СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
- Архитектор Рафо
- В нашем мире у него был свой мир
Говорят: человек уходит, но дело его остается; остаются книги, музыка, полотна, дома, скульптуры… Они отрываются от времени своего создания н живут в веках, продолжая победное шествие в будущее.
Проходишь по улицам Еревана мимо старых и новых зданий, останавливаешься у памятников, вспоминаешь ваятеля и понимаешь духовную силу камня.
И как же обидно, что многие памятники нашей материальной культуры оказались разрушенными в жестокие годы революции. Но есть сохранившиеся, живые, приносящие славу их создателям.
Помнится, в юности я часто останавливался у бюста из белого мрамора, установленного у Малого зала Филармонии на улице Абовяна. На нем было начертано: Сурен Спандарян. Я не задумывался тогда об авторе работы, я просто любовался ею.
Прошли годы, и я узнал имя скульптора — Ара Саркисян! Мастер, украсивший своими прекрасными работами Ереван.
Ара Саркисян родился на далеких берегах, под чужим небом, в 1902 году. И это начало его жизни характерно для многих деятелей нашей культуры: они сформировались в Константинополе. По точным сведениям, он родился в апреле в деревушке Макри неподалеку от города. Первые шаги в учебе прошел под вниманием матери Катарине. Позднее — в семинарии Татьяны, а в 1914 году семья переехала в Константинополь. Жили Саркисяны в престижном квартале Бера, и Ара поступил в семинарию Есаян.
Медленно, но упорно приближался неминуемый губительный 1915 год. Чуткое сердце юноши отзывалось тревогой и болью на доходящие до Константинополя страшные слухи. Началась Первая мировая война. Он взрослел не по годам быстро. Дабы помочь семье, он начал рано работать, не страшился трудностей: стал писарем, чертежником.
После окончания войны решает продолжить учебу. Еще в Макри гончары доверяли мальчику глину, и он делал из неё маленькие фигурки. Однажды начинающий скульптор показал свои «работы» брату отца, образованному и начитанному человеку, услышал от него похвалу.
Семья Саркисянов решила, что юноша должен учиться в Художественной семинарии Константинополя. Четырехгодичный курс учебы он закончил за два года. В его первых работах нашли отражение все его чувства, связанные с пережитым Геноцидом и войной: «Голод», «Разочарование» и, наконец, многофигурное произведение «Музыка». В этой работе — попытка молодого скульптора найти выход в искусстве от охватившего его ужаса. В хаосе тел муза с лирой в руках!
Но учеба в семинарии не удовлетворяет его. Он мечтает о Европе и отправляется в Неаполь, потом в Рим, наконец, находит пристанище в Вене. Продолжает учебу в высшей школе Венской Художественной академии (1921-1924гг.)
«В Вене, — пишет искусствовед В. Арутюнян, — Ара Саркисян создаёт скульптуры, их более двадцати, которые удостоились положительных отзывов в печати. Некоторые из них хранятся в музеях муниципалитета, Консерватории и Конгрегации мхитаристов».
Работы этого периода — зрелые, пронизанные чертами характера героев, с подчеркнутым наполнением. Это — портреты скрипача Карла Вангели, музыковеда Рихарда Роберта, пианиста Виктора Симоновича. В них уже заметно проявление стремления к классическим принципам психологического портрета. В цикле таких портретов особое место занимают бюсты жительницы Вены Егине Затеян, художника Саркиса Хачатряна. В тот же период заметно стремление Ара Саркисяна к импрессионизму. Заметно влияние этого направления на его творчество особенно в работе «Фавн», в которой скульптор мастерски использует специальные методы обработки дерева.
«»Фавн», — пишет В. Арутюнян. — завершенная скульптура, которая, однако, преследует цель оставить впечатление скульптурного этюда». В этой и других работах того периода чувствуются отзвуки пережитой художником трагедии. Работы «Мучение», «Тихая скорбь» В. Арутюнян считает шедеврами венского периода Ара Саркисяна.
И хотя Ара Саркисян родился в Константинополе, там делал первые шаги в искусстве, не случайно, что Вена — центр европейской культуры, окончательно сформировала его как скульптора. Он мог жить и работать в Европе, но сердце и мысли всегда были связаны с далекой и такой желанной родиной, с Арменией.
В Вене он получает армянское гражданство, и в 1924 году приезжает в Ереван.
В те годы из России и других стран мира в Армению стекались представители армянской интеллигенции, деятели искусства, те, которым была дорога родина. Они желали служить ей. Все начиналось по-новому в старом и добром Ереване. Новые знакомства, новые встречи, новый полет творчества.
Скульптура в Ереване, как область искусства, в то время ешё не сформировалась. И Ара Саркисян своим приездом на историческую родину закладывает ее основы.
В жизни скульптора начинается новый период. Несмотря на созданные им работы, которые, несомненно, носили на себе влияние венской школы, ему пришлось отвечать в своем творчестве велению и требованиям нового времени. Новые условия, взаимоотношения, психология. И его работы, созданные в Ереване, как в зеркале, отражают революционный настрой, ту жизнь, какой она была тогда. Он создаёт скульптурные портреты известных армянских писателей, ученых, артистов: В. Тотовенца, М. Абегяна, Г. Ачаряна, А. Пароняна. В ряду этих работ выделяются по исполнению и материалу: Н. Тигранян и А. Мелик-Пашаев, их портреты выполнены из дерева. Но есть и созданные в тот период монументальные работы: Т. Тораманян и А. Ширванзаде из базальта.
Как отражение своего времени, он создает такие работы, как памятник героям Майского восстания в Гюмри.
В 30-ые годы прошлого века он работает много и разножанрово. Это и проект памятника Ленину, за который получает вторую премию (первой не было). Но самыми значительными, несомненно, стали памятники Ов. Туманяну и А. Спендиарову (в соавторстве с Г. Кочаром). Это величественные и монументальные скульптуры давно украшают Театральную площадь Еревана.
В 1938 году, по поручению Правительства Армении, Ара Саркисян работает над проектом и осуществляет монументальные скульптуры — 9 метров в высоту и 4 метра в ширину -Павильона Армении и Азербайджана на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Когда началась Великая Отечественная война, в творчестве Ара Саркисяна появляется новая патриотическая тематика: рождаются портреты великих полководцев — А. Мирзояна, М. Мартиросяна, А. Карапетяна, О. Мадояна, позднее — Н. Степаняна.
Но военная тема не отвлекает талантливого скульптора, и он создаёт в эти же годы портреты поэта Наири Зарьяна, театроведа А. Дживилегова, артиста В. Вагаршяна.
В этот же период рождается идея одной из лучших работ -композиция «Саак Партев и Месроп Маштоц». Два светлых деятеля армянской истории крепко держат в руках книгу, указуя тот путь просвещения, которым пройдет армянский народ. Выполненная вначале в дереве, сегодня эта композиция отлита в бронзе. Памятник установлен перед зданием Ереванского государственного университета.
Ара Саркисян часто обращался к образам писателей, создал скульптурные портреты Валерия Брюсова (установлен перед Лингвистическим университетом, носящим имя русского поэта), Раффи, а также талантливого режиссера театра Вардана Аджемяна. Скульптурные портреты ученых и врачей, созданные Ара Саркисяном, установлены в здании Академии наук и Медицинского университета Еревана.
Скульптурный портрет был любимым жанром Ара Саркисяна. Холодный безразличный камень под его рукой получал жизнь, обретал дыхание. Именно поэтому его называли мастером психологического портрета. Образы своих героев он часто создавал по фотографиям, но будь то далекий предок или добрый знакомый, скульптурный портрет всегда обретал правдивый облик, передавал всю глубину и суть, характер, эмоциональность. Егише Чаренц, Аветик Исаакян, Дереник Демирчян, Арус Восканян, Ваграм Папазян, Тамара Демурян, Авет Аветисян. Давид Мальян и другие — прекрасны в своем облике, запечатленные скульптором.
«Портрет — тот жанр, — писал В. Арутюнян, — которым скульптор постоянно выступал на республиканских, а позднее, всесоюзных выставках. В этом жанре он особенно ярко выразил богатые возможности своего таланта в создании психологических образов».
Широка география работ скульптора: это вся Армения (памятники-родники, памятники погибшим воинам). А какая сила в его монументальных скульптурах: в селе Джанфиде павший воин со знаменем в руках и мать, склоненная над сыном, поднявшая его голову. Наверное, она поёт песню «Ворскан ахпер»; скульптурные композиции «Хиросима» (бронза) и «Татев», в которых особенный героический пафос. А «Мать Армения» -женщина с пальмовой ветвью в руке, символом вечности, в другой руке — капитель, как знак искусства. У памятника огромная жизненная сила, он устремлен в будущее. Установленный на холме, он — величественный и гордый, а внизу раскинулся Гюмри, со своими радостями и бедами.
В 1959 году А. Саркисян — участник Международной выставки в Брюсселе, где и происходит долгожданная встреча с родным братом Патриком.
Кроме скульптуры, Ара Саркисян работает с удовольствием и над оформлением театральных постановок в Ереване и Гюмри. Он художник спектаклей «Черный поезд», «Нашествие», «Глаз», «Геворк Марзпетуни», «Гамлет» — всегда в интересной интерпретации.
С 1925 по 1930 годы мастер преподавал в Художественном училище мастерство скульптуры. Сотни студентов обязаны своему любимому учителю знаниями и вкусу.
С годами педагогическое мастерство Ара Саркисяна получило новое решение: в 1948 году под его руководством и активным участием в Ереване создается Художественно-театральный институт, и он становится первым ректором этого очага искусств. С 1954 года руководит кафедрой скульптуры, получает звание профессора. Пять лет он возглавлял Союз художников Армении, дважды избирался депутатом Верховного совета. В 1963 году стал Народным художником. С 1938 года Ара Саркисян — действительный член Академии художеств. Посмертно получил Государственную премию.
В 1973 году в Ереване был создан Дом-музей Ара Саркисяна, где бережно хранятся многие его работы.
Богато и литературное наследие скульптора: статьи, очерки, выступления, воспоминания. Все они очень важны для специалистов: «Великий художник» (о Вардкесе Суренянце), «Фанос Терлемезян», «Степан Агаджанян», «Мартирос Сарьян», «Арпеник Налбандян», «Творческий путь Мгера Абегяна», «Яркий современник» (об Ара Бекаряне) — в них искренние, яркие и правдивые слова о друзьях, коллегах, единомышленниках.
Его слова о А. Гюрджяне в равной степени можно отнести и к нему самому: «Он оставил великое наследие — свои талантливые скульптуры, которые, к счастью, с нами, в Армении, и стали собственностью родного народа…»
Творчество Ара Саркисяна занимает достойное место в истории армянского искусства XX века.
В 1969 году жизнь Ара Саркисяна трагически оборвалась. В ереванском Пантеоне на его могиле скульптура «Тихая скорбь» -истинное вдохновение в камне!