c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 5th, 2024

Успение Пресвятой Богородицы – Сурб Майрам Аствацацин

Авг 16, 2024

«Наша Среда online» — Римско-католическая церковь в VII в. объявила 15 aвгуста днём Успения Богородицы. По мнению некоторых исследователей именно в середине августа в дохристианскую эпоху отмечались различные праздники в честь языческих богинь.

Успение – самый великий из праздников, посвященных Деве Марии. День 15 августа или ближайшее воскресенье с 12–18 августа – день окончания земной жизни Богородицы, день встречи с Христом после долгой разлуки.

Согласно преданию, последние дни жизни Дева Мария пребывала в Иерусалиме. Апостолы, возвратившись из дальних странствий, приходили к Ней, как дети к своей матери, затем снова шли по свету, проповедуя учение Христа. Нередко она приходила на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей, по преданию, явился архангел Гавриил и поведал о скором переселении из этого мира в мир небесный, вручив ей в залог пальмовую ветвь. Случилось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран стали собираться апостолы, сам Христос, окруженный ангелами и архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Без страдания, как бы во сне, Пресвятая Дева покинула этот мир и отошла к вечной жизни. Похоронили её недалеко от Гефсиманского сада, и вход в пещеру закрыли большим камнем.

Далее предание повествует, что апостол Фома не присутствовал при похоронах. Когда он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий, стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень. Но тело Богородицы исчезло (она была взята на небо), а в пещере лежали только погребальные пелены.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно отмечается в Гефсимании, где на месте её погребения возведен храм. Он символически разделен на две части. Левая часть принадлежит Армянской Апостольской Церкви, а правая – Греческой Православной. Церковный алтарь был сооружен армянским царем Гетумом II во время его короткого пребывания в Иерусалиме, о чём свидетельствует Джон Полонер (1422г.). Во время раскопок на скале около правой двери была обнаружена надпись с упоминанием армянского патриарха Мартироса (1410г.), по распоряжению которого велись реставрационные работы. Армянскому патриархату принадлежит также большой сад, примыкающий к церкви [1].

Как считает архиепископ Магакия Орманян, хотя и это праздник Св. Марии Богородицы, но он связан не столько с содержанием праздника, сколько приурочен в соответствии с погодой к сбору винограда и его освящению в церкви[2]. В сущности, это один из праздников урожая и жатвы.

Несомненно, что церковный праздник Успения Богородицы восходит к древнейшим дохристианским восточным культам Великой Матери Богов – Кибелы, Реи, Деметры и других богинь плодородия, который перешёл в почитание Марии Богородицы. Произошло замещение персонажей, хотя сущность их одна и та же – Мать земля родит весь растительный мир, и в особенности зерновые, как основу жизнеобеспечения земледельческих народов.

О запрете до Успения собирать и есть виноград в среде армян Карадага сложилось предание. «Ной, желая узнать, когда можно выйти из ковчега, посылает на землю голубя, который по дороге встретил Христа. Христос даёт гроздь винограда, освящает её, потом берёт стакан с вином, ударяет им по винограду и говорит: «Отнеси её Ною, вино – моя кровь, виноград – тело, пусть поверит и ни капельки не боится выйти из ковчега и спуститься на землю». Поэтому христианин не должен есть виноград до дня освящения винограда, когда в церковь приносят виноград, освящают, а потом раздают»[3].

Тот же запрет был в Кесапе. За нарушение Богородица могла не благословить виноград. В то же время большое значение придавалось также ритуальной пище. Уже в субботу женщины пекли бокех – ‘обрядовые круглые хлебцы’, которые ели с виноградом, и обязательно варили обед из гороха и баклажанов. Если шли на богомолье, то там варили hapису – кашу из отварной обрушенной пшеницы и жертвенного барана. В воскресенье мужчины несли в церковь для благословения виноград, а женщины – бокех. Частичку бокеха и винограда приносили домой, а остальное раздавали на церковном дворе[4].

До праздника Св. Богородицы в регионе Сисиан был запрет на употребление винограда. В день праздника его освящали и ели[5].

Армяне Кесарии также на Богородицу благословляли в церкви виноград, но, по всей вероятности, этот праздник имел связь и c жатвой. Во многих местах зажигали факелы и костры[6]. А в Арабкире и окрестных сёлах в церкви благословляли все четыре стороны света и виноград, т.е. совершали обряд андастан. Многие бесплодные женщины шли на богомолье[7].

В среде армян Мушской губернии в селе Арвариндж до Успения Св. Богородицы был недельный пост. Во время воскресной службы старшая в доме женщина несла в церковь на подносе гроздь винограда, одно яблоко и айву. В церкви она прикрепляла к ним горящую свечу. Священник благословлял плоды, и после этого их можно было есть. Было принято раздавать плоды в церкви нуждающимся.

Жертвоприношение совершалось так: тот, кто приносил жертвоприношение голубями, обходил с ними 3 или 7 раз вокруг церкви, надрезал кожу у хвоста или крыла, кровь мазал на голову птицы и отпускал в небо[8]. Голубей выпускали почти во всех регионах и следили за их полётом.

Если приносили в жертву петуха, то приносящий в жертву обходил с ним три раза вокруг церкви, освящал у священника соль. Тут же во дворе резник отсекал голову петуху, нанося кровью крест на лоб жертвователю. Мясо отварного петуха раздавали в три дома. Мясо не должно было оставаться на следующий день.

Армяне праздновали день Св. Богородицы посещением мест богомолья, связанных с её именем, и троекратным обходом храма. В Карабахе освящали виноград и пшеницу. Виноград тут же раздавали в церкви, а пшеницу приносили домой и смешивали с той частью нового урожая, которая была отобрана на семена. Верили, что это придавало особую урожайность зерну[9].

Эмма Петросян,
доктор исторических наук, этнолог

Ссылки:

[1] Hintlian K. History of the Àrmenians in the Holy Land. Jerusalem, 1989. P. 44.
[2] ԾԲ, էջ 21 (ОС. С. 21).
[3] Հովսեփյան Հ. Նշվ. աշխ., էջ 421 (Овсепян Ов. Ук. соч. С. 421).
[4] Չոլաքեան Հ. Նշվ. աշխ., էջ 340–342 (Чолакян А. Ук. соч. С. 340–342).
[5] Լալայան Ե.Ա. Ջավախք //ԱՀ № 1, Շուշի. 1898, էջ 260 (Лалаян Е.А. Джавахк // ЭО. № 1. Шуши. 1898. С. 260).
[6] Ալպոյաճեան Ա. Հ. Նշվ. աշխ., էջ 1772 (Алпояджян А. Ук. соч. С. 1772).
[7] Բախտիկյան Ս.Ա. Արաբկիրը եվ շրջակայ գյուղերը. Բեյրութ, 1934, էջ 629 (Бахтикян С.А. Арабкир и окрестные села. Бейрут, 1934. С. 629).
[8] ПМА 1963. Талинский р-н. С. Сусер. Информант уроженец Мушского вилайета, с. Сохком.
[9] Лисицян С.Д. Ук. соч. С. 186.

Источник: Петросян Э.Х. – Праздники армян в контексте европейской культуры. Ер.: Тигран Мец, 2011