c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Виктория Аракелова. Настоящая Россия приходит в Армению с духовной музыкой

Дек 27, 2023

«Наша Среда online» — Уже не первый раз в Ереван приезжает Хор Сретенского монастыря. Исполины певческого искусства. Вчера опять были на концерте (несколько эклектичном), на этот раз — с их участием. Пошли с родными, близкими, коллег пригласила. Вот, кто должен приезжать как можно чаще в наши самые престижные залы. И дарить как можно больше именно духовной музыки (вчера был преимущественно светский, хотя и замечательный, репертуар). И, конечно, такие голоса ничем предварять нельзя (даже очень качественным), разве что тоже духовной музыкой — пару лет назад Сретенский хор выступал в Армении вместе с хором «Цахказард» Храма Сурб Саркис Араратской епархии. Вот это была органика. А в целом концерт, конечно, был замечательный (тут уж спасибо Виктории Дерипаско из Русского Дома, она из категории самых активно работающих людей).

Вспомнила и прекрасный концерт (к 100-летию нашего Покровского храма и ко Дню города) мужского камерного хора «Благозвонница» Патриаршего подворья Спасского собора Заиконоспасского монастыря. Там тоже была и духовная музыка, и популярные эстрадные песни, а как они «Ереван-Эребуни» грянули под занавес!

Есть, есть путь к сердцам людей. Вот этим путем и стоит идти. Много нужно подобного, особенно с вовлечением молодежи. Они должны почувствовать, что настоящая Россия в Армении — не в маргинальных локациях, где лоцируется релокация, а вот в таких концертных залах, в Покровском Храме, в Крестоводвиженском… Это и приезжие русские в Армении почувствуют. Чего категорически не хватает (особенно на фоне представленности музыкального сегмента) — русских литературных площадок. Но это уже не издержки организации, а неразбериха в современной русской литературе. Пока не произойдет четкой систематизации и объективной критической оценки современной русской литературы, такие площадки могут более навредить, чем принести пользу.

Тут ведь можно под сурдинку подсунуть такие образчики деструкцию, что, собственно, иногда и происходит.

Недавно некий армянский русист сетовал на круглом столе, что в учебниках по литературе не представлена толком современные русские авторы. Постановка вопроса уместная. Но прежде чем представить, нужно понять, по каким параметрам они будут отобраны, а главное — кто проведет этот важнейший и сложнейший отбор. Что должны отразить отобранные произведения? Какова дидактика этого отбора?

Что, помимо высокого качества слова, должен воспринять юный читатель? Он ведь через призму этой литературы должен рассмотреть целый срез истории, пласт порой не очень привлекательный… Но в этом хаосе именно литература чаще всего «озвучивает» вечный ценностный ряд (для русской литературы это вообще — историческая норма, которую одни сегодня топорно имитируют, другие вообще хотят устранить как нечто мешающее показывать «правду жизни как она есть» . Оба пути страшны: первый — своей неискренностью (а это не работает даже с хорошо выверенным пером), второй — откровенной деструкцией.

Ну, это уже другая тема.

А пока нужны широкие литературные площадки с вечной классикой. Тут не оступиться.
Я бы ещё современную поэзию добавила — тут вопрос отбора не столь проблематичен».

Виктория Аракелова