• Пт. Ноя 22nd, 2024

«Жил-был художник один…». Арто Яралян

Апр 29, 2016

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Grigory_Harutyunyan-Khudozhniki-cover

Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.

 «Жил-был художник один…». Арто Яралян

Художник Арто Яралян на вернисаже
Художник Арто Яралян на вернисаже

Не просто жил, но и был — творил, рисовал, радовался, возмущался, входил в раж и грустил. Звали его Артавазд Яралян. Все называли его просто Арто, — так он и подписывал свои картины.

Родился в 1941 году в с. Кохб (Армения). Профессиональный художник, член Союза художников и Союза журналистов Армении. 15 лет занимал должность главного художника газеты «Советская Армения». Он гордился всем этим. А кто не верил — демонстрировал соответствующие «корочки».

Его любили и знали по ереванскому Вернисажу. Приходил на Вернисаж иногда и в будни. Расположившись в самом центре сквера, под деревьями, и развесив свои рисунки на веревочке, закрепив их бельевыми шпильками — в узком кругу мы называли его «шпилечником» — он сразу привлекал к себе всеобщее внимание. Здесь же, рядом, на парапете, мог быть и незамысловатый «натюрморт» — рюмка вина или водки, хлеб, лук. И сам Арто — мятежный, беспокойный, сильно жестикулирующий, но добрый и простой. Говорил громко, практически всегда «под шафе». Свои рисунки отдавал задарма или за рюмку водки и закуску. Мог и подарить или нарисовать тут же, бесплатно, если давали бумагу и карандаш. Одним словом — богема.

Рисунки и живопись его экспрессивны, с буйством и нервом беспокойного Мастера. Они наполнены солнечными лучами, прорывающими бумагу и холст, стремящимися уйти за пределы ограничивающих их паспарту, багет, — увлекая за собой и зрителя. В этой свето и солнценосности сила художника Артавазда Яраляна.

Арто был безмерно рад, узнав о скором выходе книжки «Вернисаж», где, естественно, был представлен. К сожалению, он не успел подержать ее в руках.

Арто умел радоваться, как ребенок, и если ему что-то очень нравилось — радовался искренне, прихлопывая себя по коленям. Любил музыку, хорошо танцевал. Услышав мелодии песен из ближайших Вернисажу кафе — не мог устоять на месте, выделывая медленные «па» и без партнера или обхватив одинокое деревце.

Его любимым выражением было: «Что вам от меня надо?!!.» А нам надо было, как раз, немного. Мы были удовлетворены его присутствием на Вернисаже, где иногда и приобретали его рисунки. Но вопрос его имел большую глубину и обратную направленность. Он подсознательно подразумевал — что сам Арто хотел получить от окружающих. А хотелось ему, как и всякому художнику, больше тепла, слов воодушевления, похвалы и аплодисментов, на что мы ох как скупы! Критиковать — пожалуйста, а похвалить — духу не хватает. Он прошел «огонь и воду», но «медные трубы» молчали.

Арто знали не только по Вернисажу у памятника Сарьяну, где бессменная тикин Рипсик в знаменитом кафе «Козырек», носящем ныне ее имя — «Рипсиме» — вне очереди готовила для него чашечку кофе. Он не умел ждать. Он всегда куда-то торопился.

Как-то, в одном из обменных пунктов валюты, я увидел на стене прикрепленный кнопочкой рисунок Арто. Подумав, что это случайный эпизод, я сказал работникам пункта, что это хороший рисунок, обратите на него внимание, тем более, что художника уже нет с нами. Сожалению работников не было предела:

— Как, Арто нет? Жаль… очень жаль… Они его знали и любили.
Человек нагим приходит в этот мир и уходит из него. Это аксиома. Значимость его определяется тем, что он оставляет после себя.

Художник сыграл свой спектакль без антрактов и аплодисментов, которых так желал и заслужил. Но занавес опустился неожиданно. Художник безвременно ушел. Ушел, не доиграв, не дорисовав, не долюбив.

Веревочка на Вернисаже, где висели его рисунки, исчезла. Но его картины, рисунки — декорации к моноспектаклю под названием «Арто»
— остались. Поаплодируем же им — растерянным, вмиг осиротевшим, но подкупающим столь дефицитным ныне Наивом. Именно в этом была и остается сила притяжения художника Арто Яраляна.
ПОСТСКРИПТУМ

Арто ушел из жизни, как настоящий актер, на своей «сцене». В один из холодных дней конца 2004 года он остался ночевать на одной из лавочек Вернисажа. Утром его, еще подающего признаки жизни, обнаружили случайные прохожие и отвезли в реанимационное отделение одной из ереванских больниц, где его приняли за обыкновенного бомжа. Только после кончины выяснилось, что умер художник.

В Ереване, после ухода из жизни Арто, состоялось несколько его персональных посмертных выставок.

Недавно в Литве вышла книга о безвременно ушедшей талантливой художнице Арпи Яралян — дочери Арто Яраляна. Она ушла из жизни в Вильнюсе, в возрасте 33 года. Вторая дочь Арто, Ануш, тоже художница.

В Литве открыта художественная галерея под названием «Арт-О!», где в постоянной экспозиции работы Арто, Арпи и Ануш Яралянов, а также картины других армянских художников.

ГРИГОРИЙ АРУТЮНЯН

Продолжение