СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
ЦЕРКОВЬ СВ. АСТВАЦАЦИНА – КАТОГИКЕ
Церковь Катогике старого Еревана находится в самом центре города, на так называвшемся раньше Шагаре.
Известный французский архитектор Жан Шарден, посетивший Ереван в 1673 году, за несколько лет до страшного разрушительного землетрясения, в своей книге путешествий упоминает, что в городе есть много церквей, самая главная из которых Двуликая (Двусторонняя) называется Привилегированной и Катовике (Катогике).
А Ерванд Шахазиз в своей книге «Старый Ереван» так пишет об этой церкви: «Церковь Катогике на Шагаре, называемая Св. Аствацацин, которую упоминает Шарден, как Катогике, разрушенная в 1679 году, была восстановлена в 1693-м, как указывает высеченная на мраморном хачкаре на западной стене надпись, указывающая дату “1693” буквами армянского алфавита». И далее, известный ученый пишет, как свидетельствует исследование, церковь не была полностью разрушена во время землетрясения, а восстановлена по прежнему древнему образцу и подобию на оставшихся нетронутыми стенах. Это доказывается и наличием сохранившегося алтаря, направленного к западу, и возвышающийся купол, свидетельствующие о том, что церковь относится к строениям XIII века и называлась Св. Аствацацин.
После ее восстановления в связи с землетрясением, это было сооружение, имевшее прямоугольно-четырехугольную базилику, поддерживающую купол на четырех массивных столбах, имеющих двухстворчатый потолок и не очень красивый вид снаружи. После реставрации она была из черного тесаного туфа, алтарь, находившийся в восточной части, имел стены церкви, на правой и левой сторонах которых были ризницы. Почему церковь была такой, выяснилось позднее, когда ее разрушили. Долгие годы она называлась Катогике, а Св. Аствацацин назывался только алтарь, что необычно для армянских церквей. В Армении ни в одной церкви алтарь не назывался иначе. Кроме того, церковь эта упоминается впервые только в 1698 году как Катогике, так как в те годы и позднее являлась городской резиденцией католикоса Эчмиадзина.
Какой же была реставрированная церковь? Вараздат Арутюнян так описывает ее: «Стены церкви Катогоке, – пишет он, – внешне и внутренне были лишены архитектурных средств выражения. На них мы находим редкие хачкары: 1679, 1694, 1695 годов, а, разрушая стены, были обнаружены более древние хачкары: 1472, 1641 и 1642 годов. Простые и серые в своем разнообразии внешние фасады были нарушены в восточной части. По своему архитектурному описанию центральный отрезок был старинным, близким древнеармянскому церковному архитектурному стилю».
После восстановления Катогике считалась главной церковью Еревана. И не только потому, что посещавшие город священнослужители высокого ранга католикосы Мовсес Сюнеци и Меликсет останавливались здесь, но и потому, что церковь Катогике стала культурным центром. В церкви переписывались многие рукописи и книги. Нам очень мало известно о переписчиках и миниатюристах, только упоминаемых в рукописях. Самым известным из них был Аракел Даврижеци, который, по указанию Аветика Ераци, в 1668 году переписал его «Историю». Вот такие строчки оставил он в памятной записи рукописи: «Переписал я книгу, называемую “История” в год сей (1668) в столице Ереван, в стенах святой церкви, имя которой Катогике». Известен и другой писец Григор Ереванци, который переписал один часослов, одно Евангелие и Толкование видения Овнана.
Церковь Катогике имела свое хранилище, где на протяжении долгих лет собирались не только переписанные рукописи, но и те книги, которые дарили церкви богатые ереванцы. В 1652 году от имени сына ереванского богача Арзуман-бека Ходжа Григора в памятнике «Айсмавурк» остались такие строчки: «Даровано церкви – один отрывок из Библии, один в золотом окладе пергамент Евангелия, один псалтырь…»
Годы спустя, до разрушения церкви, в 1923 году, из книгохранилища Катогике в Матенадаран Эчмиадзина были перевезены двадцать пять названий рукописей и книг. Не следует забывать, что, кроме переписывания рукописей и копирования, в 1781 году при церкви Катогике была открыта школа, где, наряду с религией, преподавались также светские предметы: математика, география, история. В XVII веке была построена новая часовня также на деньги Ходжа Григора. Об этом строении есть упоминание на страницах переписанного в 1652 году «Айсмавурка»: «И построена Ходжа Григором часовня церкви Катогике». В те же годы (может, чуть позже) в Ереван был приглашен известный художник Нагаш Овнатан, который должен был украшать восстановленную церковь и новую часовню. Нет точных сведений, но очевидно, что Нагаш Овнатан оставил свои фрески и в церкви Катогике, и в новой часовне, построенной Ходжа Григором. Гарегин Левонян в своей статье «Нагаши Овнатаны в истории армянской живописи», писал о восстановленных церквах Еревана, которые получили свой первоначальный вид. И среди восстановленных церквей упоминает Св. Катогике, в которой также были фрески. Однако, когда церковь разрушали, никто не обратил внимания на эти прекрасные святые лики, фрески, и все было сравнено с землей. И если некоторые фрески церкви Св. Погос-Петроса, к счастью, сохранились и остаются в музеях, то все, связанное с Катогике, осталось только в анналах памяти.
В 1936 году, в связи с новым строительством Еревана, никто не понял значимости и исторической ценности церкви Катогике. Разрушение началось зимой, все продвигалось медленно, крепкие стены из туфа не поддавались. Все продлилось до весны. И когда разрушали восточный фасад, произошло чудо: среди обломков как бы воскресла маленькая церквушка с красивым клоубокообразным куполом, стенами, украшенными фресками, узкими и длинными окошками, окаймленными узорчатыми гирляндами из тесаного красного туфа. И только тогда стало ясным, почему алтарь церкви Катогике назывался Св. Аствацацин. Это – часть церкви XIII века, восстановленная после землетрясения, оставленная внутри церкви Катогике и так сохранившаяся. Выяснилось и то, что стены в южной и северной частях маленькой церквушки остались нетронутыми, и на них есть несколько свидетельств, относящихся к 1264 году.
Интересно одно из этих свидетельств, сохранившихся на южной стене. «В год 1264-й по милости Божьей и силой, я, Салматин, сын господина Аветянца, приобрел с землей и водой…» Выясняется, что сын богатого человека из Ани Аветянца – Салматин, в 1239 году, когда монголы окружили столицу, сумел, забрав отцовские сокровища, бежать в Ереван. Он приобрел, как сам удостоверяет, в Ереване «с землей и водой», по-видимому, центр города Шогар, и оставил об этом запись на стене церкви. Только и всего!
Но в 1990 году в подвале новостройки на улице Абовяна 3, рядом с Катогике, на глубине девяти метров, было найдено подземелье, выложенное красным туфом, и завершающееся широкими нишами, покрытыми тонкими узорами, напоминающими струи, которые словно повторяют своды выбитой в скале церкви Гегард. Наверху, над гирляндами входа, обнаружены надписи на арабском, персидском и армянском языках, которые относятся к 1319 году, где прочитывается имя «Салматин». Существует предположение, что в этом подземелье захоронен тот самый Салматин, оставивший свою надпись на стене церкви Св. Аствацацин. Все это – неизвестный ранее эпизод из истории древнего Еревана.
Стараниями Каро Кафадаряна, Ашхарабека Калантара, Седрака Бархударяна и других армянских ученых была спасена от разрушения церковь Св. Аствацацина и сегодня украшает центр Еревана, открытая взорам на стыке улиц Абовяна и Саят-Новы. А рядом скоро поднимется ереванская резиденция Католикоса Всех армян Гарегина ІІ.