СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана».
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
МУЖИ И ОТЦЫ ЕРЕВАНА
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
- Вдохновлённый камнем
- Неутомимый рыцарь культуры
- Тот славный дом
ШАЛЬНЫЕ ЕРЕВАНЦЫ
- Мшо
- Сашах и Псти-Пучур
- Одноногий Кероб
- Ахпар Затик
- Гиж Коля
- Поэт и Кара-Бала
- Свирель из Вана
- Далуле
- Анкер Джапон
- Голый Арам
- Виноватый Ако
- Тер-Пошман (Господин Сожаление)
- Приветпапаша
- Ваграм-ага
- Эким-мно
- Бех-Мурук Коля (Усы-борода Коля)
- Варжапет
- Чистим Симонян
- Айгу Мнацакан
ЦЕРКВИ ЕРЕВАНА
ДРОЖЬ ЗАМОЛКНУВШИХ КОЛОКОЛОВ
Слышна мелодия молчаливых колоколов.
Вера – ты, кому мне молиться?
Ов. Шираз
В 1679 году произошло страшное разрушительное землетрясение. Разрушены, сравнены с землей сотни домов, строений, погибли многие церкви. Спустя годы после землетрясения многие из них были восстановлены, другие исчезли навсегда. Были восстановлены церкви Св. Погоса-Петроса, Св. Аствацацин, Катогике, Св. Зоравор, Св. Ованеса, на Конде – Св. Саркиса, часовня Гетсимана. Позднее построены новые – Св. Григора Лусаворича, церковь «Млери», русская – Святого Николая.
Но в жестокие годы большевизма, в 30-ые и позже, были разрушены многие из тех, которые были восстановлены после землетрясения. «Умолкли колокола соборов…» Восстановить хотя бы память о них – архитектурных памятниках старого Еревана, которых нет, наш долг. И пусть вновь звучит музыка их колоколов в сердцах старых и новых ереванцев.
СОБОР КАТОГИКЕ И ЦЕРКВИ АВАНА
Всего в семи километрах от центра Еревана в микрорайоне Аван, среди новостроек, как говорится, «вдали от глаз», забытые, находились развалины прекрасного собора, того, который по своему архитектурному замыслу, историческому значению занимал одно из первых мест среди армянского зодчества. Собор принадлежал к числу тех редких памятников, которые своим архитектурным обликом и реалиями своего времени свидетельствовали о новом направлении в строительстве. Это направление в дальнейшем нашло свое яркое выражение в построенном в 618 году в Вагаршапате храме Св. Рипсиме, а также распространилось по всей Армении, позднее – в Грузии. К примеру, к подобным церквам относится известная церковь Св. Креста в Арцахе.
В V веке Армения потеряла свою государственность и была разделена между двумя государствами: Персией и Византией. Господствуя над Арменией, эти две большие и могущественные страны пытались распылить ее, подчинить себе ее национальный дух. Этот дух в Армении проявлялся в христианстве, вернее, в просветительской вере. И в двух частях завоеванной страны начались религиозные притеснения. Персы старались насадить в Армении мусульманскую веру, стремились увести армян из григорианской веры. Эта борьба достигла наивысшей точки в конце V века. После Сардарапатской битвы, возглавляемой Варданом Мамиконяном, и начала освободительного движения Персия с трудом смирилась с армянской верой и прекратила гонения. Но император Византии был тверд в вопросе веры. Византийцы использовали все средства и методы, дабы сделать Армению халкедонской. Единственная цель этой политики – слияние. Византийская сторона часто приглашала армян, грузин и агван для разъяснения этих религиозных вопросов. Такая встреча впервые была созвана в Константинополе, потом в Феодополисе, где греческие духовники пытались убедить, что их, армян, вера, как и других, ничем существенно не отличается, и можно прийти к общности. А эта общность попросту была только предтечей слияния.
Византия, убедившись, что подобными встречами она ничего не может добиться, решила основать новый католикосат в византийской части Армении. И для армян, живущих в византийской части, был рукоположен католикос Овнан Багаранц, который, как церковнослужитель, пользовался большим влиянием среди местных армян. В то же время в персидской части, в Двине, в кресле католикоса сидел Минас Ервандаци, и фактически с избранием Овнана в византийской части становился его противником. Избрание нового каталикоса в византийской части осуществилось по особому распоряжению императора Морика. И хотя Морик был по происхождению армянином (легенда гласит, что он родился в селе Ошакан), тем не менее, он оказался в этом вопросе очень последовательным и неприступным.
И вот вновь избранный каталикос Овнан построил в Аване собор и близлежащее строение для служителей. По достоверным свидетельствам историка Себеоса, собор построен в VI веке – в 588–597гг. Собор по своему архитектурному решению был новизной. Внешний вид – прямоугольно-четырехугольный, а внутри – крестообразный. В четырех углах были ризницы, в нем не было столбов для купола, основной купол опирался на эти ризницы. Историки свидетельствуют, что это дало церкви большие преимущества: зал был большой и цельный и, что самое главное, светлый. Кроме главного купола, собор имел малые купола, по существу, это было пятикупольное сооружение. Среди ученых существует мнение, что такого рода строения базилики пришли в Армению из Ассирии или Греции. Но впоследствии было доказано, что на земле армянской и раньше встречались подобные строения, яркое тому свидетельство – главная церковь Двина, которая вначале была построена как языческий храм, а после принятия христианства стала церковью. Известный ученый-архитектор Т. Тороманян настаивал на том, что церковь Авана – первая среди храмов типа Рипсиме. По мнению ученого, именно такие армянские церкви в дальнейшем повлияли на византийскую архитектуру. «Между Ани и Византией, – пишет он, – независимо друг от друга, церкви так похожи в основе, что необъяснимо. Возможно первенство осталось бы за Византией, если бы, к счастью, до нас не дошла полуразрушенная церковь Авана близ Еревана, построенная в конце VI века каталикосом Овнаном». Т. Тороманян нашел также принадлежность к самобытным армянским архитектурным частям, имеющим определенное армянское происхождение. Говоря о разрушенном храме Авана, особенно об орнаментах главного входа, отмечает, как он далек от западного стиля, как не вяжется с ним и «остается самобытным, армянским».
И Токарский пишет о храме Авана, отмечая, что церковь не могла иметь и не имеет подобного себе образца. Такие образцы были только в Армении, однако они просто не дошли до нас. «Крестообразный вид храма был знаком армянской архитектуры, известным ранее, чем композиционно сложные строения, как храм Авана близ Еревана».
Внешняя красота, резные двери и окна, интересные свидетельства об украшениях находим у наших историков. Были свидетельства VI и VII веков, которые мало чем отличаются от месроповских письмен. Снаружи особую прелесть придавал храму красивый парадный вход.
Храм Авана был окружен хачкарами с богатыми узорами. По мастерству исполнения эти хачкары также были одними из первых на земле армянской. Сохранилась передняя часть алтаря. В каменную оправу заключен маленький шедевр, украшенный миниатюрными крестами и скульптурами. В 1941 и в 1968 годах были сделаны попытки частично восстановить разрушенный храм: собраны камни, восстановлен центральный вход, очищена территория.
Среди других церквей Авана заслуживают особое внимание церкви Св. Ованеса, Св. Аствацацин, развалины которых дошли до наших дней. А на кладбище Авана есть хачкары XIII–XVIвв., есть и памятник, основание которого ученые определили V–VI веками.
Церковь Св. Ованеса была расположена неподалеку от Катогике. Построена из тесаного местного туфа, им же была покрыта крыша. На главном входе выбиты два креста.
Т. Тороманян определил время построения этой церкви XIII–XIVвв., и только в 1968 году стало ясно, что церковь построена в IV–V веках. Церковь Св. Аствацацина также была из туфа, построена в IV–V веках, разрушена землетрясением 1679 года, восстановлена в 1968 году.
Она также окружена прекрасными хачкарами.