c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Вызывающий эмоции. Андраник Петросян

Апр 8, 2016

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Grigory_Harutyunyan-Khudozhniki-cover

Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.

Вызывающий эмоции. Андраник Петросян

petrosyan_andranik

Андраник Петросян родился в 1925 году в Ростове-на-Дону, куда из Западной Армении (г. Ван) перебрались его предки. Вскоре семья переезжает в Тифлис, где проходят детство и юность будущего художника.
Годы, проведенные в колоритной, многонациональной столице Грузии оставили неизгладимое впечатление на всю его жизнь.

Еще подростком самозабвенно увлекается живописью, занимаясь в художественном кружке Дворца Пионеров в Тбилиси, где его первым учителем был Г. Месхи.

В 1941 году Андраник поступает в Тбилисский художественный техникум, где учится у Валентина Шерпилова, Уча Джапаридзе, профессора Шебуева.
Юноша окунулся в художественную жизнь города, дружил с известными тогда художниками Джипсоном Хундадзе и Отаром Сулава. Сам город, учителя, друзья-художники и зажгли в нем ту любовь к живописи, которую он пронес через всю свою жизнь.

Но нагрянула Великая Отечественная война, и Андраник Петросян, бросив учебу, ушел добровольцем на фронт. Пройдя славный боевой путь, дошел до Берлина. Вернулся домой лишь в 1948 году с тяжелым ранением. Состояние его было подавленное, живопись заброшена.

Переезд в Армению вновь окрылил молодого человека. После окончания Ереванского зооветинститута, научным сотрудником которого он оставался долгие годы, он по работе попадает в высокогорный Апаран. Теперь уже своеобразная и неповторимая природа родной Армении вдохнула в него потребность к творчеству. И он уже не расстается с кистью.
Результатом этого творческого возрождения стал ряд персональных выставок как в Армении, так и в различных городах СССР.

В 1971 году Андраник Петросян становится членом Союза художников СССР и Армении.

Минас Аветисян, известный армянский художник-новатор, характеризуя его творчество, писал:

«Андраник Петросян, как художник, свое умение направляет на художественное выражение собственного восприятия жизни, и, главное, он далек от мысли пассивного ее отображения. Его творчество является логическим толкованием виденного и прочувственного, и проникнуто художественностью и способностью вызывать эмоции».

А. Петросян писал натюрморты, пейзажи, портреты. Палитра богата цветом и оттенками, передающих восхищение художника предметом своего изображения.

Художник также успешно занимался графикой, используя фломастер. Это в основном пейзажи и портреты, и здесь он достиг большой выразительности.

А. Петросяна знают и почитают не только любители и коллекционеры живописи в Армении. У него было много персональных выставок — в Ереване, Тбилиси, Солнечногорске, Каире.

В начале 70-х знаменитым певцом «Метрополитен Опера» Тиграном Жамкочяном была устроена выставка работ А. Петросяна в США.

К 60-летию художника была организована персональная выставка в Доме художников в родном Тбилиси. Вступительная статья к этому, юбилейному для художника, каталогу написана кандидатом искусствоведения, членом Союза художников СССР Татьяной Поспеловой. Она, как и ранее Минас Аветисян, отмечает особое свойство картин А. Петросяна вызывать эмоции.

В 2002 году, по приглашению президента Армянского культурного центра в Москве Роберта Баблояна, в столице России состоялась еще одна персональная выставка А. Петросяна.

Груз прожитых лет, былое ранение все более давали о себе знать. Но художника, могу заверить лично, не покидали чувство тифлисского юмора, твердость духа и воспоминания прошлого, передаваемые в полной мере неповторимым колоритом его картин. Андраник Петросян ушел из жизни в 2007 году.

ПОСТСКРИПТУМ

Художник и эмоции.

Недавно по московскому телеканалу «Культура» показывали авторскую программу Владимира Соловьева: «Поединок». У барьера оказались писатель Михаил Веллер и известный юрист Илья Резник. Не суть важно, какая была тема их дебатов. На протяжении всего поединка главным аргументом Резника против Веллера было то, что он, Резник, во всех вопросах руководствуется только рациональным составляющим — никаких эмоций!, трактуя этот фактор, как мешающий в любом деле, тем более — в серьезном.

Если в случае юриспруденции это и так, — ведь дело серьезное, — то касательно «не столь серьезного занятия», как любая сфера искусств, — это нонсенс.

Позволю очень коротко высказать свое мнение.

Без эмоций, чувств и вдохновения любое произведение искусства рождается мертвым. Тема произведения должна быть пропущена автором через себя, прочувствована, пережита, и лишь затем воплощена в той или иной форме. Во всех остальных случаях: без чувств, переживаний, с чужими, привнесенными темами — автор-сухарь, даже при удачном завершении процесса, получит лишь продукт от суррогатной матери.

ГРИГОРИЙ АРУТЮНЯН

Продолжение