c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Реставратор «Блудного сына» и «Богоматери». Вардкес Багдасарян

Фев 28, 2016

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Grigory_Harutyunyan-Khudozhniki-cover

Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.

Вардкес Хачатурович Багдасарян, старейший реставратор живописи в Армении, родился в 1919 году в Ереване.

В 1939 году окончил Ереванское художественное училище им. Ф. Терлемезяна. Здесь проявились его способности не только как живописца, но и реставратора — тяга познать, спасти и сохранить поврежденные работы других художников и мастеров.

Настоящий реставратор — человек, дающий новую жизнь произведениям и несущий за свою работу личную ответственность. Это требует особых профессиональных и личностных качеств.

По окончанию техникума В. Багдасаряна призвали в ряды Красной Армии. Он служил в Монголии, Китае, участвовал в Великой Отечественной войне и вернулся в Армению в 1946 г. С тех пор вся творческая и личная биография Багдасаряна связана с Государственной картинной галереей Армении, где он проработал без малого 60 лет, начав свою деятельность под руководством Рубена Дрампяна.

С 1948 по 1968 гг. В. Багдасарян систематически работал в Москве, в реставрационном центре И. Грабаря.

Он общался и дружил и с самим Игорем Грабарем, и с Павлом Кориным — светилами советской реставрационной школы, одной из лучших в мире. А непосредственным его руководителем была профессор Анна Кондратьевна Гейтер.

В Москве участвовал в реставрационных работах над картинами таких художников, как И. Аргунов, Ф. Рокотов, Ф. Васильев, В. Серов и др.

Участвовал он и в реставрации картин Дрезденской галереи, доставленных в Москву в 1945 году из послевоенной Германии. Картины эти, после необходимой профилактики и реставрации, были возвращены немецкому народу.

Особо запомнилась Вардкесу Багдасаряну реставрация знаменитой картины Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Множество работ мастеров живописи, украшающих ныне экспозицию Национальной картинной галереи Армении, реставрированы искусной рукой В. Багдасаряна.

В 1954 году он, под руководством Лидии Дурново, реставрировал фрески Эчмиадзинского собора. Под ее же руководством им скопированы армянские миниатюры и фрески, находящиеся в Матенадаране, Ахпате, Татеве, Феодосии.

Его очень ценил Католикос Вазген Первый, и реставрационные работы в Эчмиадзинском соборе в большинстве случаев поручал Багдасаряну.

В 1967 году аттестационная комиссия по реставрации станковой масляной живописи Министерства культуры СССР присвоила Вардкесу Багдасаряну Высшую квалификационную категорию. Он был тогда единственным реставратором в Армении удостоенный такой высокой оценки.

Долгие годы В. Багдасарян заведовал реставрационным отделом в Национальной картинной галерее Армении. Воспитал немало учеников: Армен Варданян, Юра Хачатрян, Гриша Симонян, Гамлет Матевосян, Игорь Погосян и др.

В. Багдасарян неоднократно выезжал за рубеж с выставками армянских художников.

Выйдя на заслуженный отдых, он продолжал рисовать, реставрировать. Писал мемуары. Проблемы со зрением компенсировались опытом и мастерством. А также добротой и любовью.

Вардкес Хачатурович Багдасарян ушел из жизни в 2007 году.

ПОСТСКРИПТУМ

А вот интересный эпизод об этом скромном и талантливом художнике-реставраторе, рассказанный искусствоведом Эммой Будагян. Приведу его строками из ее же книги «Зерна граната» (Москва. Изд. «Голос-пресс», 2009 г.):

«В начале 70-х я работала экскурсоводом в Национальной картинной галерее Армении… Для Главного Алтаря отреставрированного храма Сурб Саркис в Ереване был необходим «Образ Богородицы с младенцем». Глава Армянской апостольской церкви, Католикос Вазген Первый, объявил конкурс на столь значимое для храма событие. Однако Католикос отклонил все представленные на конкурс работы современных армянских художников. Он поручил эту работу главному реставратору Национальной галереи Вардкесу Багдасаряну».

Задача Вардкеса Багдасаряна заключалась в следующем: надо было сделать точный список с имеющегося в Эчмиадзинском соборе погрудного Образа Богоматери с Христом неизвестного армянского художника 18 века.
Но было и условие Католикоса: сделать вариант, созвучный с алтарем храма Сурб Саркиса, — «усадить» погрудный вариант Богоматери на трон, то есть изобразить Богоматерь восседающей на троне.
Варткес Багдасарян (при участии Григора Ханджяна) сумел с честью справиться с этой ответственной работой, прибегнув и к помощи Эммы Будагян — она послужила для мастера моделью на завершающем этапе написания Образа Богородицы для алтаря храма Сурб Саркис.

bagdasaryan_vardkes1

ПОСТ-ПОСТСКРИПТУМ
Вардкес Багдасарян был из первых, к кому я, новоиспеченный коллекционер, обратился за консультацией небольшой работы неизвестного русского художника. Было это более четверти века назад, во дворе Государственной картинной галереи Армении. Там я познакомился не только со старейшиной, но и с молодыми талантливыми сотрудниками реставрационного отдела живописи музея: Гамлетом Матевосяном, Игорем Погосяном и др.

Отношения наши стали столь дружеские, что я чувствовал непреодолимую потребность общения с этими светлыми людьми, и они отвечали мне взаимностью. И не просто ради праздного общения. Видя мой энтузиазм и тягу, в особенности к иконописи, к спасению нуждавшихся в незамедлительной реанимации икон, Вардкес Багдасарян, Гамлет Матевосян, Игорь Погосян с удивительным пониманием и профессионализмом доставляли мне радость, возвращая к жизни множество заведомо обреченных шедевров. Сколько их было?!! Мне очень жаль, что в суматохе тех лет не были сделаны все фотоснимки этих процедур: до и после. Но один пример такого спасения вы можете видеть на приведенных фотографиях (конечно досадно, что в черно-белом варианте невозможно передать весь эффект «воскрешения» иконы, но что поделаешь.).

Григорий Арутюнян

Продолжение