• Пт. Ноя 22nd, 2024

Мозаика Еревана. Ученый и его дети

Сен 18, 2014

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию. Предыдущие главы:

Степан Лисициан
Степан Лисициан

Степан Лисициан — ученый поразительно широкого круга научных интересов. Он был этнографом, географом, историком, педагогом, писателем, переводчиком, издателем, общественным деятелем, Заслуженным деятелем науки. Родился в 1865 году в Тифлисе. Начальное образование получил в городской мужской гимназии. В 1885 году поступил на историко-филологический факультет Одесского университета, но в 1887 году перевелся на тот же факультет Варшавского университета. По окончании в 1889 году вернулся на Кавказ и стал преподавать в Эчмиадзине, в духовной семинарии Геворкян. Два года спустя Ст. Лисициан возвратился в Тифлис, где стал преподавать в школе Нерсесян. В те годы он начинает, наряду с педагогикой, заниматься наукой. Он посещает Европу, работает в музеях Берлина, Константинополя, изучает армянские рукописи в Библиотеке мхитаристов. Вернувшись в Тифлис, он, на основе многочисленных документов, публикует статьи в журналах «Ахбюр» и «Тараз», конечно, не забывая и свою любимую педагогику. Со своей супругой Катарине Лисициан он открывает женскую и мужскую армянские гимназии — первые в Закавказье. Его преданность науке была такой же, как и любовь к педагогике. Он отлично знал, что ребенку недостаточны школьные уроки, и его необходимо воспитывать и художественной литературой. Именно с этой целью он основал детский журнал «Аскер» («Колосья»), который долгие семнадцать лет являлся огромным вкладом в дело развития и процветания детской армянской литературы. Официальным издателем и редактором журнала была Катарине Лисициан, поскольку ученый считался «политически неблагонадежным»! В журнале «Аскер» он печатал очень интересные материалы из армянской истории, обработки народных сказок, переводы. В этом журнале впервые увидели свет его произведения для детей: «Башмаки Абу-Гасана», «Хитроумный заяц», «Из родных легенд и преданий». Усилиями ученого и педагога была создана серия «Педагогическая библиотека». В те годы вокруг журнала «Аскер» сплотились многие известные армянские писатели: Ованес Туманян, Аветик Исаакян, Александр Ширванзаде и другие. Ст. Лисициан вместе с Ов. Туманяном и Л. Шантом в 1907 году издает учебник армянского языка «Лусабер» для 1-5 классов. В дальнейшем «Лусабер» переиздавался несколько раз, а в 1911 году был создан учебник на западноармянском языке для школ Спюрка. Отдельное место в творческой жизни Ст. Лисициана занимал перевод. Он перевел с польского языка на армянский исторический роман Сенкевича «Камо грядеше», участвовал в переводе с английского языка на русский работы Линча «Армения». В 1924 году Правительство Армении пригласило Ст. Лисициана с семьей в Ереван. Поселились они на улице Спандаряна в доме № 9, где ученый прожил до конца жизни. В Ереване Ст. Лисициан занимался научной деятельностью, читал лекции в Ереванском университете. Велик его вклад в организации и развитии в Армении таких наук, как этнография и география. Еще в 20-е годы прошлого века известный ученый стал заниматься этнографией, будучи научным сотрудником тифлисского Историко-археологичсского института. В те же годы он участвовал в нескольких экспедициях, которые работали в населенных армянами районах Закавказья. Он был одним из первых, обративших внимание в сельской местности на редкие архитектурные решения покрытий домов, так же, как на культовые постройки, характерные для конкретного региона. На основании этого им были написаны «Историко-этнографические исследования Шарура». В Ереване Ст. Лисициан возглавил работу Центрального областного научного бюро (1925-1928 годы), а начиная с 1928 года до конца жизни — Этнографический отдел Государственного исторического музея Армении. В эти годы по его инициативе были организованы несколько этнографических экспедиций в разные районы Армении. Во время этих экспедиций был собран большой и богатый материал: более тысячи экземпляров. В настоящее время они выставлены в музеях. Для упрочения позиции этой научной области Ст. Лисициан составил «Этнографический опросник» — ценный вклад в развитие армянской этнографии. Этнографии посвящены многие труды ученого: «Очерки по дореволюционной этнографии Армении», «Армяне Зангезура», «Физическая география Армянской ССР. Демография» и другие. В ряду этих работ особое место занимает монография «Армяне Нагорного Карабаха», которую ученый начал писать в середине 20-х годов прошлого века, а в 1924 году обогатил ее после возвращения из научной экспедиции в Арцах. Но издание этой книги по известным причинам затянулось на долгие годы. Сначала рукопись была отправлена в Ленинград, оттуда в Баку и… неожиданно книга, снабженная богатыми иллюстрациями, пропала, исчезла! Монография «Армяне Нагорного Карабаха» увидела свет через много лет после смерти ученого в Ереване в 1992 году стараниями внучки Ст. Лисициана Лили Варданян. Она сумела восстановить текст по черновикам деда. Ст. Лисициан читал лекции в нескольких высших учебных заведениях Еревана. И до конца жизни его научным интересом оставалась физическая и историческая география Армении и Закавказья, а также этнография. Он был заведующим кафедрой физической географии Ереванского государственного университета. При его непосредственном участии был создан географический факультет Армянского педагогического института имени Абовяна (сегодня Университета), позднее — он Председатель Географического общества Армении. В 1945 году широко отмечалось 80-летие ученого и 60-летие научной деятельности. Ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки. А школе № 34 Еревана при жизни ученого было присвоено его имя. После смерти перед зданием школы был установлен бюст Степана Лисициана. Его имя присвоено Этнографическому отделу Государственного музея истории Армении. Дети известного ученого — сын и две дочери, продолжили дело отца, стали учеными.

Левон Лисициан
Левон Лисициан

Старший сын Ст. Лисициана Левон стал искусствоведом, деятелем культуры. Он окончил мужскую гимназию Тифлиса и музыкальное училище. Левон прекрасно играл на скрипке. В дальнейшем он продолжил учебу на историко-филологическом факультете Московского университета. Во время похорон Льва Толстого Левон Лисициан участвовал в студенческой демонстрации и был за это исключен из университета. Но он стремился к учебе, и это привело его в Австрию. Он поступает в Венский университет, работает в Институте искусств, учится у известного Йозефа Стрижговского истории архитектуры, становится у него советником по вопросам армянского искусства. По совету Левона Лисициана Йозеф Стрижговской приглашает в Вену Тороса Тораманяна, и встреча эта становится очень важной для двух ученых. Левон Лисициан помог Йозефу Стрижговскому разобраться в сложных вопросах армянской архитектуры. И, конечно, решение трех австрийских ученых Йозефа Стрижговского, О. Глюка и Эд. Кюстлера отправиться в Армению — заслуга Левона. Они побывали в Ариндже, Касахе, Егварде, Гарни, Гегарде и Эчмиадзине. Результатом долгих исследований по этой поездке стала изданная на немецком языке работа «Армянская архитектура и Европа», где на титульном листе ученые отмечают имена Тороса Тораманяна и Левона Лисициана. Начало Первой мировой войны застало Левона в Вене. Он был патриотом и немедленно вернулся в Тифлис, стал добровольцем и вступил в ряды 5-го Добровольческого полка. Очень скоро его назначили инспектором Комитета братской помощи беженцам. Вскоре он уже на фронте, сражается в Игдыре, Диарбекире, Баязете. Сарикамыше. Но и в эти трудные дни не забывает об армянской культуре и по мере сил исследует исторические памятники, делает записи. Тяжело заболев, Левон возвращается в Тифлис. После окончания войны он решает продолжить учебу и едет в Петербург, поступает в Университет. Осуществилась его давняя мечта, он слушает лекции Николая Марра! В 1920 году Левон Лисициан возвращается в Тифлис, становится секретарем Военно-исторического комитета, в задачи которого входит выяснение потерь армянского народа в войне. В его руках находятся очень важные документы, в том числе и связанные с полководцем Андраником. Крайне тяжелое положение Армении 20-х годов заставляет его отправиться на родину, в Ереван. Здесь он — член Комитета по национализации культурно-образовательных учреждений Эчмиадзина. Левон Лисициан становится одним из первых организаторов работы Матенадарана и Музея истории. Он прикладывает неимоверные усилия по сбору духовных ценностей, имеющих национальное значение. Одновременно по ходатайству наркома Ашота Иоаннисяна Левон Лисициан читает лекции в первом, недавно созданном Ереванском университете. Но жизнь молодого ученого, увы, оказалась недолгой. В 1921 году он стал жертвой политических событий тех лет… Позднее имя Левона Лисициана было выбито на одной из памятных стел Эчмиадзина.

Србуи Лисициан
Србуи Лисициан

Старшая дочь ученого Србуи Лисициан получила начальное образование в школе, основанной родителями в Тифлисе. Продолжила учебу в Первой женской гимназии. В 1911 году Србуи уехала в Москву, где училась одновременно в трех учебных заведениях: на историко-философских курсах Грея, в Драматической студии сценического слова Ф. Озерова и в Танцевальном училище И. Чернецкого. В 1917 году Србуи Лисициан вернулась в Тифлис и посвятила себя танцевальному искусству. Она основала свою студию декламации, ритмики и пластики. После установления в Грузии советской власти эта студия стала институтом, при котором Србуи Степановна основала танцевальный ансамбль. В 1924-1926 гг. этот ансамбль выступал с гастролями в Ереване, Ленинакане (Гюмри), Баку, Москве, позднее — в Германии. В 1930 году Србуи Лисициан приглашают в Ереван. Она становится директором и Художественным руководителем нового техникума ритмики и пластики. В дальнейшем на основе этого техникума было создано Ереванское хореографическое училище. Србуи Лисициан долгие годы была постановщиком-балетмейстером танцевального ансамбля Армянской филармонии, преподавала в Художественно-театральном институте (сценическое движение, ритмику, армянский танец). В 1959-1979 гг. она — старший научный сотрудник Института этнографии и археологии Академии наук. Начиная с 1924 года, Србуи Лисициан занималась серьезным исследованием армянских танцев и уже в 1932 году создала собственную своеобразную систему, ставшую ее открытием. Для своих научных работ она серьезно занималась собиранием и записью старинных армянских танцев, участвовала во многих экспедициях в разных районах Армении (в Талине ею записаны более 70 танцев, а также в Новом Баязете и Агмадане). Армянский национальный танец благодаря Србуи Лисициан получил свою материальную ценность и сохранение как одной из областей духовного творчества. Ее исследования, записи танцев стали богатым наследием для современников и будущих поколений. В 1940 году в Москве вышла в свет ее книга — труд долгих лет научных исследований «Запись движения. Кинетография», которая принесла автору большую известность. За эту книгу ей была присуждена ученая степень кандидата искусствоведения. Годы спустя, в 1958 году, в Ереване была издана новая монография Србуи Лисициан «Древние танцы и театральные представления армянского народа» (первый том). В 1972 году увидел свет второй том этой работы. После этого она стала доктором искусствоведения и получила Грамоту Академии наук. Страшным ударом для семьи Лисицианов стала трагическая гибель единственного сына Србуи Лисициан Ролана Лисициана. Студент исторического факультета Ереванского государственного университета, он был арестован в 1941 году как один из руководителей молодежной организации «Национальный союз». Его расстреляли в ереванской тюрьме. Годы назад в Эчмиадзине был расстрелян Левон Лисициан, годы спустя та же участь настигла Ролана Лисициана… Младшая дочь Степана и Катарине Лисицианов Назели Лисициан училась в школе родителей, потом в гимназии Тифлиса, занималась ритмикой и танцем у сестры. Она успешно выступала в Ансамбле танца, руководимом Србуи Лисициан, ездила на гастроли. Рассказывают, как Назели покорила своим танцем, поставленным Србуи на музыку Саркиса Бархударяна, который назывался «В альбом» великого армянского поэта Ованеса Туманяна. Он так удивился названию танца, что немедленно предложил назвать его именем исполнительницы — «Назели». Так и случилось: танец остался в истории как «Назели». Казалось, ей уготована танцевальная карьера, но неожиданно она забросила искусство, поступила на экономический факультет, стала ученым. Работала в Ереване, позднее вышла замуж, переехала в Москву, посвятила себя науке, подготовила много ученых, прожила долгую и плодотворную жизнь.

Эдуард Авакян

Продолжение