СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
НЕУТОМИМЫЙ РЫЦАРЬ КУЛЬТУРЫ
В XIX веке Армянскими культурными центрами были Тифлис, Баку, Шуши. В старом Ереване, тогдашнем губернском центре, культура находилась на самом низком уровне. Город еще не освободился от провинциальной дремоты. Здесь не издавались газеты, не было типографий, театральные представления — силами учителей гимназий — давались редко, от случая к случаю. И как же нужны были городу преданные деятели культуры, те, кому суждено было стать сеятелями нового, передового!
Одним из них стал Эмин Тер-Григорян, с именем которого связано много историй, ставших легендами.
Это был энергичный человек (про таких говорят «подвижный как ртуть»), небольшого роста, с длинной бородой. Об этой бороде тоже ходили слухи: рассказывали, что однажды один из друзей, встретив его на улице, неожиданно спросил: «Послушай. Эмин, куда ты кладешь свою бороду, ложась спать: на одеяло или под него?» В ответ Эмин только пожал плечами, но через несколько дней, встретив вновь, сердито набросился на старого друга с криком: «Что ты наделал! До чего довел меня своим вопросом! Я теперь ночами не сплю, все думаю, куда девать свою бороду. Никак не решу: под одеяло или поверх него».
Эмин Тер-Григорян родился в Ереване, учился и закончил с золотой медалью московский Лазаревский институт. Уже в студенческие годы определилось главное его пристрастие — театр. Он организует представления, рисует декорации, сам исполняет роли. Возвратившись в родной Ереван, он посвящает себя театральному делу, ставшему для него смыслом жизни.
С 1865 году в Ереван из Тифлиса приезжали на гастроли известные деятели театра — актеры Чмшкян, Америкян, Мандинян. Стараниями учителя ереванской епархиальной школы Н. Атанесяна зал учебного заведения превращался в театральные подмостки. В октябре 1865 года здесь состоялось первое представление — спектакль «Шушаник». Позднее была поставлена трагедия «Аршак II». Богачи города — Мелик-Агамалян, Хорасанян, Гегамян — помогали организации театральных представлени. И вернувшися из Москвы Эмин Тер-Григорян попадает в свою стихию. В 1873 году он вступает в театральную труппу и очень скоро, верный своему призванию, становится душой театрального коллектива. Он и руководитель театра, и режиссер, и автор пьес. В 1874 году с большим успехом прошла постановка его комедии «Инжир Хече». Сам он исполнял главную роль. Зрители встретили спектакль с восторгом, и, воодушевленный успехом. Эмин пишет новые пьесы — «Я виновник вражды» и «Дамоклов меч».
В те годы в Ереване не было постоянного театра. Нерегулярно, с большими перерывами выступали несколько театральных кружков: армянский, русский и азербаджанский (составленный в основном из учащихся гимназий и их учителей). Для постоянных выступлений армянской театральной труппы в 1879 году стараниями завуча училища Тер-Овсепа Меляна и Эмина Тер-Григоряна был построен дом около церкви Св. Петроса и Погоса. Здание было возведено за несколько месяцев. Эмин Тер-Григорян упоминает участников этой самодеятельной труппы: Арам и Арменак Меляны, Микаел Атанесян, Арам Минасян, Александр Парсаданян. Ежегодно труппа обновляла свой репертуар, пополняя его пьесами армянской классики: «Пэпо», «Хатабала», «Разоренный очаг», переводной драматургии: «Семья преступника». «Тартюф». Выступления этой труппы продолжались до 1892 года. Все годы руководителем театра и постановщиком спектаклей был Эмин Тер-Григорян.
Через год после создания в труппу пришел Смбат Саркисян — богатый купец, оказывавший театру материальную помощь. Стремившися к славе купец был начисто лишен актерских способностей, и очень скоро между ним и Эмином возникли серьезные разногласия. Кое-кто из актеров встал на сторону купца-артиста за его щедрость. Однако в том, что касалось искусства. Эмин Тер-Григорян не шел ни на какие уступки. «Как может человек, — писал он, — петь или произносить слова так протяжно, без выражения! Нет, или я, или он. Или театр, или только деньги». Наконец, не выдержав, он бросил свое любимое детище и ушел из театра… Но не разочаровался.
Человек творческий, беспокойный, он не смог оставаться без дела и принял новое решение: городу нужна газета, необходимо издание книг. И, как всегда, начал действовать. В пристройке собственного двухэтажного дома по улице Каравансарая (ныне ул. Езника Кохбаци) Э. Тер-Григорян еще в 1876 году основал типографию. Управляющим типографии работал писатель Перч Прошян. В том же году увидела свет первая книга Э. Тер-Григоряна «Птичка», в которой были собраны «Разные стихотворения и самые новые песни».
«Но какой же город без газеты!» — продолжает размышлять Эмин Тер-Григорян. И снова выступает инициатором нового предприятия. В 1883 году его стараниями начала выходить армянская газета «Ереванские объявления», в которой он был не только издателем и редактором, но и деятельным сотрудником, помогающим всем и во всем. С 1900 года стала выходить газета с тем же названием на русском языке.
Эмин Тер-Григорян часто печатает статьи, очерки, фельетоны, посвященные жизни старого Еревана. Он немедленно откликается на важные события в городе, критикует местные власти, интересуется вопросами благоустройства Еревана, пишет о чистоте и необходимости защиты природы. Эти статьи до сих пор сохраняют свою актуальность и зачастую звучат так, будто написаны сегодня.
В номере от 18 декабря 1910 года в связи с выборами нового губернатора Эмин Тер-Григорян в статье «Не ошибиться» пишет: «Нам необходим человек, который должен обладать административными способностями, непременно добросовестный и непременно заботящийся о городе в той же степени, в какой заботится о собственном «я» в своей частной жизни».
На страницах своей газеты он критиковал заседания городской Думы и ее гласных, которые пренебрегали своими обязанностями и часто просто не являлись в Думу. «На заседание не пришли невнимательные правомочные. Господа правомочные, или осознайте свой долг, или откажитесь!» Не напоминают ли вам эти слова полупустой зал заседаний нашего парламента?
В статье «В прошлом и настоящем», которая также имеет весьма современное звучание, читаем: «Раньше горожане жили своим имуществом, сегодня многие живут за счет чужого имущества…» Или: «Раньше гражданину приходили на помощь, сегодня же с него готовы содрать последнюю рубашку», «Раньше хитрость считалась преступлением, сегодня она — ум»…
Многие статьи Эмина Тер-Григоряна посвящены актуальным вопросам городского водоснабжения, в них выдвигался вопрос о необходимости сооружения гидростанции. Автор близко к сердцу воспринимал проблему чистоты города, его заботило благосостояние горожан и их взаимоотношения, огорчало то, что эти взаимоотношения зачастую служили достижению меркантильных целей… «Раньше ели, для того чтобы жить, — писал он. -Сегодня — живут, для того чтобы есть».
Как же актуальны его слова сегодня! Пройдемся по новому Еревану, оглядимся: на каждом шагу кафе, рестораны, повсюду пирожки, булки, пирожные, шашлыки, кябабы, шаурма… Неужели цель жизни ереванцев одно только заполнение желудка?!
В одном из номеров «Ереванских объявлений» за 1916 год Эмин Тер-Григорян напечатал интересную статью под названием «Поддельные продукты», где пишет о том. что импортируемые продукты питания не только дороги, но и некачественны, вредны для здоровья! Подумать только, написанное в 1916 году так созвучно реалиям сегодняшних «рыночных отношений»!
Не забывал он и свое любимое театральное дело, и на страницах той же газеты продолжал поднимать животрепещущие вопросы, связанные с его развитием, мечтая об основании в Ереване настоящего театра.
В 1903 году другой благотворитель армянского театра Есаи Джанполадян в своем доме на улице Тер-Габриеляна (ныне ул. Налбандяна) открыл клуб, где собирались известные мужи Еревана — промышленники, адвокаты, учителя, государственные чиновники. По совету Эмина Тер-Григоряна Есаи ремонтирует и заново отделывает зал, обставляет клуб удобной мебелью. И уставший от самодеятельных спектаклей Э. Тер-Григорян реализует здесь свой талант режиссера, актера и художника. Кроме бытовых водевилей, он пишет серьезные драмы: «Дикарь», «Под маской благотворительности», «Любовь и смерть», «Что мне делать, или двое влюбленных». На фоне, казалось бы, мелких бытовых событий он пытается раскрыть глубины человеческой души, поведать о драмах жизни своих современников-ереванцев, затрагивая волнующие их вопросы и выявляя всю сложность человеческих взаимоотношений.
А на противоположной стороне улицы, за бульваром, на втором этаже дома А. Буниатяна долгие годы существовал клуб, называемый «Дворянским» («Азнвакан»). В его просторном зале устраивались городские празднества и маскарады, а в 1916 году прошли первые оперные представления, организованные Тифлисским драматическим товариществом. И, говоря об этом культурном центре театрального Еревана начала XX века, как снова не вспомнить Эмина Тер-Григоряна с его неистощимой любовью к искусству, рыцаря культуры, каким он и остался до конца своих дней.
Вместе с А. Буниатяном Э. Тер-Григорян осуществляет здесь свои новые замыслы. Он предлагает новому коллеге создать не случайную передвижную труппу артистов, а постоянный театр. И снова, по его предложению и при непосредственном руководстве. полностью реконструируется сцена, снабженная европейским подвижным кругом, строятся особые ложи для высокопоставленных гостей, устанавливаются новые кресла в зрительном зале. Он же заказывает декорации, за неимением своих мастеров — за рубежом, у известного чешского художника Новака.
В этом театре ставились пьесы европейских авторов и водевили самого Эмина Тер-Григоряна. А его знаменитую пьесу «Инжир Хече» играли в Ереване пятьсот раз с неизменным успехом у зрителей.
После революции типография Э. Тер-Григоряна была закрыта, а сам он на долгое время оказался отстраненным от своего любимого дела. Но уважение к этому неутомимому и преданному деятелю культуры оставалось неизменным до конца его жизни. Рассказывают, что в первом государственном театре Советской Армении — драмтеатре имени Г. Сундукяна — у него было свое почетное место. Он входил в театр степенно, горделиво, со своей величественной и уже седой бородой, и все, кто знал его, и те, кто не знал, повторяли истории об этой бороде и ее знаменитом владельце, прославившемся своими деяниями, а сегодня ставшем легендой.