КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Завершаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.
- Богом данный иконописец. Богдан Салтанов
- О художнике, создающем стиль. Григор Ваграмян-Гаспарбекян
- Муза художника. Маруся Варданян
- Выдающийся театральный художник. Пато Ананян
- Народный художник и ашуг. Грачья Рухкян
- «Задача живописи — не отставать от народа…». Парсам Симонян
- Свободный полёт линий. Василий Варданян
- Романтик и реалист. Гервася Варданян
- Реставратор «Блудного сына» и «Богоматери». Вардкес Багдасарян
- Вызывающий эмоции. Андраник Петросян
- Раздумья художника. Эдмонд Закарян
- Арко Багдасарян
- «Жил-был художник один…». Арто Яралян
- Цена живописи. Пируз
- Спектакль окончен, но жизнь продолжается
- «Под вольтовой дугой…». Вардан Гумашян
- Одержимый самурай. Борис Матинян
Новая волна. Армен Ронов
Армен Ронов (Армен Мкртчян) родился в Ереване в 1971 году: кинорежиссер, мастер художественной фотографии, живописец, график, почетный член Союза художников Армении. Снимал фильмы в Италии, Грузии, России, Армении. В настоящее время продолжает созидать в родном Ереване. Недавно, в рамках учебного процесса Российско-Армянского университета, открыта киномастерская режиссера А. Ронова.
Сотворение Мира. Сотворение человека. Сотворенное человеком.
Слово. Образ. Образное слово. Словесный образ.
Вопросы, вопросы, вопросы.
Ответы, ответы, ответы.
Нет Ответа.
И, опять, все сначала.
«Сотворение человека — вот единственный ответ на все вопросы». Это кредо Армена Ронова. Это для него догма, аксиома, — все остальное — по кругу. И в каждом круге — новая волна.
«Новая волна» — так назвал режиссер Ронов и свой кинематограф. Я бы добавил — «своя волна».
Волна волне рознь. Вместе они — океан, — и каждая волна сбрасывает обитающим на суше свои эмоции, шокируя, лаская, остужая пенистым крылом.
Авторское кино Ронова проделывает со зрителем то же, что и нежданная волна с праздно загорающим у безмятежной водной глади: выводит его из спячки, вначале раздражает. Затем, тот замечает, что песок с него смыт, и мысль проснулась.
Для пишущего эти строки знакомство с Роновым началось с его личности. Она — незаурядная, разноплановая, прорывалась с первых минут общения.
Через короткое время я столкнулся и с его творчеством, вернее непосредственно с процессом этого явления. Это было то самое захлестывание волной его энергии и магнетической ауры.
За полночь, без предварительной церемонии, с кинокамерой он ворвался ко мне и с порога начал снимать. На фоне хранящихся у меня икон и памятных сердцу вещей, он на одном дыхании снимал и снимал. Под призором его кинокамеры я молча слонялся по квартире, слушал музыку, нещадно курил и с нетерпением ждал, чем все это кончится.
Когда, через пару дней, Ронов пригласил на просмотр этого коротенького фильма под названием «Григорий», я снова был в шоке. Знакомые Образы по-новому, необычно контрастирующие на черно-белом экране, озвучивались за кадром лермонтовскими строками голосом несравненного Олега Даля. Затем «эти звуки» всплыли в удивительных, уже красочных Образах конкретных архетипов: Христа, Богоматери, Николая Угодника, Симеона Столпника, поразивших Ронова — что и послужило причиной этой ночной съемки — и ставших поворотным в его творчестве.
Затем им был снят фильм «Страсти по Григорию», по мотивам моей книги «Артиквариум». Фильм в 2010 году был отмечен на кинофестивале «Невский Благовест» в Санкт-Петербурге особым дипломом: «За воспевание евангельского славословия».
Позже, просмотрев еще немало его кинопортретов наших современников (художники Акоп Акопян, Гаяне Хачатрян, Роберт Элибекян, Феликс Егиазарян, Ван Хачатур и др.), «Поприщин» по Гоголю, «Анна Каренина» по Толстому, было то же ощущение, — в первые секунды: де-жавю, но еще через секунды параллели и ассоциации с иными киноноваторами отметаются, и остается только Ронов, его кино, его выстраданность. Начинаешь понимать, что происходящее на экране — это реализм Ронова, его аксиома: догма и канон. Путь Армена Ронова в кинематографе не прост, выстрадан и тернист. Но первоначальная предвзятость окружения, замалчивание коллег постепенно отступали под напором таланта и одержимости.
На международном кинофестивале «Я» в Армении он награждается специальным призом. В 2009 году в Санкт-Петербурге за фильм «Анна Каренина» (в роли Каренина — народный артист РА Владимир Мсрян) награждается в номинации «За новое слово в кинематографе». Фильм, наряду с другими игровыми фильмами, был представлен Арменией на кинофестивале в Каннах.
О живописи, графике Армена Ронова.
Впервые увидев несколько его графических работ из серии «Феникс», с удивительно свободными линиями, сплетенными в густой ажур, я принял эти рисунки за подготовительный материал к очередным фильмам.
Но однажды Ронов, как когда-то с кинокамерой, ворвался ко мне со своей живописью. И вновь шок… И вновь — ассоциации и сравнения. И вновь, подспудно, всплывают гениальные имена мастеров кисти, однако, ловишь себя на мысли, что это иное — и не можешь оторвать взгляда от его картин. Не можешь отвести его ни при первом просмотре, ни через день, два, три.
Живопись Ронова родилась из его же фильмов. Его картины — это продолжение его кино. Но если его киноленты лаконичны в отношении продолжительности, то живописные картины бьют рекорды временного притяжения к себе. Они, как магнит, притягивают взгляд смотрящего и раскрываются, как бутон, все шире и шире, все глубже и глубже, пласт за пластом, слой за слоем.
Анри Мальро утверждал: «Художник не создает произведение, а открывает его».
У Ронова своя перспектива в построении живописных работ: не прямая, как в современной станковой живописи, или обратная, как в иконописи, а многоплановая, но с использованием тех же иконописных приемов, оказавших и на него мощное воздействие, как и на весь авангард двадцатого, а теперь и двадцать первого века. Роновская иконография — это архетипы, пересечение времен и пространств, блеск натуральных пигментов, декоратизм и, конечно, драматургия. Тут начинается его театр, искусство синтеза кадра, поэзии, музыки красок, мысли и игры. Игры, в эпицентре которой сам автор.
Армен Ронов владеет и искусством слова, умением увлечь, заинтриговать, воодушевить. Вначале может показаться, что он играет, и он, естественно, играет, как и подобает Артисту. Но, как говорил Райнер Мария Рильке: «Они стали художниками, так как поняли, что очень многие вещи невозможно выразить словами».
В таких случаях Ронову приходят на помощь кино и фото камера, кисть и краски.
Анализировать живопись и графику Армена Ронова и легко, и трудно. Ее, как и его фильмы ,надо видеть, вступая под их гипнотизмом в диалог с автором, с самим собой, с Миром. Остальное — дело личного вкуса.
Армен Ронов — почетный член Союза художников Армении и член профессиональных художников ЮНЕСКО.
Последняя персональная выставка его работ состоялась в посольстве США в Ереване в декабре 2009 года. Картины его имеются не только в частных собраниях, фондах СХ и Национальной картинной галерее Армении, но и в Грузии, США, Франции, Италии, — в частности, в музее Андрея Тарковского во Флоренции, в личной коллекции знаменитого итальянского драматурга Тонино Гуэрры и других.
Еще одна грань таланта Ронова — художественная фотография. На конкурсной выставке в галерее «Академия» в Ереване, Ронов, за работу «Вечная жизнь», получил приз и приглашение на выставку своих художественных фоторабот в Ниццу.
И снова о кино. Армен Ронов одержимо работал над международным проектом — полнометражным фильмом «Антон Чехов». Работа была начата с намерением приурочить фильм к 150-летию со дня рождения А. П. Чехова.
Это был первый проект, представленный Арменией к юбилею Чехова. Авторы сценария: Армен Ронов и Григорий Арутюнян, автор этих строк.
В роли Антона Павловича должен был сниматься Народный артист РА Владимир Мсрян.
Художественная постановка фильма была предложена известному художнику Роберту Элибекяну. В создании фильма предполагалось участие России, Украины, Франции с вовлечением их ведущих актеров и актрис.
Но, к сожалению, на финишной прямой к фильму скоропостижно ушел из жизни Владимир Мсрян. Сценарий в современной оригинальной трактовке, основанный на биографических данных, произведениях и эпистолярном наследии великого писателя, его связей с деятелями армянской культуры, ждет своего часа.
Ждет своего часа и не менее оригинальный сценарий, написанный недавно мной и Роновым, под названием «Мужик А», по мотивам «Холстомера» Льва Толстого.
Эта работа в виде сценария-проекта была представлена в этом году от Армении мировым кинопрокатчикам на Каннском кинофестивале.
Несмотря на известные сложности, искусство, одержимое, выстраданное, непременно пробьет себе дорогу.
Путь режиссера и художника Армена Ронова, как и излюбленного им архетипа Феникса, возрожденного из пепла, продолжается и преображается на нелегком пути к своей Истине.