• Сб. Ноя 2nd, 2024

Мозаика Еревана. Церковь Св. Аствацацина – Катогике

Апр 9, 2016

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».

Предыдущие главы:

МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА

ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ

ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА

ЦЕРКОВЬ СВ. АСТВАЦАЦИНА – КАТОГИКЕ

Церковь Катогике старого Еревана находится в самом цент­ре города, на так называвшемся раньше Шагаре.

Известный французский архитектор Жан Шарден, посетив­ший Ереван в 1673 году, за несколько лет до страшного разруши­тель­ного землетрясения, в своей книге путешествий упоминает, что в городе есть много церквей, самая главная из которых Дву­ли­кая (Двусторонняя) называется Привилегирован­ной и Катовике (Катогике).

А Ерванд Шахазиз в своей книге «Старый Ереван» так пишет об этой церкви: «Церковь Катогике на Шагаре, называемая Св. Аствацацин, которую упоминает Шарден, как Катогике, раз­ру­шенная в 1679 году, была восстановлена в 1693-м, как указы­ва­ет высеченная на мраморном хачкаре на западной стене надпись, указывающая дату “1693” буквами армянского алфавита». И далее, известный ученый пишет, как свидетельству­ет исследова­ние, церковь не была полностью разрушена во время землетрясе­ния, а восстановлена по прежнему древнему образцу и подобию на оставшихся нетронутыми стенах. Это доказывается и нали­чием сохранившегося алтаря, направленного к западу, и возвы­ша­ющийся купол, свидетельствующие о том, что церковь отно­сит­ся к строениям XIII века и называлась Св. Аствацацин.

После ее восстановления в связи с землетрясением, это было сооружение, имевшее прямоугольно-четырехугольную ба­зи­лику, поддерживающую купол на четырех массивных столбах, имеющих двухстворчатый потолок и не очень красивый вид снаружи. После реставрации она была из черного тесаного туфа, алтарь, находившийся в восточной части, имел стены церкви, на правой и левой сторонах которых были ризницы. Почему церковь была такой, выяснилось позднее, когда ее разрушили. Долгие годы она называлась Катогике, а Св. Астваца­цин назывался толь­ко алтарь, что необычно для армянских церквей. В Армении ни в одной церкви алтарь не назывался иначе. Кроме того, церковь эта упоминается впервые только в 1698 году как Катогике, так как в те годы и позднее являлась городской резиденцией католикоса Эчмиадзина.

Какой же была реставрированная церковь? Вараздат Ару­тю­нян так описывает ее: «Стены церкви Катогоке, – пишет он, – внешне и внутренне были лишены архитектурных средств выра­жения. На них мы находим редкие хачкары: 1679, 1694, 1695 годов, а, разрушая стены, были обнаружены более древние хач­ка­ры: 1472, 1641 и 1642 годов. Простые и серые в своем разнооб­ра­зии внешние фасады были нарушены в восточной части. По своему архитектурному описанию центральный отрезок был ста­рин­ным, близким древнеармянскому церковному архитектур­но­му стилю».

После восстановления Катогике считалась главной цер­ковью Еревана. И не только потому, что посещавшие город свя­щен­нослужители высокого ранга католикосы Мовсес Сюнеци и Меликсет останавливались здесь, но и потому, что церковь Като­гике стала культурным центром. В церкви переписывались мно­гие рукописи и книги. Нам очень мало известно о переписчиках и миниатюристах, только упоминаемых в рукописях. Самым из­вест­ным из них был Аракел Даврижеци, который, по указанию Аветика Ераци, в 1668 году переписал его «Историю». Вот такие строчки оставил он в памятной записи рукописи: «Переписал я книгу, называемую “История” в год сей (1668) в столице Ереван, в стенах святой церкви, имя которой Катогике». Известен и дру­гой писец Григор Ереванци, который переписал один часослов, одно Евангелие и Толкование видения Овнана.

Церковь Катогике имела свое хранилище, где на протяже­нии долгих лет собирались не только переписанные рукописи, но и те книги, которые дарили церкви богатые ереванцы. В 1652 году от имени сына ереванского богача Арзуман-бека Ходжа Григора в памятнике «Айсмавурк» остались такие строчки: «Да­ро­вано церкви – один отрывок из Библии, один в золотом окладе пергамент Евангелия, один псалтырь…»

Годы спустя, до разрушения церкви, в 1923 году, из книго­хра­нилища Катогике в Матенадаран Эчмиадзина были переве­зе­ны двадцать пять названий рукописей и книг. Не следует забы­вать, что, кроме переписывания рукописей и копирования, в 1781 году при церкви Катогике была открыта школа, где, наряду с рели­гией, преподавались также светские предметы: математика, география, история. В XVII веке была построена новая часовня также на деньги Ходжа Григора. Об этом строении есть упоми­нание на страницах переписанного в 1652 году «Айсмавурка»: «И построена Ходжа Григором часовня церкви Катогике». В те же годы (может, чуть позже) в Ереван был приглашен известный худож­ник Нагаш Овнатан, который должен был украшать восста­новленную церковь и новую часовню. Нет точных сведений, но очевидно, что Нагаш Овнатан оставил свои фрески и в церкви Като­гике, и в новой часовне, построенной Ходжа Григором. Гаре­гин Левонян в своей статье «Нагаши Овнатаны в истории армянской живописи», писал о восстановленных церквах Ерева­на, которые получили свой первоначальный вид. И среди вос­ста­новленных церквей упоминает Св. Катогике, в которой также были фрески. Однако, когда церковь разрушали, никто не обра­тил внимания на эти прекрасные святые лики, фрески, и все было сравнено с землей. И если некоторые фрески церкви Св. Погос-Петроса, к счастью, сохранились и остаются в музеях, то все, свя­зан­ное с Катогике, осталось только в анналах памяти.

В 1936 году, в связи с новым строительством Еревана, никто не понял значимости и исторической ценности церкви Като­гике. Разрушение началось зимой, все продвигалось медлен­но, крепкие стены из туфа не поддавались. Все продлилось до весны. И когда раз­рушали восточный фасад, произошло чудо: среди обломков как бы воскресла маленькая церквушка с краси­вым клоубоко­образ­ным куполом, стенами, украшенными фреска­ми, узкими и длинными окошками, окаймленными узорчатыми гирляндами из тесаного красного туфа. И только тогда стало ясным, почему алтарь церкви Катогике назывался Св. Астваца­цин. Это – часть церкви XIII века, восстановленная после земле­тря­сения, остав­лен­ная внутри церкви Катогике и так сохранив­шаяся. Выясни­лось и то, что стены в южной и северной частях маленькой церк­вушки остались нетронутыми, и на них есть несколько свиде­тельств, относящихся к 1264 году.

Интересно одно из этих свидетельств, сохранившихся на южной стене. «В год 1264-й по милости Божьей и силой, я, Сал­ма­тин, сын господина Аветянца, приобрел с землей и водой…» Выясняется, что сын богатого человека из Ани Аветянца – Сал­ма­тин, в 1239 году, когда монголы окружили столицу, сумел, заб­рав отцовские сокровища, бежать в Ереван. Он приобрел, как сам удостоверяет, в Ереване «с землей и водой», по-видимому, центр города Шогар, и оставил об этом запись на стене церкви. Только и всего!

Но в 1990 году в подвале новостройки на улице Абовяна 3, рядом с Катогике, на глубине девяти метров, было найдено под­зе­мелье, выложенное красным туфом, и завершающееся широки­ми нишами, покрытыми тонкими узорами, напоминаю­щи­ми струи, которые словно повторяют своды выбитой в скале церкви Гегард. Наверху, над гирляндами входа, обнаружены надписи на арабском, персидском и армянском языках, которые относятся к 1319 году, где прочитывается имя «Салматин». Существует пред­по­ложение, что в этом подземелье захоронен тот самый Салма­тин, оставивший свою надпись на стене церкви Св. Аствацацин. Все это – неизвестный ранее эпизод из истории древнего Еревана.

Стараниями Каро Кафадаряна, Ашхарабека Калантара, Сед­ра­ка Бархударяна и других армянских ученых была спасена от разрушения церковь Св. Аствацацина и сегодня украшает центр Еревана, открытая взорам на стыке улиц Абовяна и Саят-Новы. А рядом скоро поднимется ереванская резиденция Католи­ко­са Всех армян Гарегина ІІ.

Эдуард Авакян

Продолжение