СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
- Дрожь замолкнувших колоколов
- Собор Катогике и церкви Авана
- Церковь Св. Погоса-Петроса
- Церковь Св. Аствацацина – Катогике
ЧАСОВНЯ ГЕТСИМАНА
В самом центре старого Еревана, на Шахаре, окруженная садами, стояла маленькая церковь – часовня Гетсимана. Часовней издревле называли места для молитвы, которые обычно возводились на местах погребения, кладбищах. Одна из таких часовен была на Конде, на могиле известного Ованеса Козерна.
Часовня Гетсимана – базилика с прямоугольно-четырехугольным куполом. И это – свидетельство ее древности, поскольку церкви-базилики Св. Погос-Петроса, Св. Катогике также построены в раннем Средневековье. В свое время часовня имела довольно большой купол, который, по свидетельству историков, опирался внутри церкви на четыре пиастра, была снаружи со скульптурными украшениями, имела ниши, которые заканчивались миниатюрной резьбой на капители, и окладами. На всех стенах – небольшие красивые хачкары, созданные лучшими мастерами того времени.
Землетрясение 1679 года разрушило многие церкви, дома, мосты, известную башню Еревана. И если другие церкви были восстановлены за довольно короткий срок, то часовня Гетсимана оказалась не в их числе. Ее восстановили довольно поздно. Часовня была единственной, развалины которой оставались долго без внимания, и в дальнейшем оказались сохраненными частично. Как свидетельствуют источники, от разрушенной церкви сохранилась часть восточной и северной стен, на которых были высечены хачкары и над ними памятные надписи. «Видя угловые узоры восточной стены, – пишет Ерванд Шахазиз, – алтарь, форму окон и две ниши по обеим сторонам, орнаменты купола, можно предположить и придти к заключению, что часовня имела архитектурные стиль и форму, присущие церквам, построенным в конце XII – начале XIII веков».
Но очевидно, что при восстановлении было утрачено многое, и ряд вопросов остался без ответа.
На оставшейся на южной стене надписи над малыми хачкарами прочитывается: «…Крест Хлуки, Асанета, Инана…» А на северной стене выбито: «Ходжа Айрани, Гулиджан…» В третьей надписи сохранилось только три слова: «Святой крест Амира…»
Неизвестно, кто были эти люди. Почему рядом с хачкарами упоминаются их имена. Ясно одно, эти имена, сохранившиеся на наружных стенах часовни, оставили те, кто на свои средства восстанавливали разрушенную церковь. Такие надписи сохранились на многих церквах, разрушенных во время землетрясения и восстановленных позднее. Вспомним хотя бы Красный мост над р. Зангу, который был восстановлен богатым армянином Ходжа-плавом и был назван его именем.
Новая, самая последняя надпись, оставленная на стене часовни Гетсиман, свидетельствует о том, что в 1901 году восстановлена металлическая крыша на средства Мелик-Агамаляна.
Остается тайной, как и в связи с чем церковь была названа «часовней Гетсимана». Может, по имени строителя или того, кто ее восстанавливал? Возможно, он ходил в свое время на паломничество в Иерусалим, где находится Гетсиманский сад на Масличной горе, откуда вознесся Иисус Христос?
Есть упоминания о том, что в свое время, при реставрации часовни, в разрушенном полу обнаружили гробницу, которая, как предполагают, была могилой известного человека, может, паломника в Иерусалим, и поэтому часовню назвали Гетсиманской.
Ерванд Шахазиз пишет по этому поводу: «Под полом часовни была гробница, открытая позднее. Рядом с гробницей была могила с истлевшими костьми. Следует думать, что либо здесь с самого начала был захоронен известный муж, и при гробнице построена часовня, или же часовня уже существовала и позднее, под полом похоронили известного человека».
В 1939 году, с началом строительства здания Оперы, а часовня Гетсимана находилась на этой территории, она подверглась разрушению, как многие христианские памятники.
А. Таманян предлагал восстановить ее в другом месте, но все его усилия оказались напрасными.
Так Ереван потерял один из своих малых, но очень ценных исторических памятников. Остались только хачкары со стен и фотографии памятных записей с его стен.