c8c673bf45cf5aeb
  • Пн. Дек 23rd, 2024

Мозаика Еревана. Собор Катогике и церкви Авана

Мар 26, 2016

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».

Предыдущие главы:

МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА

ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ

ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА

ДРОЖЬ ЗАМОЛКНУВШИХ КОЛОКОЛОВ

Слышна мелодия молчаливых колоколов.
Вера – ты, кому мне молиться?

 Ов. Шираз

В 1679 году произошло страшное разрушительное земле­тря­се­ние. Разрушены, сравнены с землей сотни домов, строений, погибли многие церкви. Спустя годы после землетрясения мно­гие из них были восстановлены, другие исчезли навсегда. Были вос­становлены церкви Св. Погоса-Петроса, Св. Аствацацин, Ка­то­ги­ке, Св. Зоравор, Св. Ованеса, на Конде – Св. Саркиса, часов­ня Гетсимана. Позднее построены новые – Св. Григора Лусавори­ча, церковь «Млери», русская – Святого Николая.

Но в жестокие годы большевизма, в 30-ые и позже, были разрушены многие из тех, которые были восстановлены после землетрясения. «Умолкли колокола соборов…» Восстановить хотя бы память о них – архитектурных памятниках старого Ере­ва­на, которых нет, наш долг. И пусть вновь звучит музыка их колоколов в сердцах старых и новых ереванцев.

СОБОР КАТОГИКЕ И ЦЕРКВИ АВАНА

Всего в семи километрах от центра Еревана в микрорайоне Аван, среди новостроек, как говорится, «вдали от глаз», забытые, нахо­дились развалины прекрасного собора, того, который по своему архитектурному замыслу, историческому значению зани­мал одно из первых мест среди армянского зодчества. Собор при­над­лежал к числу тех редких памятников, которые своим архи­тек­турным обликом и реалиями своего времени свидетель­ство­ва­ли о новом направлении в строительстве. Это направление в даль­нейшем нашло свое яркое выражение в построенном в 618 году в Вагаршапате храме Св. Рипсиме, а также распространи­лось по всей Армении, позднее – в Грузии. К примеру, к подоб­ным церквам относится известная церковь Св. Креста в Арцахе.

В V веке Армения потеряла свою государственность и была разделена между двумя государствами: Персией и Византией. Господствуя над Арме­нией, эти две большие и могущественные страны пытались распылить ее, подчинить себе ее национальный дух. Этот дух в Арме­нии проявлялся в христианстве, вернее, в просветительской вере. И в двух частях завоеванной страны начались религиозные притеснения. Персы старались насадить в Армении мусульман­скую веру, стремились увести армян из григорианской веры. Эта борьба достигла наивысшей точки в конце V века. После Сар­да­ра­патской битвы, возглавляемой Варданом Мамиконяном, и на­ча­ла освободительного движения Персия с трудом смири­лась с армянской верой и прекратила гонения. Но император Византии был тверд в вопросе веры. Византийцы использовали все средст­ва и методы, дабы сделать Армению халкедонской. Единственная цель этой политики – слияние. Византийская сторона часто приг­ла­шала армян, грузин и агван для разъяснения этих религиозных вопросов. Такая встреча впервые была созвана в Константино­по­ле, потом в Феодополисе, где греческие духовники пытались убе­дить, что их, армян, вера, как и других, ничем существенно не отли­чается, и можно прийти к общности. А эта общность попрос­ту была только предтечей слияния.

Византия, убедившись, что подобными встречами она ни­че­го не может добиться, решила основать новый католикосат в визан­тийской части Армении. И для армян, живущих в визан­тий­ской части, был рукоположен католикос Овнан Багаранц, кото­рый, как церковнослужитель, пользовался большим влия­нием сре­ди местных армян. В то же время в персидской части, в Двине, в кресле католикоса сидел Минас Ервандаци, и фактически с избранием Овнана в византийской части становился его против­ни­ком. Избрание нового каталикоса в византийской части осу­щест­вилось по особому распоряжению императора Морика. И хотя Морик был по происхождению армянином (легенда гласит, что он родился в селе Ошакан), тем не менее, он оказался в этом вопросе очень последовательным и неприступным.

И вот вновь избранный каталикос Овнан построил в Аване собор и близлежащее строение для служителей. По достоверным свидетельствам историка Себеоса, собор построен в VI веке – в 588–597гг. Собор по своему архитектурному решению был но­виз­ной. Внешний вид – прямоугольно-четырехугольный, а внут­ри – крестообразный. В четырех углах были ризницы, в нем не было столбов для купола, основной купол опирался на эти риз­ни­цы. Историки свидетельствуют, что это дало церкви большие преи­мущества: зал был большой и цельный и, что самое главное, светлый. Кроме главного купола, собор имел малые купола, по существу, это было пятикупольное сооружение. Среди ученых сущест­вует мнение, что такого рода строения базилики пришли в Армению из Ассирии или Греции. Но впоследствии было доказа­но, что на земле армянской и раньше встречались подобные строе­ния, яркое тому свидетель­ство – главная церковь Двина, кото­рая вначале была построена как языческий храм, а после приня­тия христианства стала церковью. Известный ученый-архи­тек­тор Т. Тороманян настаи­вал на том, что церковь Авана – пер­вая среди храмов типа Рипсиме. По мнению ученого, именно такие армянские церкви в дальнейшем повлияли на византий­скую архитектуру. «Между Ани и Византией, – пишет он, – неза­ви­симо друг от друга, церкви так похожи в основе, что необъя­с­нимо. Возможно первенство осталось бы за Византией, если бы, к счастью, до нас не дошла полуразрушенная церковь Авана близ Еревана, построенная в конце VI века каталикосом Овнаном». Т. Тороманян нашел также принадлежность к самобытным армян­ским архитектурным частям, имеющим определенное армянское происхождение. Говоря о разрушенном храме Авана, особенно об орнаментах главного входа, отмечает, как он далек от запад­но­го стиля, как не вяжется с ним и «остается самобытным, армян­ским».

И Токарский пишет о храме Авана, отмечая, что церковь не могла иметь и не имеет подобного себе образца. Такие образцы были только в Армении, однако они просто не дошли до нас. «Крес­тообразный вид храма был знаком армянской архитектуры, известным ранее, чем композиционно сложные строения, как храм Авана близ Еревана».

Внешняя красота, резные двери и окна, интересные свиде­тель­ства об украшениях находим у наших историков. Были сви­де­тель­ства VI и VII веков, которые мало чем отличаются от мес­ро­повских письмен. Снаружи особую прелесть придавал храму красивый парадный вход.

Храм Авана был окружен хачкарами с богатыми узорами. По мастерству исполнения эти хачкары также были одними из первых на земле армянской. Сохранилась передняя часть алтаря. В каменную оправу заключен маленький шедевр, украшенный мини­атюрными крестами и скульптурами. В 1941 и в 1968 годах были сделаны попытки частично восстановить разрушенный храм: собраны камни, восстановлен центральный вход, очищена территория.

Среди других церквей Авана заслуживают особое внимание церкви Св. Ованеса, Св. Аствацацин, развалины которых дошли до наших дней. А на кладбище Авана есть хачкары XIII–XVIвв., есть и памятник, основание которого ученые определили V–VI века­ми.

Церковь Св. Ованеса была расположена неподалеку от Като­гике. Построена из тесаного местного туфа, им же была покрыта крыша. На главном входе выбиты два креста.

Т. Тороманян определил время построения этой церкви XIII–XIVвв., и только в 1968 году стало ясно, что церковь построена в IV–V веках. Церковь Св. Аствацацина также была из туфа, построена в IV–V веках, разрушена землетрясением 1679 года, восстановлена в 1968 году.

Она также окружена прекрасными хачкарами.

Эдуард Авакян

Продолжение