c8c673bf45cf5aeb
  • Сб. Авг 9th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

Мозаика Еревана. Архитектор Рафо

Мар 26, 2015

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

Предыдущие главы:

Rafael_Israelyan

Друзья и близкие называли его просто «Рафо», вкладывая в это единственное слово любовь и уважение к многогранному таланту. Немногие прибавляют слово «архитектор».

Исключением была ограда его дома, на которой было написано полностью его имя, фамилия: «Рафаэль Исраелян».

Рафаэль Исраелян родился в 1908 году в Тифлисе. Отец у него был образованным человеком, известным учителем. Именно отец первым почувствовал в сыне тягу к искусству.

В 1926 году Рафо Исраелян поступил на архитектурный факультет Академии искусств Тбилиси. Там он получил первые уроки мастерства архитектуры. Еще в студенческие годы он, согласно какому-то внутреннему чувству, начинает изучать историко-архитектурные памятники Грузии, любуется гармонией их с природой, познает внутреннюю связь с армянским средневековым искусством.

Его всегда звали далекие дали, еще более совершенные. Не в этом ли причина того, что он в 1924 году уехал в Ленинград продолжить учебу в Институте художественной скульптуры и архитектуры имени Репина. Там же он учился в аспирантуре.

1936 год. Завершив долгий путь учебы и аспирантуры, Рафо Исраелян не возвращается в Тбилиси. Его зовет далекая родина. Он приезжает в Ереван, решив отдавать Армении все силы, знания, талант.

Те годы были переломными, периодом начала строительства Еревана. Уже не было в живых великого Александра Таманяна. Архитектор оставил незавершенными два своих шедевра: Дом правительства и Оперный театр. Но оставил свое архитектурное кредо. И целая плеяда молодых талантливых архитекторов — Самвел Сафарян, Марк Григорян, А. Маркарян, Г. Агабабян и сын А. Таманяна — Геворк Таманян продолжили дело учителя, расширяя его творческие традиции.

Все проходило в борьбе с «кубизмом»! Но продолжатели дела А. Таманяна не остались только учениками. Они развивали традиции, сказали свое слово в трудном деле строительства Еревана.

И тогда, с первого же дня, Рафо Исраелян. проявляя свой стиль работы, свои стремления, попытался сказать свое слово.

«В работах Р. Исрасляна, — пишет Левон Бабаян, — своеобразно осмыслена тектоника строительства Армении. Наряду с этим, в его работах нет «истеричности», элементов архаики. Творения Исраеляна несут на себе печать, выражающую национальное».

Какими же оказались место и роль Рафо Исрасляна и его соратников после основоположника новой армянской архитектуры Александра Таманяна?

«Р. Исраелян, — пишет Левон Бабаян, — лучший и достойный продолжатель дела Таманяна. Но он тот сторонник, который, не выходя из рамок, разработанных Таманяном, открытий и идей, шел своей собственной дорогой».

Своим первым крупным зданием — комплекса треста «Арарат» (1937г.) Р. Исраелян показал, что он настоящий мастер больших форм. Он сумел решить свое детище в гармонии с окружением, слить воедино все, не нарушая природу: ущелье реки Раздан, выбрав камень — базальт, который придаст зданию монументальность. К этому можно добавить и выбор места: то самое, где был дворец сардара и крепость Еревана. Три вазы, которые архитектор расположил на верхней часта фасада, — символы плодородия. Виноградные гроздья на вазах, гранаты, листья — все вместе подчеркивает самую сущность здания — винные мараны (склады). А четырехугольная башенка в центре с часами, где вместо цифр -кувшины, снова подчеркивает назначение и придаст зданию величественность.

Особое место в творчестве Рафо Исрасляна занимает акведук в ущелье Раздана. На первый взгляд — простой мост. Но достаточно к нему подойти, увидеть широкие своды, узоры в верхней части, испытываешь восхищение от особенной своеобразной игры воображения архитектора.

То же самое и на Монументе победы, где стоит устремленная ввысь «Мать-Родина» на возвышенности над городом. Она очень современна и по замыслу, и по исполнению. И в то же время все так близко вековым армянским традициям, без единого повторения.

Архитектор очень любил такие строгие монументальные формы. И, работая над комплексом Сардарапата, полностью отдался той же самой героической возвышенности в своеобразном решении. Ему удалось, создав, казалось бы, разрозненные части, соединить их воедино, решив диораму, посвященную великому историческому событию. И девять колоколов под высокими сводами — не только символы и призыв, но и победный гимн. А два буйвола по обеим сторонам — символы силы и защиты, как Сфинкс в древних египетских гробницах. Во всем — победная сила армянского народа, призыв к единению.

Великолепные, впечатляющие символы силы и мудрости сопровождают посетителей к этнографическому музею, к арке главного входа Здесь другой мир: своды, переходящие один в другой, центральный зал, в котором новое дыхание и жизнь, обилие света, солнца под средневековыми сводами.

Но Рафо Исраелян был также мастером, создавшим множество домов, особняков. Достаточно упомянуть жилые дома по проспекту Маштоца и по улице Налбандяна, построенные по его проектам, «Арагил» в Ереване и «Цицернак» в Раздане, санаторий в Арзаканде. Последний отличается довольно своеобразным решением. Клуб в селении Кош. Многочисленные памятники-родники по всей Армении (в Катнахбюре, Бурастане). И огромный орел на дороге, ведущей к Звартноцу. И «Арка Чаренца» на пути к Гарни, открывающая прекрасный вид на Арарат.

В Эчмиадзине у Кафедрального собора посетителей поражают и восхищают хачкары — большие и малые, а внизу — Древо жизни как символ вечности армянского народа.

Широк географический аспект работ Рафо Исрасляна: памятник героям в Нор Аджне, защитникам Муса-лера в селении Муса-лер, битве 1918 года в Апаране.

По проекту архитектора была реконструирована церковь Сурб Саркиса в Ереване, с новой колокольней и куполом. Архитектор мастерски использовал пару ангелов на главном входе из церкви Сурб Хач (Святого креста) острова Ахтамар. А в чужих далеких странах — в Нью-Йорке — Рафо Исраелян построил армянскую церковь Св. Вардана.

Талантливый архитектор прожил недолго, но оставил богатое наследие: архитектурные памятники, статьи, воспоминания о великих, о своих встречах, о родном Ереване, которые не потеряли своей актуальности: «Ереван — мой Ереван», «На улице роз» (об ереванской улице Саят-Нова), «В Шираке», «По следам детства Варпета», «Большой мастер цветных полотен» (о Мартиросе Сарьяне), «Близ Ошакана», «Архитектор Таманян и его дети».

Вспоминая учителя, Александра Таманяна, Рафо Исраелян писал: «Проходил по скверу, где расположен камень с надписью о том, что здесь будет установлен памятник Александру Таманяну, и невольно снял шляпу. Как же мы все обязаны этому великому человеку, который открыл нам глаза, воздвиг великолепные здания: Дом правительства, Театр оперы и балета, основал наш новый прекрасный Ереван…»

Он ушел очень рано, и сколько прекрасных замыслов унес с собою наш Рафо Исраслян…

Эдуард Авакян

Продолжение