Зангу. В старом Норке было развито гончарное производство, керамика, их называли «чолмакчи». Конечно, в старом Ереване были развиты и другие ремесла: сапожники, портные, седальщики, шапочники, ювелиры, паяльщики… У каждого была своя мастерская. В дальнейшем только, когда Восточная Армения оказалась под властью России, ремесленники по европейскому образцу стали постепенно объединяться, составлять товарищества. Каждое такое товарищество имело старшего мастера, назывался он «устабаши» и общего казначея. Их выбирали на общем собрании — «бросая камень», и правили они три года. Честь товарищества, запятнанная тем или иным поступком, осуждалась: судили строго всем товариществом, наказывали виновного. Интересно и то, что представители разных ремесел имели своего покровителя, так называемо прародителя, и его портрет с инструментом в руках всегда изображался на знамени товарищества. Например, прародителем плотников считался Ован, портных — Енок, брадобреев — Меликседел, кожевников — Симон Царуни… И каждый год ремесленники торжественно отмечали день рождения своего прародителя, приходили со знаменем на церковное празднество. Такие торжества обычно завершались особенным образом: устабаши вместе с благословением священника объявлял их варпетами (мастерами).

Среди ремесел в начале XX века в старом Ереване выделялось кожевенное дело, которое взял в свои руки Арсен Габриелян, очень деятельный человек, обладавший многими умениями.

Заводского кожевенного производства в современном смысле этого слова в старом Ереване не было. Действовали отдельные небольшие производства, а когда они объединились, создали завод с небольшим, примерно, в десяток человек рабочих. Кожу на этом заводе обрабатывали доморощенными способами, как говорится, по старинке. Назывались эти рабочие «дабагханы». Такие первые мастерские-заводы располагались в ущелье Зангу, это и понятно, ведь для обработки кожи необходимо было много воды. На высоком берегу Дзорагюха находились несколько таких кожевенных заводиков. Земляные стены и пол в просторных помещениях, огромные карасы (кувшины), в которых замачивали, снимали волос, делали сырую кожу. А шкуры, необходимые для выработки кожи, привозили с городских боен или из ближних селений. Сначала со шкур снимали волос, а потом их расправляли, дубили, красили. Конечно, в то время такими способами невозможно было достичь высокого качества. После всего этого кожа попадала на рынки, заведомо получив разрешение от местных властей. Такое разрешение получал не каждый. А кто имел, тот пользовался полным правом на продажу.

1894 год. Арсену Габриеляну удается объединить несколько кожевенных мастерских. Такое объединение вскоре дало положительный результат: повысилось качество кожи, а значит, и спрос. Постепенно производство превратилось в настоящий завод, повысилась производительность труда, и завод Арсена Габриеляна стал самым передовым кожевенным предприятием Закавказья, с широкой выработкой кожи (хром, шевро и др.). Число рабочих увеличилось, и в 1914-1915гг. достигло примерно тысячи человек — все они были умельцы, специалисты своего дела. Завод получил звонкое название — «Занги».

Но Арсен Габриелян относился к тем начинателям, которые не останавливаются на достигнутом. Он отлично понимал и хорошо знал на собственном опыте, что, как говорится в народе, «одной рукой не поаплодируешь». И в связях завода появляется Россия, ее кожевенные предприятия, а очень скоро и европейские страны. Из-за границы получают новое оборудование для обработки кожи, инструментарий, химикаты. Для твердой основы в будущем Арсен Габриелян привлек к работе четырех своих сыновей: Давида, Габриэла, Айрапета и Седрака. Они стали преданными мастерами своего дела, создали новые изобретения в области кожевенного дела. Айрапет Габриелян был талантливым изобретателем и создал такой прибор для обработки кожи, который произвел настоящий переворот в этом деле.

В дальнейшем продукция, выпускаемая братьями Габриелянами, не только по качеству, мягкости, но и разнообразием окраски, блеску получила награды и грамоты на международных выставках. На Кавказской выставке она удостоилась Золотой медали, а на европейских промышленных и сельскохозяйственных выставках получила золотые и серебряные медали.

Улица Астафьян, дом № 1/4, 1910 год. По проекту известного архитектора Б. Мирзояна был построен прекрасный особняк из черного туфа братьев Габриелянов. В доме было два входа, украшенных каменными рельефами и тонкой оправой. Окна, обрамленные изящными цепями, тоже выполнены из камня.

В 20-ые годы прошлого века особняк отобрали у владельцев, а через несколько лет над двухэтажным особняком сделали надстройку, совершено не гармонирующую с общим видом и архитектурным замыслом.

Давно нет завода «Занги». И только дом с уродливой надстройкой напоминает о его владельцах — братьях Габриелянах, так много сделавших для развития производства родного Еревана.

Эдуард Авакян

Продолжение