СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
- Традиции рода Джанибекянов
- Врача помнят все
Друзья и близкие называли его просто «Рафо», вкладывая в это единственное слово любовь и уважение к многогранному таланту. Немногие прибавляют слово «архитектор».
Исключением была ограда его дома, на которой было написано полностью его имя, фамилия: «Рафаэль Исраелян».
Рафаэль Исраелян родился в 1908 году в Тифлисе. Отец у него был образованным человеком, известным учителем. Именно отец первым почувствовал в сыне тягу к искусству.
В 1926 году Рафо Исраелян поступил на архитектурный факультет Академии искусств Тбилиси. Там он получил первые уроки мастерства архитектуры. Еще в студенческие годы он, согласно какому-то внутреннему чувству, начинает изучать историко-архитектурные памятники Грузии, любуется гармонией их с природой, познает внутреннюю связь с армянским средневековым искусством.
Его всегда звали далекие дали, еще более совершенные. Не в этом ли причина того, что он в 1924 году уехал в Ленинград продолжить учебу в Институте художественной скульптуры и архитектуры имени Репина. Там же он учился в аспирантуре.
1936 год. Завершив долгий путь учебы и аспирантуры, Рафо Исраелян не возвращается в Тбилиси. Его зовет далекая родина. Он приезжает в Ереван, решив отдавать Армении все силы, знания, талант.
Те годы были переломными, периодом начала строительства Еревана. Уже не было в живых великого Александра Таманяна. Архитектор оставил незавершенными два своих шедевра: Дом правительства и Оперный театр. Но оставил свое архитектурное кредо. И целая плеяда молодых талантливых архитекторов — Самвел Сафарян, Марк Григорян, А. Маркарян, Г. Агабабян и сын А. Таманяна — Геворк Таманян продолжили дело учителя, расширяя его творческие традиции.
Все проходило в борьбе с «кубизмом»! Но продолжатели дела А. Таманяна не остались только учениками. Они развивали традиции, сказали свое слово в трудном деле строительства Еревана.
И тогда, с первого же дня, Рафо Исраелян. проявляя свой стиль работы, свои стремления, попытался сказать свое слово.
«В работах Р. Исрасляна, — пишет Левон Бабаян, — своеобразно осмыслена тектоника строительства Армении. Наряду с этим, в его работах нет «истеричности», элементов архаики. Творения Исраеляна несут на себе печать, выражающую национальное».
Какими же оказались место и роль Рафо Исрасляна и его соратников после основоположника новой армянской архитектуры Александра Таманяна?
«Р. Исраелян, — пишет Левон Бабаян, — лучший и достойный продолжатель дела Таманяна. Но он тот сторонник, который, не выходя из рамок, разработанных Таманяном, открытий и идей, шел своей собственной дорогой».
Своим первым крупным зданием — комплекса треста «Арарат» (1937г.) Р. Исраелян показал, что он настоящий мастер больших форм. Он сумел решить свое детище в гармонии с окружением, слить воедино все, не нарушая природу: ущелье реки Раздан, выбрав камень — базальт, который придаст зданию монументальность. К этому можно добавить и выбор места: то самое, где был дворец сардара и крепость Еревана. Три вазы, которые архитектор расположил на верхней часта фасада, — символы плодородия. Виноградные гроздья на вазах, гранаты, листья — все вместе подчеркивает самую сущность здания — винные мараны (склады). А четырехугольная башенка в центре с часами, где вместо цифр -кувшины, снова подчеркивает назначение и придаст зданию величественность.
Особое место в творчестве Рафо Исрасляна занимает акведук в ущелье Раздана. На первый взгляд — простой мост. Но достаточно к нему подойти, увидеть широкие своды, узоры в верхней части, испытываешь восхищение от особенной своеобразной игры воображения архитектора.
То же самое и на Монументе победы, где стоит устремленная ввысь «Мать-Родина» на возвышенности над городом. Она очень современна и по замыслу, и по исполнению. И в то же время все так близко вековым армянским традициям, без единого повторения.
Архитектор очень любил такие строгие монументальные формы. И, работая над комплексом Сардарапата, полностью отдался той же самой героической возвышенности в своеобразном решении. Ему удалось, создав, казалось бы, разрозненные части, соединить их воедино, решив диораму, посвященную великому историческому событию. И девять колоколов под высокими сводами — не только символы и призыв, но и победный гимн. А два буйвола по обеим сторонам — символы силы и защиты, как Сфинкс в древних египетских гробницах. Во всем — победная сила армянского народа, призыв к единению.
Великолепные, впечатляющие символы силы и мудрости сопровождают посетителей к этнографическому музею, к арке главного входа Здесь другой мир: своды, переходящие один в другой, центральный зал, в котором новое дыхание и жизнь, обилие света, солнца под средневековыми сводами.
Но Рафо Исраелян был также мастером, создавшим множество домов, особняков. Достаточно упомянуть жилые дома по проспекту Маштоца и по улице Налбандяна, построенные по его проектам, «Арагил» в Ереване и «Цицернак» в Раздане, санаторий в Арзаканде. Последний отличается довольно своеобразным решением. Клуб в селении Кош. Многочисленные памятники-родники по всей Армении (в Катнахбюре, Бурастане). И огромный орел на дороге, ведущей к Звартноцу. И «Арка Чаренца» на пути к Гарни, открывающая прекрасный вид на Арарат.
В Эчмиадзине у Кафедрального собора посетителей поражают и восхищают хачкары — большие и малые, а внизу — Древо жизни как символ вечности армянского народа.
Широк географический аспект работ Рафо Исрасляна: памятник героям в Нор Аджне, защитникам Муса-лера в селении Муса-лер, битве 1918 года в Апаране.
По проекту архитектора была реконструирована церковь Сурб Саркиса в Ереване, с новой колокольней и куполом. Архитектор мастерски использовал пару ангелов на главном входе из церкви Сурб Хач (Святого креста) острова Ахтамар. А в чужих далеких странах — в Нью-Йорке — Рафо Исраелян построил армянскую церковь Св. Вардана.
Талантливый архитектор прожил недолго, но оставил богатое наследие: архитектурные памятники, статьи, воспоминания о великих, о своих встречах, о родном Ереване, которые не потеряли своей актуальности: «Ереван — мой Ереван», «На улице роз» (об ереванской улице Саят-Нова), «В Шираке», «По следам детства Варпета», «Большой мастер цветных полотен» (о Мартиросе Сарьяне), «Близ Ошакана», «Архитектор Таманян и его дети».
Вспоминая учителя, Александра Таманяна, Рафо Исраелян писал: «Проходил по скверу, где расположен камень с надписью о том, что здесь будет установлен памятник Александру Таманяну, и невольно снял шляпу. Как же мы все обязаны этому великому человеку, который открыл нам глаза, воздвиг великолепные здания: Дом правительства, Театр оперы и балета, основал наш новый прекрасный Ереван…»
Он ушел очень рано, и сколько прекрасных замыслов унес с собою наш Рафо Исраслян…