online

Мозаика Еревана. Часовня Гетсимана

ПорМозаика Ереванатал «Наша среда» продолжает публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».

Предыдущие главы:

МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА

ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ

ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА

 

ЧАСОВНЯ ГЕТСИМАНА     

В самом центре старого Еревана, на Шахаре, окруженная садами, стояла маленькая церковь – часовня Гетсимана. Часовней издревле называли места для молитвы, которые обычно возво­ди­лись на местах погребения, кладбищах. Одна из таких часовен была на Конде, на могиле известного Ованеса Козерна.

Часовня Гетсимана – базилика с прямоугольно-четырех­уголь­ным куполом. И это – свидетельство ее древности, посколь­ку церкви-базилики Св. Погос-Петроса, Св. Катогике также пост­ро­ены в раннем Средневековье. В свое время часовня имела до­воль­но большой купол, который, по свидетельству историков, опи­рался внутри церкви на четыре пиастра, была снаружи со скульптурными украшениями, имела ниши, которые заканчи­ва­лись миниатюрной резьбой на капители, и окладами. На всех сте­нах – небольшие красивые хачкары, созданные лучшими масте­ра­ми того времени.

Землетрясение 1679 года разрушило многие церкви, дома, мосты, известную башню Еревана. И если другие церкви были вос­становлены за довольно короткий срок, то часовня Гетсимана оказалась не в их числе. Ее восстановили довольно поздно. Ча­сов­ня была единственной, развалины которой оставались долго без внимания, и в дальнейшем оказались сохраненными частич­но. Как свидетельствуют источники, от разрушенной церкви сох­ра­нилась часть восточной и северной стен, на которых были высечены хачкары и над ними памятные надписи. «Видя угловые узоры восточной стены, – пишет Ерванд Шахазиз, – алтарь, фор­му окон и две ниши по обеим сторонам, орнаменты купола, мож­но предположить и придти к заключению, что часовня имела архи­тектурные стиль и форму, присущие церквам, построенным в конце XII – начале XIII веков».

Но очевидно, что при восстановлении было утрачено мно­гое, и ряд вопросов остался без ответа.

На оставшейся на южной стене надписи над малыми хач­ка­рами прочитывается: «…Крест Хлуки, Асанета, Инана…» А на север­ной стене выбито: «Ходжа Айрани, Гулиджан…» В третьей надписи сохранилось только три слова: «Святой крест Амира…»

Неизвестно, кто были эти люди. Почему рядом с хачкарами упоминаются их имена. Ясно одно, эти имена, сохранившиеся на наружных стенах часовни, оставили те, кто на свои средства вос­ста­навливали разрушенную церковь. Такие надписи сохранились на многих церквах, разрушенных во время землетрясения и вос­ста­новленных позднее. Вспомним хотя бы Красный мост над р. Зангу, который был восстановлен богатым армянином Ходжа-пла­вом и был назван его именем.

Новая, самая последняя надпись, оставленная на стене ча­сов­ни Гетсиман, свидетельствует о том, что в 1901 году восста­новлена металлическая крыша на средства Мелик-Агамаляна.

Остается тайной, как и в связи с чем церковь была названа «часовней Гетсимана». Может, по имени строителя или того, кто ее восстанавливал? Возможно, он ходил в свое время на палом­ни­чество в Иерусалим, где находится Гетсиманский сад на Маслич­ной горе, откуда вознесся Иисус Христос?

Есть упоминания о том, что в свое время, при реставрации часовни, в разрушенном полу обнаружили гробницу, которая, как предполагают, была могилой известного человека, может, палом­ника в Иерусалим, и поэтому часовню назвали Гетсиманской.

Ерванд Шахазиз пишет по этому поводу: «Под полом ча­сов­ни была гробница, открытая позднее. Рядом с гробницей была могила с истлевшими костьми. Следует думать, что либо здесь с самого начала был захоронен известный муж, и при гробнице построена часовня, или же часовня уже существовала и позднее, под полом похоронили известного человека».

В 1939 году, с началом строительства здания Оперы, а часов­ня Гетсимана находилась на этой территории, она подвер­г­лась разрушению, как многие христианские памятники.

А. Таманян предлагал восстановить ее в другом месте, но все его усилия оказались напрасными.

Так Ереван потерял один из своих малых, но очень ценных исторических памятников. Остались только хачкары со стен и фото­графии памятных записей с его стен.

 

Эдуард Авакян

Продолжение

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top