ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Наша среда» продолжает публикацию книги Клары Терзян «Диалог с дубом». Благодарим автора за возможность публикации.
ЧЕТЫРЕ ПОДСНЕЖНИКА И БОЖЬЯ КОРОВКА
- Смех тяжёлых дней
- Солнечный зайчик
- Этот исторический день
- Цвет вишни
- Похоже, небо проясняется
- Осень и ветер
- Магия красного полотенца
- Старик и старушка
- Четыре подснежника и божья коровка
- Ночная серенада
- Письмо
- Расцвёл цветок на проезжей дороге
- В этой стране и птицы воры
ВИХРЬ
Осенние листья расстелились на равнинах и склонах (покрыли собой равнины и склоны). И когда кто-то проходил по высохшим листьям, казалось, шагает целая рота.
По лесу прогуливаются две женщины. Деревья посылают им последний запас своих зеленых и желто-красных листьев. Зеленый лист как бы воскрешает увядшие листья и создается впечатление ранней осени. Мимо женщин бегут три собаки. Они то опережают их, то отстают, то втискиваются между ними, заставляя женщин расступиться, идут как рыцари и своим лаем прерывают их беседу. Одна из них охотничья, с длинной красноватой шерстью. Из-за быстроты бега пса прозвали Вихрем. А те две –пастушьи собаки, смесь черного с белым. Их зовут Чернявый и Марал. Марал глаз не сводит с Вихря, а это не нравится Чернявому, он вечно рычит. Чернявый любит Косулю, а та – Вихря.
Женщина, что помоложе, сказала собеседнице:
— Можешь понять, почему в жизни не любят тех, кто их любит?
Она это сказала в сердцах. Седовласая собеседница поняла ее душевное состояние. Марал обратила на себя внимание женщин: она нашла старый башмак и, держа его в зубах, подбежала к Вихрю. Маралу было что сказать Вихрю. Вихрь обратил на нее внимание, отнял башмак и убежал. Марал помчалась за ним и смогла отнять башмак. Потом Вихрю удалось вновь завладеть им. И так поочередно башмак переходил от одной собаки к другой.
Седовласая женщина сказала:
— Хозяин старого башмака был бы рад, узнав какую живую игру он затеял.
Марал почувствовав, что Вихрь устал, остановилась с башмаком в зубах и стала ждать. Тот подбежал и ухватился за башмак с другой стороны. Так они постояли друг против друга, но Вихрь, поняв, что Марал хочет добровольно отдать ему башмак, счел игру оконченной, оставил его Маралу и удалился. Марал задумалась, башмак ее больше не интересовал, бросила его, хотела побежать за Вихрем, но пошла к Чернявому, который сидел на высоком склоне, будто судья, который судит их игру.
Марал поместилась возле Чернявого, но не сводила глаз с Вихря. А Вихрь не обращал на нее внимания. Он мчался по лесу, вверх по склону, исчезал и снова появлялся. По облику Марала было понятно, что она ищет новую игру с Вихрем. А Вихрь, заставив женщин расступиться, стал между ними, чувствуя себя их незаменимым проводником.
И действительно это было так. Он сопровождал обеих домой по вечерам, а когда одна шла в гости к другой, Вихрь не только шел с ней, но и мог ждать часами у двери, чтоб потом сопроводить гостью до дому. Он то забегал вперед, то исчезал и неожиданно появлялся, чтоб сказать:
— Я здесь, не бойся, — и опять пропадал. И так всю дорогу до дома.
Вихрь быстро привыкал к людям и при прощании почти не грустил, понимал, что здесь, в доме отдыха, люди приезжают и уезжают.
Женщины прогуливались в лесу в последний раз. Молодая должна была вернуться в город. Когда они вышли из леса, машина уже ждала. Вихрь безразлично стоял возле нее, казалось для него это обыкновенное прощание. Но когда открылась передняя дверь машины, он бросился в нее и уселся на заднем сидении. Ни лаской, ни угрозами не удавалось вывести его из машины.
Но когда седовласая женщина сказала:
— Вихрь, я не уезжаю. Неужели ты не хочешь остаться со мной? Я пока остаюсь.
Вихрь тихо вылез из машины и не дождался ее отъезда, не погнался за машиной.
Несколько прыжков и он оказался в лесу. Он по-хозяйски помчался по лесу, помчался вниз к ущелью. И осенние листья зашумели так, будто по ним бежал великан.
Вихрь говорил с лесом, горой, небом, которые не уходят, чтобы то ни случилось, они его верные друзья.
Перевод с армянского автора