КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.
- Богом данный иконописец. Богдан Салтанов
- О художнике, создающем стиль. Григор Ваграмян-Гаспарбекян
- Муза художника. Маруся Варданян
«ВЫДАЮЩИЙСЯ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК». ПАТО АНАНЯН
Театр — художество в действии. Художество — застывший на миг театр. На первый взгляд задача театрального художника может показаться несложной. Но это далеко не так.
Театр — слияние в единое целое идеи автора, замысла режиссера, видение художника и композитора, и, конечно же, проникновенной игры актера. Только тогда сценическая картина, обрамленная в своеобразную раму, окажется в фокусе: полновесно зазвучит музыка, будет видна режиссура, естественны и понятны костюмы на фоне ненавязчивых декораций. Достичь такой органичности непросто. Художник, пишущий станковую картину, свободен в своих решениях и методах. Творит он один. В театре — иначе. Специфика театра — синтетичность и коллективное творчество — требует нелегкого сочетания принципиальности и компромисса. Не все художники, в том числе маститые, готовы к этому. Удается это немногим и без них невозможно представить наше сценическое искусство: А. Бенуа, Л. Бакст, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, С. Вирсаладзе, наши соотечественники: Г. Якулов, М. Сарьян. А. Шакарян, Минас, В. Варданян и др. К ним относится и Пато Ананян, посвятивший театрально-декорационному искусству всю свою жизнь.
Пато Александрович Ананян (Ананьян) родился 27 декабря 1911 года в г. Дилижане (Армения) в многодетной семье. Эпизоды из его детства описаны в рассказах известного армянского писателя Вахтанга Ананяна, состоявшего в родстве с будущим художником. Детство, проведенное на фоне величественной природы, не могло не сказаться на талантливом, чувствительном юноше. У него рано пробуждается интерес к осмыслению окружающего мира. В поисках красоты и гармонии его безудержно тянет к литературе, живописи, архитектуре.
В 1929 году Ананян поступает в Ленинградский архитектурный институт.
В 1935 году — в Ленинградскую Академию художеств и получает звание художника-архитектора.
Уже в период учебы он работает художником-оформителем в знамеhuнитом (бывшем Императорском) Мариинском театре.
В 1935 году П. Ананян приглашен главным художником в Ереванский театр оперы и балета им. А. Спендиарова.
В 1936 году П. Ананян принят в Союз художников Армении.
В 1946 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств АрмССР.
Свой вклад Пато Ананян внес и в кинематограф. Он — художник фильмов «Зангезур», «Горный марш», «Карине», «Поет Гоар Гаспарян».
В его активе свыше 100 спектаклей, среди них такие, как: «Чио-чио-сан» (1933 г.), «Лакме» (1935 г.), «Таланты и поклонники» (1936 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1937 г.), «Евгений Онегин» (1940 г.), «Отелло» (1944 г.), «Аршак Второй» (1945 г.), «Гаяне» (1946 г.) и др.
Особо следует отметить постановку оперы «Ануш» А. Тиграняна. Художественное оформление осуществлено молодым Пато Ананяном. Опера была показана в Москве в дни декады армянского искусства 25 октября 1939 года. На премьере присутствовали члены Советского правительства во главе с Иосифом Сталиным. Опера имела большой успех. В советской прессе особо отмечалось художественное оформление постановки.
В 1939 году П. Ананян награжден орденом «Знак Почета».
В 1946 году он вновь уезжает в Ленинград, вступает в Союз Ленинградских советских художников, получает Высшую союзную категорию художника-оформителя и продолжает творчество в городе на Неве. Его связывают долгие годы дружбы и сотрудничества с известной театральной художницей из династии знаменитых Бруни — Татьяной Георгиевной Бруни, с которой они работали над многими постановками.
Умер Пато Ананян в 1988 г. в Ленинграде. Похоронен в родном Дилижане.
И сегодня, видя работы П. Ананяна, к счастью, в большинстве своем хранящиеся в музее театрального искусства им. Бахрушина в Москве, в других крупных музеях, а также частных собраниях Армении, России, США, Франции, — испытываешь ощущение праздника.
Имя Пато Ананяна прочно занимает надлежащее ему место в бюллетенях рейтингов художников, систематически публикуемым «Рейтинговым Центром Художников» в Москве.
М. Сарьян, оценивая творчество Пато Ананяна, называет его «выдающимся театральным художником».
ПОСТСКРИПТУМ
Пато Ананян был франтом, сибаритом, любителем женщин. Они отвечали ему взаимностью.
Известный в то время театральный художник Сергей Арутчьян, хорошо знавший Пато, посвятил ему несколько строк:
«Ты воплощение лучших мод,
Ты в них растешь из года в год…»
Но настоящей Музой для Пато была лишь Мельпомена. Только в нее он был влюблен и служил своим искусством.
Пато Ананян не оставил после себя потомства. Но остались его работы. С таким наследием можно и должно жить долго.
Автор признателен племяннику Пато Ананяна — Гагику Ананяну, живущему в Ереване, благодаря которому удалось узнать некоторые подробности жизни, дополняющие образ этого замечательного художника.