СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
Как же печально, когда говорят в прошедшем времени о человеке, известном и достойном, о простом смертном, или о красивом здании… Был человек и нет его, стоял прекрасный особняк, разрушили…
Дом № 4 на улице Шаумяна называли «домом Арама Буниатяна», а старые ереванцы — «клубом», кто-то «зданием парламента»…
Много воспоминаний, событий и имен связано с этим домом, такие незабываемые, давно ставшей историей не только старого Еревана, но и всей Армении…
С именем известного государственного и общественного деятеля Арама Буниатяна связан в первую очередь тот самый собственный дом, построенный в 1900 году по проекту архитекторов Б. Меграбяна и В. Мирзояна.
Место было выбрано отличное — в самом центре города. На этом месте когда-то находился Караван-сарай.
Новый дом А. Буниатяна был двухэтажным и тоже из черного туфа. На первом этаже располагался довольно большой магазин, называемый «Пассаж». На втором этаже приемная и другие комнаты, а также зимний сад. Архитектурный облик дома вызывал восхищение. Все окна и балкон фасада украшали различные скульптуры, они были не округлыми, а плоскими и завершались гирляндами и тонкой резьбой. Высокий фасад отличался строгостью и лаконизмом, и такое решение впечатляло своей неординарностью. Прямоугольные витрины первого этажа, устремленный ввысь парадный вход, столбы второго этажа с веерообразными фронтисписами — все было в то время строительным новшеством, использованным талантливыми архитекторами, совмещением современного с классическим.
Но первым и едва ли не главным достоинством дома было то, что он стал с самого начала для Еревана культурным центром.
В старом Ереване в те годы было два таких заведения: клуб-театр Есаи Джанполадяна и дом Арама Буниатяна. И все театральные представления, встречи, празднества проходили в двух этих очагах. Здесь впервые выступил хоровой ансамбль «Армянский гусан».
И, вспоминая два этих дома, нельзя забывать имя такого известного культурного деятеля, театроведа, организатора многих выступлений, как Эмин Тер-Григорян. Он сделал так много для оформления залов в европейском вкусе, оснастил сцену подвижным кругом, сам писал пьесы, имевшие огромный успех.
Дом Арама Буниатяна часто упоминается как городской клуб. Он имел своих руководителей, Совет старейшин и Устав. В клубе проводились новогодние вечера, семейные праздники.
В 1911 году был создан другой клуб для высокопоставленных, однако просуществовал он недолго, хотя предназначался для «интеллигентов свободных профессий».
О веселых и интересных мероприятиях клуба в доме А. Буниатяна часто писала газета «Ереванские объявления»: «В воскресенье, 20 октября, в городском клубе состоится семейно-танцевальный вечер… А 9 февраля маскарад, на котором будут вручаться призы за оригинальные костюмы… Для членов клуба и гостей в костюмах вход бесплатный. Для высокопоставленных лиц и офицеров вход в их обычных костюмах. Для гражданских лиц необходим черный сюртук и белая сорочка.
Начало в 8 часов вечера».
В клубе проходили и литературные встречи, читались доклады, выступали приезжавшие на гастроли в Ереван актеры из России и из-за границы.
И снова газета «Ереванские объявления» от 22 апреля писала: «Концерт известной пары: первой примадонны Московского и Петербургского императорских театров Н.А. Южиной (драматическое сопрано) и первого тенора Д. Южина (лирико-драмати-ческий тенор).
Спешите приобретать билеты».
В 1914 году в этом зале — новая интересная встреча. И газета «Ереванские объявления» спешит сообщить своим читателям о том, что: «23 апреля состоится концерт итальянской певицы Бианы Мартинелли. Оперные арии исполняются в соответствующих костюмах. Вход по билетам по приемлемым для всех ценам. Начало в 5 часов дня».
С этим домом Арама Буниатяна связаны и многие исторические события в дни Первой Армянской республики. В этом зале проходили заседания Национальных собраний Тифлиса и Еревана, формировался первый законодательный орган — Армянский парламент. Здесь был утвержден первый армянский флаг 11 августа 1916 года, в этих стенах состоялось первое заседание Парламента Армении, и что очень важно — первый раз с балкона дома Арама Буниатяна развевался трехцветный армянский флаг под звуки волнующего гимна «Наша родина».
А 28 мая 1919 года Парламент Армении провозгласил независимость страны.
Через несколько месяцев, 11 августа, в зале, украшенном флагами и коврами, в присутствии многочисленных гостей под аплодисменты был избран новый премьер-министр Ованес Качазнуни.
Но скоро события приняли совсем иной оборот.
После установления в Армении советской власти в зале этого дома вновь прошел Первый съезд Центрисполкома и Советов Армении.
Вскоре здание стало культурным центром, и в 1920 году создан союз «Гехарт» («Армискусство») с отделением театра. И молодые члены, воодушевившись, мотыгами и лопатами начали перестраивать «бывший парламент».
Передовики нового искусства играли на сцене «пролетарские спектакли», а на фасаде здания появился плакат: «Искусство принадлежит народу!»
Годы спустя в этом доме работал сначала Русский театр имени Станиславского, позднее — Театр музыкальной комедии имени Пароняна. Затем дом Арама Буниатяна разрушили и на его месте сегодня — новое здание театра.