КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.
- Богом данный иконописец. Богдан Салтанов
- О художнике, создающем стиль. Григор Ваграмян-Гаспарбекян
- Муза художника. Маруся Варданян
- Выдающийся театральный художник. Пато Ананян
- Народный художник и ашуг. Грачья Рухкян
- «Задача живописи — не отставать от народа…». Парсам Симонян
- Свободный полёт линий. Василий Варданян
- Романтик и реалист. Гервася Варданян
- Реставратор «Блудного сына» и «Богоматери». Вардкес Багдасарян
- Вызывающий эмоции. Андраник Петросян
- Раздумья художника. Эдмонд Закарян
- Арко Багдасарян
- «Жил-был художник один…». Арто Яралян
- Цена живописи. Пируз
- Спектакль окончен, но жизнь продолжается
- «Под вольтовой дугой…». Вардан Гумашян
Одержимый самурай. Борис Матинян
«Все — суета. Все — проходящий сон.
И свет звезды — свет гибели мгновенной.
И человек ничто. Пылинка в мире он,
Но боль его громаднее Вселенной…»
А. Исаакян (пер. М. Дудина)
Вспоминая Бориса Матиняна или просто Борю, больно сжимается
сердце. Его не стало в 2011 году. Внезапно исчез с планеты Земля человек, которому еще предстояло пройти немалый путь и сделать очень многое: он так хотел, он так задумал, он шел к созданной в воображении «пирамиде», надеялся дойти, удивить всех, в том числе и меня, и себя. Не успел.
Но молодой режиссер Рубен Антонян успел снять про Матиняна фильм. Успел заметить и показать «открытый нерв» героя своей ленты. Фильм называется «Одержимый самурай» и название это, на мой взгляд, очень удачное. Закадровый текст читает заслуженный актер Армении Виген Степанян. Боря и меня попросил сказать несколько слов в кадре. Ему очень нравились эти эпизоды с моим участием и при встречах, он
восклицал:
— Слушай, как ты курил в кадре! Я все время пробую, но так как это делаешь ты — не получается!
А вот рассказ Бори в этом фильме о себе.
Родился в Ереване в апреле 1947 года. Отец, Матинян Ашот, ребенком попадает в приют для детей, спасшихся от геноцида армян в Турции. Впоследствии — заслуженный полиграфист Армении, заслуженный деятель культуры АрмССР. Участник Великой Отечественной войны. В годы войны Ашот Матинян встречает свою любовь, русскую девушку Нину Полушкину и связывает с ней дальнейшую судьбу. После победы у них рождаются сын Боря и дочь Валентина. Боря, успешно окончив школу, поступает на экономический факультет Ереванского Университета. По окончании, работает в соответствующих учреждениях и ведомствах — как сам отмечает, проходит очень занятную по своей психологии чиновничью жизнь. И все, вроде, течет гладко и спокойно, никаких бурь и ураганов. Но проходят годы, уходят из жизни родители Бориса. В одночасье перестает существовать и СССР. Сначала в это верится с трудом. Милой чиновничьей идиллии приходит конец. Личная жизнь Матиняна также дает трещину, и в один прекрасный день он понимает, что остался совсем один в этом чуждом для него новом мире. В холодные и темные для Армении 90-е, у Бори, и не только у него, наступает отчаянье.
— Пора уходить — тихо, спокойно, думалось мне, — рассказывает Боря.
Однажды, проснувшись, видит свою подушку всю в крови. Так он и лежит дня три на этой подушке, прижавшись к сгусткам своей кровушки.
Но жажда жизни берет верх, и Боря вдруг начинает рисовать! Снова фиаско — ничего у него не получается. И так — несколько раз. Но нет, опять фиаско.
Потом была весть о гибели принцессы Дианы. Эта весть вызвала в нем бурю эмоций и будто кто-то снова подтолкнул его к кисти. С того дня Борис Матинян не расставался с красками и кистью. Рисовал, как одержимый — эмоции требовали выплеска. Эти выплески и «садились» на любой подручный материал.
Сколько нарисовано — Матинян не знал и сам. Бесконечные персональные выставки в школах, детсадах, воинских частях, в Карабахе… Бесконечные щедрые дарения. В этом был весь Боря. Как он гордился своими грамотами, множеством упоминаний в прессе! А медаль Маршала Баграмяна от Минобороны! — немного найдется художников удостоившихся этой награды. А Матинян ведь не был признанным художником, — профессионалы не принимали его всерьез, у него не было спецобразования, он не был членом Союза художников.
На все события, происходящие в Армении и в странах бывшего СССР, Боря незамедлительно реагировал в своих художествах. А затем дарил эти работы, рассылал по странам и регионам. Как он переживал гибель российской подводной лодки «Курск»! Выплеснул одну из своих лучших, на мой взгляд, композиций под впечатлением этой трагедии. Собирался устроить выставку на месте гибели моряков «Курска». Собирался подарить свои работы городу Сочи в канун зимней олимпиады 2013 года. Очень хотел сам туда поехать, встретиться, наконец, со своей недосягаемой Музой, которой восхищался всю жизнь — замечательной певицей Софией Михайловной Ротару.
Не успел.
Не успели и мы по достоинству оценить неистовство и бунт этого, поистине, одержимого и одинокого армянского самурая. Но и это не самое страшное. Вместе с Борисом Матиняном исчезло все, что было им создано: рисунки, коллажи, декоративно-прикладные композиции, приготовленные к очередному дарению картонные ящики с его работами. Их нет.
К сожалению, весть о случившейся беде застала меня в состоянии, исключающем участие в проводах Бори в последний путь. Когда же я оправился и решил узнать, что же стало с наследием Матиняна — мне это не удалось — никто ничего не знал. Вся надежда на сестру Бори, Валентину. Живет она в Санкт-Петербурге, связей у меня с ней нет, но надеюсь, что она сбережет память о своем неординарном брате.