c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Мозаика Еревана. Тот славный дом

Июн 14, 2015

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

Предыдущие главы:

ТОТ СЛАВНЫЙ ДОМ

Печально, когда о чем-то или о ком-то — будь то известный деятель или простой смертный — говорят в прошедшем времени. Даже о здании, о простом строении. Был человек — и нет его. Стояло здание, исторический памятник — сегодня от него не осталось и следа…

Улица Шаумяна, дом номер четыре — здание, сыгравшее историческую роль в культуре столицы Армении. Его называли «Домом Арама Буниатяна» — одного из градоначальников Еревана. Старожилы-ереванцы называли его и просто «Клубом», а позднее — «Парламентом». Сколько воспоминаний, сколько незабываемых имен связано с ним, с историей старого Еревана, да и самой Армении! И, в первую очередь, имя самого Арама Буниатяна — известного общественного и государственного деятеля.

Особняк был построен в 1900 году по проекту архитекторов Б. Меграбяна и В. Мирзояна. Место выбрали отличное, в самом центре города. Здесь в свое время располагался караван-сарай. Новый дом был двухэтажным, из черного туфа. Первый этаж занимал большой магазин, так называемый «Пассаж» На втором этаже располагался актовый зал, комнаты и зимний сад. Вызывал восхищение внешний вид здания и его архитектурное решение. Все окна и дверь балкона, выходящего на улицу, были украшены изящными полуколоннами, увенчанными тонкой каменной резьбой. Величественный фасад с рельефными скульптурами был образцом архитектурного лаконизма. Прямоугольные витрины первого этажа, устремленный ввысь парадный вход, веерообразные украшения, пилястры второго этажа — все это для тех лет было строительным новшеством, создавалось талантливыми архитекторами. которые противопоставили классике современные архитектурные формы.

Но главным достоинством дома было то, что он стал для Еревана подлинным культурным центром. В старом Ереване начала XX века их было два: первый — клуб-театр Е. Джанполадяна. второй — дом А. Буниатяна. В этих двух очагах культуры проходили юбилеи, вечера, театральные представления. В 1916 году в удобном зале дома А. Буниатяна прошли гастроли оперы, и несколько недель подряд впервые выступал хор «Армянский гусан».

Клуб в доме А. Буниатяна имел свое руководство — Совет старейшин и собственный устав. Встречи и праздники в клубе были веселыми и содержательными. Вот что писала газета «Ереванские объявления»: «В воскресенье, 20 октября, в городском клубе состоится семейный танцевальный вечер. А в клубе высокопоставленных 9 февраля состоится маскарад, где удостоятся премии оригинальные костюмы. Для тех, кто придет в маскарадных костюмах, и для членов клуба вход бесплатный. Для господ офицеров и высокопоставленных вход в своих одеждах. Для гражданских лиц обязателен черный сюртук и белая сорочка. Начало в 8 часов вечера».

В этом доме состоялось первое заседание Парламента Армении. На балконе дома А. Буниатяна был впервые вывешен трехцветный флаг первой Республики Армения, здесь был избран первый варчапет (премьер-министр) республики Ованес Качазнуни и собравшиеся пели песню «Наша Родина» — гимн независимой Армении, которая, к сожалению, просуществовала недолго.

Позже события приняли иной оборот, и после установления в Армении советской власти в зале дома Буниатяна опять проходили съезды и заседания Центрисполкома и Советов Армении.

Прошло время, и дому вернули его важное первоначальное назначение — он стал, как и прежде, центром культуры. Зал его снова реконструировали.

3 декабря 1920 года в Ереване был создан союз «Гехарм» («Армискусство») с театральным отделением. Через несколько дней члены этого союза, вооруженные ломами и кирками, направились к залу заседаний Парламента. Ударами этих самых ломов и кирок были разрушены «парламентские ложи» и сцена, затем со стен содрали обои. Передовые бойцы новой культуры приспосабливали сцену для «пролетарских спектаклей», и на фасаде дома появился лозунг «Искусство принадлежит народу».

Годы спустя, в 1937 году, «родился» первый в Армении Государственный русский театр. На этой сцене играли многие талантливые артисты, заслуженные и народные, которых помнят старые ереванцы: Владимир Добровольский, Надежда Орлова, Нина Кемарская, Павел Феллер, Иван Грикуров… После Великой Отечественной войны Русский театр переехал в свой сегодняшний дом у кинотеатра «Москва», а в доме Буниатяна поселился Театр музыкальной комедии имени А. Пароняна. И снова на этой сцене играли прекрасные актеры: супруги Данзасы, К. Хачванкян, С. Григорян, Т. Саруханян, А. Андриасян. Первый этаж дома многие годы занимала ереванская аптека номер один — просторная, с красной обивкой стен, что очень впечатляло. А снаружи, у входа в аптеку, висел огромный градусник — предмет внимания и интереса всех ереванцев от мала до велика. Сегодня этот градусник хранится в Музее истории города Еревана.

Время неумолимо. В недавние 90-е годы XX века руководящие чины Еревана решили, что двухэтажный, из туфа, величественный дом А. Буниатяна находится в «аварийном состоянии» и подлежит сносу. Но дом стоял твердо, долго сопротивлялся, и его вынуждены были взорвать. Варварское решение о ликвидации исторического памятника сровняло с землей все, что он символизировал: память, красоту, историческую ценность.

Если бы дома умели говорить… Быть может, дом Буниатяна произнес бы со стоном, как воин, сраженный на поле боя: «О, мое славное прошлое!»

Мы умеем гордиться прошлым. И, гордясь,… разрушаем. И сегодня только тот самый огромный градусник со стены прекрасного дома А. Буниатяна остается свидетелем былого.

Эдуард Авакян

Продолжение