• Пн. Окт 7th, 2024

Артак Магалян. Генеалогия Мелик-Исраелянов — владык Джраберда

Янв 12, 2024

«Наша Среда online»Продолжаем публикацию монографии известного армянского историка Артака Владимировича Магаляна «Арцахские меликства и меликские дома в XVII–XIX вв.», посвященная одному из важнейших этапов армянской истории – истории меликств Арцаха.
Благодарим автора за согласие на публикацию книги.

Введение
Глава первая. Арцахские меликства как проявление армянской государственности
1. Войско арцахских меликств
2. Судопроизводство в арцахских меликствах
3. Налоговые обязательства
4. Участие меликов Арцаха в духовных делах своих гаваров
Глава вторая. Генеалогия меликских домов Арцаха
1. Генеалогия Мелик-Бегларянов — владык Гюлистана

2. ГЕНЕАЛОГИЯ МЕЛИК-ИСРАЕЛЯНОВ – ВЛАДЫК ДЖРАБЕРДА

Территория меликства Джраберд (Чараберд, Чараперт) большей частью располагалась между реками Тартар и Хачен. Свое имя гавар получил от меликской крепости-резиденции Джраберд, ныне находящейся в Мартакертском районе Нагорно-Карабахской Республики, на обширном скальном массиве на левом берегу реки Тартар и ее притока Трги[264]. Владетелями княжества были Мелик-Исраеляны, другими резиденциями которых были дворец Старого Мохратага и укрепленное поселение Майракахак (Кахакатех).

Мирза Юсуф Нерсесов (Овсеп Нерсисянц), С. Джалалянц, Раффи, Лео и ряд других авторов склонны считать, что Мелик-Исраеляны в конце XVII в. переселились в Арцах из сюникских сел Магавуз и Хнацах[265]. По имени основателя меликского рода Мелик-Исраела, жившего в конце XVII в., его потомки стали называться Мелик-Исраелянами. Известны имена четырех его сыновей: мелик Есаи, Алахкули, мелик Адам, Овсеп-бек и дочь, чье имя пока остается неизвестным.

Раффи, по всей вероятности, ссылаясь на рукописную книгу С. Джалалянца «История страны Алуанк», годом обоснования Мелик-Исраелянов в Джраберде считает 1687 год[266]. Согласно этой книге «Мелик Есаи, сын мелика Исраела из армянского рода Сисаканов, защищая честь сестры, убил главного из ханов Сюника и был вынужден со всем своим родом переселиться в Арцах в 1136 г. армянского летосчисления (1687 г.)»[267]. Обосновавшись на лесистых склонах горы Мрав, он постепенно расширил границы своих владений. Мелик Есаи скончался в 1728 г.

Его наследником стал брат Алахкули, который, по словам Мирзы Юсуфа Нерсесова, «проявил большую храбрость, сражаясь в войсках Надир-шаха против полчищ турецкого военачальника Абдаллаха Кепрулу-оглы, после чего шах повелел называть его не меликом, а Алахкули-султаном»[268]. В одной из памятных записей современник сообщает: «В 1198 году армянского летосчисления (1749 г.) предводителем Мараса (Амараса – А.М.) был Гаспар вардапет, а князем Алахкули-султан из Джраберда, армянин по нации и храбрец, победитель врагов, да пошлет ему Господь долгую жизнь и сохранит от всех несчастий»[269]. Тем же годом датируется послание Алахкули-султана о назначении некоего Киракоса старостой Арачадзора[270].

Отважный мелик ошибся только однажды, пригрев на груди змею, – он дал убежище и незначительную должность глашатаю («джарчи») Панаху-Али из кочевого племени дживаншир, осужденному Надир-шахом на отсечение головы в Персии. Впоследствии Панах-Али и его сыновья стали напастью и для самого Алахкули-султана, и для всех меликств Арцаха.

Спустя годы, набрав силу, Панах-Али стал вождем кочевников сарыджаллу, одной из ветвей племени дживаншир. Нарушив клятву, он пленил Алахкули-султана, прибывшего к нему на переговоры, и, подстрекаемый правителем Нахичевана Гейдар-Кули ханом, приказал отрубить ему голову. Вот так Панах «отблагодарил» мелика Джраберда, в свое время спасшего ему жизнь от палачей Надир-шаха. В одной из рукописей Матенадарана можно прочесть: «В году 1198 армянского летосчисления (1749 г.), в сентябре месяце Панах убил мелика Алахкули»[271].

Среди армян Арцаха еще в XIX в. была известна печальная песня, которую, согласно народному преданию, сложил Алахкули-султан в темнице Панах-хана перед своей казнью.

«Скажите Смелому вардапету, пусть придет ко мне,
Или пусть его убьет, или спасет меня,
Брат мой Адам, отомсти за меня,
Жаль, что месть моя осталась вовек»[272].

После этого начались кровавые столкновения меликов Джраберда, Гюлистана и Дизака с ханами племени сарыджаллу, длившиеся много лет с переменным успехом.

Преемником Алахкули-султана стал его брат мелик Адам[273], который «…с детства был заложником в Дагестане у Хосров-султана и хорошо обучился военным приемам горцев. Его освободил Надир-шах»[274]. В «Новой тетради» современники из числа индийских армян представляли мелика Адама как «мудрого и благовоспитанного человека, отважного в войне»[275]. А в памятной записи рукописи «История Сюника», датированной 1781 г., он характеризуется как «муж, храбрый сердцем и чрезмерно красноречивый, также и с щедрой дланью по желаниям своим духовнолюбивым к страждущим и нуждающимся»[276]. Мелик Адам и гюлистанский мелик Овсеп двадцать лет непрерывно воевали с Панах-ханом и его сыном Ибрагимом.

Об уважении, каким пользовался мелик Адам, свидетельствует грамота Католикоса всех армян Симеона Ереванци, направленная ему в 1771 г.: «От которого придет послание любви, благословения и даров духовных вместе с наищедрейшей милостью и Божественным милосердием и дарованием Святого Места Сошествия на тебя – возлюбленного нашего и верного и благодетельного друга и родимого сына Святого Престола – христолюбивого и в Нем всегда находящего силу, многочтимого и великодушного, благословенного и добродетельного парона Мелик-Адама, хранимого Богом дома твоего и местожительства твоего, во Христе обретших силу сыновей и дочерей, возлюбленных и друзей твоих…»[277].

Могучий владыка княжества Джраберд мелик Адам скончался в 1783 г., в начале июля. Перед смертью, обращаясь к посланнику русского царя, он завещал: «не допустите, чтобы хозяин этих мест – армянский народ – потерял веру…». «На похороны последнего, длившиеся целую неделю, прибыло много народа, в том числе приехал и сын Ибрагим-хана, со свитой в двести человек»[278]. Конечно, гости прибыли не столько для того, чтобы отдать дань уважения покойному, сколько для изучения ситуации в стане армян. Тело мелика Адама было захоронено в монастыре апостола Егише. К сожалению, мраморная плита с надгробной надписью не сохранилась. Однако в нашем распоряжении есть утешительные послания Католикоса всех армян Гукаса Карнеци, датированные 17 июлем 1783 г. и адресованные сыну покойного мелику Меджлуму и младшему брату Овсеп-беку. В письме к последнему читаем: «Ибо услышали ныне скорбную весть о смерти преблагородного возлюбленного нашего и брата твоего во Христе почившего парона Мелика Адама, которая воистину стала нам новой болью великой и ввергла в скорбь чрезмерную и печаль прегорькую»[279].

Соболезнуя давнему соратнику покойного мелику Абову, сыну гюлистанского мелика Овсепа, католикос Гукас пишет: «Ныне же услышали и о преставлении ко Христу благородного возлюбленного нашего, заботливого и родимого сына Святого Престола светлой старости и лучезарной души Мелика парона Адама. Воистину великая боль, горечь и скорбь была сердцам нашим. Ибо был он мужем благоразумным и мудрым старцем и как отец утешитель был вам. Вот убыл из дома вашего старец и скорбь великую оставил нам и вам»[280].

Женой мелика Адама была сестра гандзасарского католикоса Ованеса Асан-Джалаляна Камар-султан.

Преемником мелика Адама стал его сын мелик Меджлум. Другой его сын, Исраел, скончался еще в 1776 г., когда мелик Адам и гюлистанский мелик Овсеп находились в Гандзаке. Он был похоронен в южном алтаре местного собора Св. Ованес Мкртич. На надгробии имелась следующая эпитафия:

«Это есть покой Исраела,
Благородного и достохвального,
Подобного праведному Авелю,
И сына Мелика Атама.
В восемнадцать лет
Жизнь обретает полную даров непреходящих
В год 1225 (1776) 15 мая»[281].

Жизнь мелика Меджлума прошла за пределами меликства Джраберд в борьбе против Ибрагим-хана и в поисках союзников. В письме арцахских меликов генералу Павлу Потемкину от 5 июля 1783 г. читаем: «Елико же касается до предписанного умершего владельца мелик Адама, об оном имеем вам донести, что по просьбе и учиненному им при кончине завещанию определен на его место по удостоинству общества родной его сын Межлюм бек, которой, надеемся мы, по храбрости, расторопности и верности своей будет в распоряжении не хуже своего отца»[282].

Гандзакский Джавад-хан (1756–1804), враждовавший с ханом Ибрагимом, был другом джрабердских меликов, и мелик Меджлум нашел пристанище у него в Гандзаке. Следуя за своим повелителем, почти тысяча семей из числа подданных мелика Меджлума также оставили в 1788 г. Джраберд и переселились в область Гандзак. Джавад-хан разместил их в Шамшадине.

«Когда Ага-Мухаммад-хан вторгся в Карабах, сын Мелик-Адама Мелик-Меджлум служил в его войске и не щадил своих сил в боях против Ибрагим-хана»[283]. Вместе с армией Ага-Мухаммад-хана Джавад-хан и мелик Меджлум участвовали во взятии Тифлиса. О сыгранной меликом Меджлумом роли в этом походе публицист А. Арасханян писал: «В походе Ага-Махмад-хана роль Мелик-Меджлума была весомой»[284]. Причиной участия мелика Меджлума во взятии Тифлиса было то, что в свое время, когда мелики Арцаха, в том числе и мелик Меджлум, были в Тифлисе, грузинский царь Иракли II намеревался передать их заклятому врагу арцахцев Ибрагим-хану. Этого гордый владыка Джраберда не забыл. В одном из учебников по истории Грузии написано, будто мелик Меджлум был убит во время взятия Тифлиса, что, конечно, ошибочно[285]. После похода Ага-Мухаммад-хан удостоил мелика Меджлума следующих привилегий: «1) когда пожелает, может беспрепятственно поступить на службу; 2) исполнять его желания, о чем бы он ни попросил; 3) государственная казна всегда будет к его услугам»[286].

Мелик Меджлум был предательски убит во время одного из боев при осаде Гандзакской крепости в 1796 г.[287] По воле Джавад-хана его тело похоронили в городском кафедральном соборе Св. Ованес Мкртич. Этот мелик унес в могилу вместе с собой проект освобождения Карабаха от Ибрагим-хана при поддержке Персии, диаметрально противоположный проектам деятелей с российской ориентацией. Подданные мелика Меджлума остались в Гандзакской области под покровительством Джавад-хана.

Наследником мелик Меджлума остался его единственный сын, четырнадцатилетний мелик Адам II, впоследствии участвовавший в русско-персидской войне 1804–1813 гг. Мелик Адам II был обручен с Рехан, младшей дочерью Яссе, главы чеканщиков монет при дворе царя Ираклия. Когда его опекун Джавад-хан отправил сватов в Тифлис, хитрый дворянин вместо Рехан послал с ними старшую дочь, некрасивую Тамар. Мелик Адам II умер молодым, оставив единственную дочь Саар-наз. Мать выдала ее замуж за Саи-бека, сына Асри-бека из Нахичевана, и взяла зятя в свой дом.

Поскольку потомки рода Мелик-Исраелянов переселились в Гандзакскую область, а ставленники шушинских ханов Мелик-Алахвердяны – в Нухинскую, известный представитель рода Атабекянов Вани-юзбаши (1766–1854) удостоился титула мелика и в 1814 г. получил правление над Джрабердским меликством.

Таким образом, вдали от родного края, обманутые и ослабленные, Мелик-Исраеляны в начале XIX в. постепенно стали сходить с исторической сцены. По нашему мнению, этому прежде всего способствовало отсутствие сыновей у последних потомков Мелик-Исраелянов.

Артак МАГАЛЯН
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории НАН РА и Матенадарана им. Маштоца.

Источник: Арцахские меликства и меликские дома в XVII–XIX вв./А. В. Магалян. – Ереван: 2012

Продолжение

Ссылки:
[264] Гулян А., указ. соч., с. 82. Авторы изданного в 1956 г. в Баку книги, посвященной историческим памятникам Азербайджана, умалчивают о том, что крепость Джраберд была построена армянами и всегда принадлежала армянским князьям (см.: Памятники истории Азербайджана, Баку, 1956, с. 41).
[265] Мирза Юсуф Нерсесов, Правдивая история, с. 43; Джалалянц С., История страны Алуанк, Матенадаран, микрофильм № 367, с. 3; Раффи, указ. соч., с. 425-426; Лео, Собрание сочинений, т. 3, кн. 2, с. 257.
[266] Раффи, указ. соч., с. 425; срав. Джалалянц С., указ. соч., Матенадаран, микрофильм № 367, с. 3.
[267] Матенадаран, микрофильм № 367, с. 3.
[268] Мирза Юсуф Нерсесов., указ. соч., с. 43.
[269] Бархударянц М. Страна Алуанк и соседи, Арцах, с. 223.
[270] НАА, ф. 57, оп. 1, д. 3, л. 90. На приложенной печати отчетливо видна надпись: «Раб Христов Алахкули». В Матенадаране хранится также копия недатированной записки Алахкули-султана, адресованной сельскому старосте Киракосу, в которой просит взвесить и передать 12 тагар (мера изм. зерна) зерна (см.: Матенадаран, Католикосский архив, пап. 240, док. 123).
[271] Матенадаран, рук. № 7816, с. 20б.
[272] Матенадаран, микрофильм № 367, с. 4.
[273] М. Плузян – автор статьи «Гавар Джраберд области Арцах», напечатанной в № 8 1871 г. журнала «Арарат», Алахкули-султана отождествляет с его братом меликом Адамом. Так, попытавшись представить мелика Адама, он пишет: «Этот прославленный мелик, перебравшись в Джраберд из Муханка, ныне Магавуз, сперва обосновался в крепости, называемой Джермук. Во время войны Надир-шаха против видного османского воеводы Кюфюрлыоглу проявил величайшую храбрость и получил от шаха не только драгоценные дары, но и чин Султана, повелевав впредь величать его Алахкули» (с. 442). Вообще, в статьях этого периода, относящихся к арцахским меликствам, встречается множество таких ошибок и неточностей.
[274] Лалаян Е., указ. соч., с. 216.
[275] Новая тетрадь, называемая увещеванием, с. 102.
[276] Матенадаран, рук. № 1488, с. 218 а.
[277] Лео, Ходжаякан капитал, Ереван, 1934, с. 160 (на арм. яз.).
[278] Иоаннисян А. Р., указ. соч., с. 87; см. также: Улубабян Б., Золотая цепь, с. 303, 304 (на арм. яз.).
[279] Лео, Ходжаякан капитал, с. 160.
[280] НАА, ф. 57, оп. 3, д. 1, л. 97.
[281] Бархударянц М., Страна Алуанк и соседи, Арцах, с. 178; Свод армянских надписей, V, Арцах, с. 227-228; Карапетян С., Северный Арцах, Ереван, 2004, с. 50 (на арм. яз.). В последнем издании допущена неточность: вместо 1776 г. указан 1826 г.
[282] Армяно-русские отношения в XVIII веке, т. IV, с. 250.
[283] Мирза Юсуф Нерсесов, указ. соч., с. 52.
[284] Арасханян А., Кавказ сто лет тому назад. Шах Ага-Махмад-хан в Тифлисе, «Мурч», 1895, № 9–10, с. 1272 (на арм. яз.).
[285] Асатиани Н., История Грузии, учебник для учащихся русской школы, Тбилиси, 2002, с. 124.
[286] Раффи, указ. соч., с. 512.
[287] Об этом см.: «Мегу Айастани», 1863, № 16, с. 160 (на арм. яз.).