СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
- Дрожь замолкнувших колоколов
- Собор Катогике и церкви Авана
- Церковь Св. Погоса-Петроса
- Церковь Св. Аствацацина – Катогике
- Часовня Гетсимана
- Церковь Св. Григора Лусаворича
ЦЕРКОВЬ «МЛЕРИ»
В начале XIX века в Ереване были построены две церкви – Св. Григора Лусаворича и кладбищенская «Млери». Первую строили очень долго из-за отсутствия средств, а церковь «Млери» воздвигли довольно быстро, так как она была небольшая. Однако обеим церквам была уготована одна и та же судьба.
Кладбищенская церковь «Млери» находилась в юго-восточной части города, на отрезке между Нахичеванской дорогой (в настоящее время – улица Аршакунянц) и ущельем Раздана – там, где находится парк им. Комитаса.
По сравнению с часовней кладбища Козерн, церковь «Млери» была более новой и выделялась тем, что кладбище разделялось на две части: на одной, ведущей к ущелью Раздан, хоронили русских православных, а на территории, близкой к Нахичеванской дороге, – армян григорианского вероисповедания.
В этой, армянской части, по проекту известного архитектора В. Мирзояна, в 1830–1850-е годы было начато строительство церкви, названной «Новая армянская кладбищенская церковь». Несмотря на свои малые размеры, она была очень красивой, несла на себе некоторое греческое влияние: высокие, устремленные вверх окна фасада, чего не было ни в одной ереванской церкви. Верхнюю часть украшали каменные кресты и купол, большой с удлиненными окнами, завершающийся большим крестом.
Во дворе церкви было много захоронений – в основном известных деятелей – с надгробными плитами и, похожими на часовни, сводчатыми арками и устремленными в небо узорчатыми крестами.
Этой церкви была уготована удивительная судьба: и не только краткое существование, но и то, что она очень скоро была предана забвению, и ее не вспоминали даже старые ереванцы. В дальнейшем, в книгах, посвященных истории Еревана, нет упоминаний о церкви «Млери», даже в книге С. Шахазиза «Старый Ереван», самой документальной в ряду всех. Не писал о ней и Т. Акопян в своем многотомном исследовании, и нет у К. Кафадаряна, – в книгах, посвященных Еревану.
Церковь «Млери» была разрушена в 1935 году, и нам остались лишь фотоснимки в фондах Музея истории города Еревана.