• Пт. Ноя 22nd, 2024

Романтик и реалист. Гервася Варданян

Фев 23, 2016

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Grigory_Harutyunyan-Khudozhniki-cover

Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.

gervasya_vardanyan

Гервася Алексеевич Варданян родился 4 августа 1927 года в Армении, в г. Кировакане (ныне — Ванадзор).

В 1950 г. с отличием окончил художественное училище им. Терлемезяна.  В 1956 г., также с отличием — Ереванский театрально-художественный институт. С 1956 участвует на художественных выставках. С 1957 г. — член Союза художников Армении. Заслуженный художник АрмССР. Живет и работает в Ереване.

С Гервасей Алексеевичем нас, опять же, свел случай: была необходима атрибуция картины с подписью: «Г. Варданян». Дверь в мастерскую открыл сам художник и провел меня, как давнего знакомого, хоть и видел в первый раз, в солнечную мастерскую. Она показалась мне необыкновенно светлой и теплой, как и сам хозяин и его супруга Цогик. Потом я понял, что солнечный свет из окон мастерской и свет, излучаемый его картинами, висящими на стенах, фокусировались в облике самого Мастера. Все это отражалось на окружающий его мир, мир конкретного художника: яркого, светлого, чистого и душевного — Г. Варданяна.

Мы сразу подружились, и я стал часто бывать у него в мастерской.

В свои 85 лет он полон энергии и оптимизма, с увлечением рисует, рассказывает о картинах, перипетиях творческого пути, своем отношении к живописи.

gervasya_vardanyan1

— Гервася Алексеевич, как вы отнеслись к известию, что ваши работы выставлялись на Лондонском аукционе «Кристи», и как они туда попали?
— В середине 90-х меня посетили любители живописи из Англии и приобрели несколько работ, пообещав устроить выставку и сообщить мне об этом. Но время шло, а известий никаких. И вот, совершенно случайно, я узнал из каталога аукциона «Кристи» за сентябрь 2000 года, посвященного живописи художников СССР, что там выставлялись семь моих картин, и все были проданы! Я испытал двоякое чувство: с одной стороны было обидно, что я ничего об этом не знал и мог не узнать, а с другой — радость за высокую оценку и признание моего труда.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые причисляют ваше творчество к «соцреализму»?
— Я считаю себя реалистом и в жизни, и в живописи. Но и неисправимый романтик. Об этом говорит и моя вера в возможность равенства и справедливости в обществе. Я и сейчас верю в это. Кстати, в КПСС я так и не вступил. А что касается причисления моих работ к тому или иному «изму», то это меня не волнует. Это дело искусствоведов, критиков, кураторов тематических выставок. Мое дело — рисовать и доставлять людям радость. Сюжеты и темы мне диктует сама природа. В этом смысле — я реалист. Это не значит, что я делаю или пытаюсь делать точные копии того, что вижу. Во-первых, это невозможно. Во-вторых, бессмысленно.

— Считаете ли вы, что художник ответственен за то, что творит?
— Да, ответственен. Потому, что человек, смотря на картину или другое художественное произведение, должен получить положительный заряд, помогающий ему жить и идти вперед.

gervasya_vardanyan2

— Судя по вашим картинам, вы не относитесь к художникам, меняющим стиль и манеру письма в различные периоды творчества?
— Честно говоря, у меня никогда не возникало такой потребности или желания. Природа так богата, многообразна и многоцветна, что не хватит одной жизни, чтобы запечатлеть ее на хосте. Например, я рисую озеро Севан всю свою жизнь, и моей дипломной работой были «Севанские рыбаки», но я до сих пор не считаю, что хотя бы приблизился к красоте этого чудо-озера. А в какой манере и в каком стиле выражать свои чувства в живописи, менять или не менять их, каждый художник волен выбирать сам.

— Как вы относитесь к другим направлениям современной живописи?
— Спокойно и положительно. Мне близка живопись, где есть изначальная мысль и присутствует профессионализм. Я часто посещаю мастерские знакомых художников — авангардистов, модернистов — и с
интересом смотрю, как они рисуют. Главное, чтобы все направления служили одной цели — прославлению красоты мира.

— Вам знакомо чувство неудовлетворенности своими работами?
— Создание картины — тяжелый, но радостный труд. Чувство неудовлетворенности — составная часть творческого акта. Именно оно заставляет заново брать кисть. По большому счету, если художник полностью удовлетворен своими работами — значит, в нем кончился Художник.

Григорий Арутюнян

Продолжение