c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Раздумья художника. Эдмонд Закарян

Апр 16, 2016

КУЛЬТУРНЫЙ КОД

Grigory_Harutyunyan-Khudozhniki-cover

Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.

Раздумья художника. Эдмонд Закарян

Как-то мне попалась картина под названием «Раздумье»: у порога дома сидит старик, склонив мощное чело, а рядом — удивленно взирающая на Мир, златовласая девочка с букетиком полевых цветочков в руках. Старик нежно придерживает ручонку девочки с букетиком. Жизнь уходящая и зарождающаяся, прожитая и непрожитая, или просто: Мир входящему! Поистине библейский сюжет.

Благо, сохранилась подпись на обороте холста — Эдмонд Закарян. Найти номер его телефона в справочнике Союза художников Армении не составило труда.

Грустный женский голос сообщил, что Эдмонд недавно ушел из жизни, не дожив неделю до своего семидесятилетия… Увы, тоже очень знакомый сюжет.

Вскоре я побывал в доме художника, где дожидались своего часа бережно собранные Евгенией Филосян, женой Эдмонда, его творения.

Евгения — сама мастер по гобеленам, член Союза художников Армении — с трепетом, любовью, неподдельным смущением рассказывала об Эдмонде, с которым была связана не просто бытом, но и творческим единомыслием.

С первых же минут пришли уже иные ощущения относительно вышеописанной картины: старик — сам Мастер, а девочка, несколько растерянно взирающая на мир — его творения. Сколько таких творений так же растерянно дожидаются своего часа!

Мир Эдмонда Закаряна — приглушенные краски, заостренность форм, отсутствие эффектных, броских тонов, светотеней и прочих профессиональных приемов — открывается неискушенному зрителю не сразу. Но Закарян не стремится ни с кем заигрывать, и в первую очередь с самим собой.

Его работы — это философский поиск, мучительная попытка прорыва к истине, раздумья на пути к ней. Он размышляет сам и заставляет задуматься. Это и есть искусство. Это и есть мастерство.

Его мировосприятие определилось в период бурного этапа в армянской живописи в конце пятидесятых — начале шестидесятых 20-го века. Он был одним из ярких представителей нового поколения наряду с Минасом Аветисяном, Мартином Петросяном, Вруйром Галстяном, Сейраном Хатламаджяном и др., стремящихся к открытому выражению чувств в живописи.

Эдмонд Закарян родился в 1936 году в г. Ленинакане (ныне — Гюмри).

После окончания художественной школы им. С. Меркурова и Ереванского художественного училища им. Терлемезяна, он с 1956 по 1962 год учился на отделении монументально-декоративной живописи Ленинградского Высшего художественного училища им. В. Мухиной.

С 1962 года участвовал на республиканских, а затем на всесоюзных и зарубежных выставках (Ереван, Москва, Будапешт, Париж, Дания, Болгария и др.).

Его работы хранятся в Государственной картинной галерее Армении, музее современного искусства Еревана, музее изобразительного искусства Алма-Аты, в зарубежных музеях, в художественных фондах.

Имя Эдмонда Закаряна известно искусствоведам, коллекционерам, любителям живописи. Но, как показывает практика, этого недостаточно. Работы художника должны быть востребованы. Одним из критериев оценки живописи, по мнению знатоков, это востребованность и наличие покупателей. Не могу не согласиться с этим. Пожелаем же картинам мастера обрести свою вторую и уже долгую жизнь.

Возвращаясь к картине «Раздумье» мне вспомнилась одноименная работа Минаса Аветисяна. Невольно стал проводить параллели между этими двумя совершенно несхожими ни по сюжету, ни по композиции, ни по цветовому решению картинами. Но было в работах двух ширакцев, хорошо знавших друг друга, нечто общее — внутренний драматизм. Эдмонд не мог не знать этой картины Минаса написанной им незадолго до своей трагической гибели. Закарян прожил после своего «Раздумья» еще 20 лет.
Творчество этих двух одаренных художников, как и многих их современников, в отличие от нынешних, также можно назвать «Раздумьем».

ПОСТСКРИПТУМ

После выхода этого материала в прессе, позвонила жена Эдмонда Закаряна, Женя. Голос ее был чем-то озадачен.

«Возможно, это связано с каким-то киксом в статье?», — подумалось мне.
Однако, оказалось, что она переживает, оттого, что никто из художников и товарищей Эдмонда не позвонил ей и не отреагировал после выхода статьи.

Посоветовав Жене не обращать на это внимания, добавил, что, к сожалению, явление это не ново и пусть не ждет — никто не позвонит, разве что родные и самые близкие.

ГРИГОРИЙ АРУТЮНЯН

Продолжение