• Пт. Ноя 22nd, 2024

Артак Магалян. Заключение

Фев 16, 2024

«Наша Среда online»Завершаем публикацию монографии известного армянского историка Артака Владимировича Магаляна «Арцахские меликства и меликские дома в XVII–XIX вв.», посвященная одному из важнейших этапов армянской истории – истории меликств Арцаха.
Благодарим автора за согласие на публикацию книги.

Введение
Глава первая. Арцахские меликства как проявление армянской государственности
1. Войско арцахских меликств
2. Судопроизводство в арцахских меликствах
3. Налоговые обязательства
4. Участие меликов Арцаха в духовных делах своих гаваров
Глава вторая. Генеалогия меликских домов Арцаха
1. Генеалогия Мелик-Бегларянов — владык Гюлистана
2. Генеалогия Мелик-Исраелянов — владык Джраберда
3. Генеалогия Атабекянов — последних владык Джраберда
4. Род Асан-Джалалянов — владетелей Хачена в XVII–XIX веках
5. Генеалогия Мелик-Шахназарянов — владык Варанды
6. Генеалогия Мелик-Егаянов — владык Дизака

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История арцахских меликств является важнейшим звеном в истории Армении. В условиях отсутствия армянской независимой государственности меликства Арцаха были тем политическим образованием, на основе которого при возможности могло возродиться армянское государство.

В первой главе книги – «Арцахские меликства как проявление армянской государственности» – исследованы вопросы, связанные с правами и обязанностями меликов Арцаха.

Арцахские мелики имели военную силу, которая являлась залогом могущества и безопасности меликств. Численность военной силы меликств менялась на протяжении длительного периода их владычества. В 1720-х гг. они имели армию максимальной численности, когда совместно могли выставить 20 тысяч воинов. Но надо отметить, что на всем протяжении 200-летней истории арцахских меликств, за исключением 1720-х гг., военная сила меликов так и не смогла объединиться под единым командованием, что явилось основной причиной их ослабления. Вместе с тем факты свидетельствуют о том, что арцахские мелики сохранили свою военную силу вплоть до завершения меликского периода.

Мелики Арцаха, в основном руководствуясь нормами права обычаев, вершили судопроизводство, которое удовлетворяло потребностям традиционного армянского общества.

Обладая абсолютной самостоятельностью, мелики Арцаха были ответственны за сбор налогов в своих владениях и их своевременный взнос в шахскую казну. При этом если мелик не выплачивал ежегодный взнос в шахскую казну, это означало, что он взбунтовался. Несмотря на это, за время длительного периода существования арцахских меликств были такие властители, которые уклонялись от выполнения налоговых обязательств по отношению к завоевателям. В частности, такими властителями были мелик Хусейн – владыка Варанды в 1730–1736 гг., а также племянник последнего мелик Мирзабек, владыка того же гавара в 1736–1744 гг.

Кроме взноса в шахскую казну жители арцахских меликств были обязаны платить властелинам своих гаваров собирательный налог, называемый меликяной. Этот тип налога включал все то, что собиралось населением в пользу мелика.

Мелики активно участвовали в выборах католикосов Гандзасара и в назначении священнослужителей в своих гаварах, а также в строительстве и восстановлении церквей.

Вторая глава книги – «Генеалогия меликских домов Арцаха» – посвящена исследованию истории арцахских меликств и генеалогии правящих там меликских домов. Здесь четко показана непрерывность армянского владычества в Арцахе вплоть до присоединения Восточной Армении к России.

На основе проведенных исследований мы составили и придали целостный вид генеалогическим древам Мелик-Бегларянов Гюлистана, Мелик-Исраелянов и Атабекянов Джраберда, Асан-Джалалянов Хачена, Мелик-Шахназарянов Варанды и Мелик-Еганянов Дизака. Представлено происхождение рода Мелик-Овсепянов от Мелик-Бегларянов, Атабекянов от Асан-Джалалянов, Мелик-Шахназарянов от Допянов, а Мелик-Аслановых от Мелик-Еганянов. Исследованы также передвижения и дальнейшее распространение этих домов.

В данной главе мы уточнили некоторые хронологические вопросы, связанные с датами рождения и смерти, а также правления некоторых меликов.

В заключение отметим, что в целом меликства Арцаха были свободны и суверенны до тех пор, пока в сердце правителя одного из них не поселилось чувство вероломства. Когда по попустительству правителя Варанды мелика Шахназара II в 1752 г. в Арцахе утвердился Панах-хан – глава племени кочевых сары-джаллу, ему и его сыну Ибрагиму удалось значительно ослабить армянские меликства. И лишь благодаря героической Арцахской освободительной войне удалось исправить 240-летнюю роковую ошибку, совершенную меликом Шахназаром.

В этом контексте история арцахских меликств – это своеобразный урок сплоченности для последующих поколений. Если мы не усвоим этот урок, то в разных уголках нашей Родины Армении могут возродиться новоявленные панахи и ибрагимы.

Артак МАГАЛЯН
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории НАН РА и Матенадарана им. Маштоца

Источник: Арцахские меликства и меликские дома в XVII–XIX вв./А. В. Магалян. – Ереван: 2012