СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
- Дрожь замолкнувших колоколов
- Собор Катогике и церкви Авана
- Церковь Св. Погоса-Петроса
- Церковь Св. Аствацацина – Катогике
- Часовня Гетсимана
ЦЕРКОВЬ СВ. ГРИГОРА ЛУСАВОРИЧА
Церкви, как и люди, имеют свою судьбу. Одни проходят все испытания, противостоят времени, стихийным бедствиям, варварским разрушениям, остаются незыблемыми, другие – погибают. Есть церкви, построенные за короткий срок и живущие века, но есть и такие, строительство которых длится долго, но им уготован короткий срок.
Церковь Св. Григора Лусаворича была основана в 1869 году, а строительство длилось долго – до 1900 года. Но, не прожив и полвека, она была разрушена в 1949 году, и на ее месте сегодня стоит школа им. Чаренца.
С самого начала ее строительства дело шло трудно. Самым сложным был вопрос средств. Стены, возведенные в 1869 году, стали разрушаться под ветром и дождем. Спустя годы, в 1884 году, Ереванская Городская дума вновь обратилась к проекту пятнадцатилетней давности строительства этой церкви. В газете «Ереванские объявления» читаем следующее: «В марте сего года по приглашению настоятеля, в епархии граждане города, в присутствии Святейшего решено было продолжить строительство новой церкви, которое почти пятнадцать лет оставалось без внимания. На этом собрании был избран Совет попечительства: Гевонд Газарян, Амбарцум Егиазарян, Погос Погосян и Саркис Согомонян, которые начали проявлять заботу о начале в мае месяце продолжения работ по строительству».
Работа возобновилась. Четыре срединных столба, построенные из кирпича, были разрушены и заново возведены, на этот раз из тесаного туфа подняты недостроенные стены алтаря, возведена красивая арка у главного входа, а также заново внутренние стены. В тот же год, как свидетельствует газета «Ереванские объявления»: «Было истрачено 3662 монеты 60 копеек».
Все строительные работы проводились при непосредственном пожертвовании известных лиц Еревана. В том же номере газеты указаны их 11 имен: Гевонд Газарян (700 монет), Ганзакеци Саак Саркисян (400), Магтеси Газар (300), Аракел и Ерванд Африкяны (по 150), Амбарцум Егиазарян, Саркис Согомонян, Авак и Амбарцум Мирзояны (по 100), Ованес Татевосян и Аветис Тер-Овакимов (по 50).
Одновременно со строительством церкви (не прошло и года) пожертвованные средства выросли. Старые ереванцы – богатые и бедные, хотели видеть в центре родного города большую и красивую церковь. И к этому благому делу присоединились не только богатые горожане, но и представители всех слоев населения.
В номере «Ереванские объявления» от 10 ноября 1884 года был помещен новый список благотворителей. Следует отметить некоторых из них: Нерсес Таирян, Григор Амирян, Барсег Егиазарян, Акоп Хорасанян, тикин Зардар Мелконян, Геворк Ханзадян, Иван (Ованес) Агамалян, Фанос Согомонян, Амбарцум Малхасян, Агаджан Аршакуни и др.
Месяц спустя, 1 декабря, возник новый список благотворителей на строительство церкви. На этот раз – рабочие, ремесленники, числом 25. 8 декабря в новый список добавилось 19 человек. Церковь, по существу, строилась на средства армян, горожан, любивших свой Ереван.
Два основных внутренних столба, на которых возвышался купол из туфа, как стало известно из письменного упоминания, были возведены на средства Гевонда-аги Газаряна (один), а второй – его жены – «госпожи Овсаны Оганян, в замужестве – Газарян». На одном из столбов было выбито: «По милости Всесильного Господа построен собор этот, во имя Святого Григора Лусаворича и в память об усопшем Гевонде-ага Газаряне, от сына 29 апреля 1869–1960, Аминь».
В 1900 году так долго длившееся строительство завершилось. В тот же год было совершено освящение храма.
Церковь Св. Григора Лусаворича отличалась от всех церквей Еревана своей строгой внешней красотой, была построена из тесаного туфа, без лишних украшений, не имела ниш и хачкаров на стенах. Прекрасной и высокой была колокольня, завершающаяся известными крестами. Как видно из сохранившихся свидетельствах, в 1902 году на средства Геворка Тер-Саакяна рядом с главным входом в церковь была построена колокольня, на стене которой было написано: «По воле и милости Всесильного Господа построена прекрасная колокольня церкви Григора Лусаворича в городе Ереване, в память благодетеля Геворка Тер-Саакянца и супруги его Рипсиме…»
Прошли годы, и революционная волна захватила страну, ударила и по церкви Григора Лусаворича. Закрылись ее двери, умолкли колокола, были запрещены церковные обряды. Храм попытались превратить в «культурный очаг». В ней стали проводить выставки, а потом, на радость детворе и горю верующих, начал выступать известный в Ереване театр кукол Павлоса. Очень скоро церковь с кинотеатром была названа в народе «Анаствац» («Безбожник»). Кино в те годы было немым. Под экраном сидел за пианино мужчина, его называли «тапер», и под его музыку на экране происходило «действо». Когда на экране были картинки природы, парочки и прочее, тапер играл нежную, легкую музыку, а если сцены войны с красными солдатами – под сводами церкви звучали победные марши.
В 30-ые годы, после разрушения церкви Св. Погоса-Петроса, Св. Катогике, казалось, храм Св. Григора Лусаворича останется. Но в первые годы Великой Отечественной войны начали расширять улицу Амиряна. Церковь находилась в стороне, окруженная садами, с уютным двориком, – она никому не мешала. Но и ее решено было сравнять с землей.
Многие старые ереванцы помнят зловещий день 1949 года, когда началось разрушение церкви Св. Григора Лусаворича, построенной ереванцами, любившими свой город. Долго не поддавался купол, устремленный в небо. Его вынуждены были просто взорвать… Через несколько дней на месте церкви остались одни развалины, казалось, снова свершилось разрушительное землетрясение.
И радостно, что сегодня в Ереване построена новая прекрасная церковь Св. Григора Лусаворича, ставшая местом паломничества не только жителей Армении, но и всех, кто приезжает в нашу страну.