СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
ЦЕРКОВЬ СВ. ПОГОСА-ПЕТРОСА
Старый Ереван на своем историческом пути потерял много прекрасных памятников. Но среди этих утрат, несомненно, самой тяжелой стала церковь Св. Погоса-Петроса – прекрасный памятник был разрушен не землетрясением, вражеским нашествием, а самими армянами, их собственными руками. «Архитектурный памятник – книга, – свидетельствует Анатоль Франс, – где каждое поколение пишет свою страницу». Да, мы поколение XX века, написали свою страницу, разрушили, уничтожили кусочек истории. Но ведь церковь Св. Погоса-Петроса являлась свидетельством нашего исторического существования двух веков, принадлежащего не только Еревану, но и всей Армении. Об этом рассказывают прекрасные фрески, которые, как выяснилось, имеют историю пятнадцати веков.
В 1924 году, работая над новым проектом Еревана, А. Таманян сделал все, чтобы сохранить церковь – она оставалась в стороне от других зданий, в центре овальной площади.
Но в жестокие 30-е годы поголовного разрушения новые власти города, решив, что церковь – «пережиток прошлого», ненужного, решили ее снести, и на этом месте построить кинотеатр.
Армянская интеллигенция попыталась выразить свое возмущение, помешать новому вандализму. В феврале 1930г. председатель Комитета по охране памятников Александр Таманян обратился с письмом к Наркому А. Егиазаряну, объясняя огромное значение церкви. «Ее исчезновение, – писал А. Таманян, – создаст значительный пробел в истории строительства Еревана».
Но все попытки спасти церковь, многочисленные жалобы интеллигентов и специалистов оказались тщетными. Когда от имени властей вещает невежество, вся борьба напрасна. И началось. Сначала разрушили колокольню, обезглавили церковь. Рассказывают, как все были повергнуты в ужас, люди плакали тайком, чувствуя себя бессильными и беспомощными.
А. Таманян с болью в сердце снова обратился к А. Егиазаряну: «Во время разрушения церкви Св. Погоса-Петроса, во время проводимых Комитетом по охране памятников археологических работ выяснилось, что здание имеет ряд историко-археологических ценностей: барельефов, письменных свидетельств и особенно редчайших фресок – единственных и исключительно ценных в научном отношении, которыми были покрыты стены церкви».
Комитет по охране памятников и вся армянская интеллигенция стремились не допустить разрушение церкви, уничтожить фрески, которые являлись исключительными образцами мирового искусства. Вопрос сохранения этих фресок стал предметом дискуссии многих искусствоведов и ученых, не только в Армении, но и за ее пределами. Фресками заинтересовались русский искусствовед-художник Игорь Грабарь, немецкий археолог Шнайдер.
Для изучения шедевров Средневековья Комитет пригласил в Ереван русского искусствоведа и художника Гр. Чиркова. Он приехал в Ереван и на протяжении нескольких месяцев детально изучал фрески церкви Св. Погоса-Петроса, представил правительству свои выводы и заключения. В документах русский коллега подтвердил то, что шесть слоев фресок на стенах созданы в разное время, принадлежат разным векам и являются материальным свидетельством прошлого, а значит, представляют неоспоримые документы истории. «…Пройдя через технологию художественных слоев, – пишет Гр. Чирков, – и познакомившись с армянской литературой и другими исследованиями материальной культуры, можно сказать, что глубокое изучение рукописей Востока, в частности, Армении, а также живописных материалов, может изменить имеющееся в европейском научном мире мнение о времени возникновения масляной краски – важное уточнение в изучении художественного живописного искусства». Ученый тем самым доказывает неоспоримый факт, что фрески церкви Св. Погоса-Петроса не только по мастерству своего исполнения, но и по технике предшествовали, и на несколько веков, Европе.
Эти доказательства, наконец, в какой-то степени изменили отношение разрушителей к фрескам церкви. Не отказываясь от решения разрушить церковь, Наркомпрос обратился в Комитет по охране памятников, предложив осторожно отделить фрески от стен, сложить в соответствующие ящики для дальнейшего изучения. И началась трудная, кропотливая работа по отделению фресок.
Так, агония церкви Св. Погоса-Петроса растянулась еще на один год.
Александр Таманян вновь обратился в Наркомпрос: «Год изучения церкви Св. Погоса-Петроса, – пишет он, – которое проводилось как нашими учеными, так и известными всесоюзными учеными (Чирков, Грабарь), как и известным немецким археологом, специалистом по фрескам Шнайдером, доказало древность строения (V–VIвв.) и особенную ценность 6–7 слоев фресок различного периода, покрывающих его стены. Исследование их может произвести революцию в истории искусства…» Эти слова, написанные с болью за исчезающие фрески, казалось, могли повлиять на разрушителей, остановить их на полпути, сохранить хотя бы развалины, на которых еще были остатки фресок. Но… варварство не признает искусства. Оно – его враг.
В течение пяти лет специалистам удалось слой за слоем отделить фрески от стен для передачи в музей. В 1939 году Комитет по охране памятников поручил Е. Байбуртяну, а также приехавшему из Киева реставратору П. Юркину заняться фресками.
П. Юркин был восхищен, увидев остатки фресок. Он писал: «Некоторые узоры поражают своим очарованием. Чистота линий и возвышенность красок дает право думать, что мы имеем дело с единственным и подлинным произведением яркого периода Юстиниана (483–565гг.) в нашей стране» (имеется в виду СССР).
Все, что было спасено, было передано в Государственный исторический музей Армении и Музей истории города Еревана. Не случись такого разрушения, в центре Еревана мог бы возвышаться прекрасный образец древнего искусства с фресками, – свидетельствами высокого искусства, таких, как редкие образцы, чудом спасенные в ереванских музеях: «Воин», «В миг молитвы» – на ней изображены последний армянский царь Трдат с женой Ашхен и сестрой Хосровдухт. Они коленопреклонены, руки подняты вверх – все динамично, в движении, а во взорах – надежда и вера.
В Музее истории города Еревана хранится фреска Св. Варфоломея. Это две большие гирлянды цветов в потускневших от времени красках. Здесь же хранится дверь церкви с чудесным орнаментом. Это – дверь из старого Баязета, которая с большими трудностями была перевезена в 1835 году в Ереван и подарена церкви Св. Погоса-Петроса.
Остается только сожалеть о потери памятника – невозвратимого свидетельства нашей истории.