«Наша Среда online» — Вытяжка Армении в свою сторону может по-настоящему цениться Западом (точнее, Европой) только как полигон.
Никакие культурные, идеологические, религиозные или политические скрепы здесь работать не будут. Зато подставят Армению под удар, делая из нее плацдарм для войны с Ираном, Россией, а потом, возможно, и с Турцией.
США и Европа в годы Первой мировой войны и армянского геноцида в Османской империи (маховик которого раскрутили британцы, турки и Ватикан) поддержали армянский народ из разных соображений.
Как мы помним, Вильсоновская Армения не состоялась, потому что Конгресс США не поддержал этот проект. Разоренная, нищая и окровавленная Армения на тот момент американцам была не нужна, ведь конфликт с Ираном возникает значительно позже.
США впускает в годы Геноцида большое количество армян по той же самой причине, что и в годы после развала СССР, когда забирали бакинских армян как пассионарный, интеллектуальный ресурс.
Франция в 1915 году впускает огромное число армянских беженцев через Марсель, потому что ей надо продлить свою европейскость, укрепить культурный европейский код. Так как арабы и африканцы уже давно его размывают. Огромное число армян Франции стало известными учёными, писателями, актёрами, музыкантами.
Но армянские дрожжи европейцы давно отработали. Черпать новые силы ей больше негде.
Именно поэтому в 1970 е годы в Европе обозначился ещё один кризис, точнее, это была ещё одна волна цивилизационного спада. Плоды рационализма и Просвещения давно себя исчерпали, и после 1968 Франция и ее культурные сателлиты шагнули в пост- новую волну с нагнетанием средневекового сатанизма, готики и прочего.
Теперь можно уверенно сказать, что Европа и Армения не имеют настоящей культурной и идеологической почвы для полнокровного взаимодействия. Ибо Европа стремительно дожирает свои последние христианские и рациональные основы, на которых она себя создала. Никакого ренессанса больше не будет. Будет мучительная агония, которую убыстряют технологии.
А в Армении, которая потеряла свою идентичность в эти годы безвременья, напротив, ренессанс возможен, и здесь должна нарастать борьба с ее хроническим иррационализмом при поддержке русских, иранцев, индийцев, близких народов Кавказа, даже исламской принадлежности. Правда, до этих светлых времен нужно еще дожить.
Но можно с уверенностью сказать, что армянский иррационализм даже в его нынешней уродливой форме и европейский пост- рационализм не стыкуются. А по сути, история отталкивает подлинную армянскую парадигму (в которую страна просто обязана вернуться, чтобы уцелеть) от пост-западной.
Вектор у армян и русских должен быть один — это усиление рационализма, академической науки вкупе с возвращением к христианскому самосознанию.