СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
Геворк Кочар родился в Тифлисе в 1901 году. Учился в Москве, трудовую деятельность начал в Ереване, а потом, когда был осужден и сослан, более двадцати лет жил и работал в разных городах далекой Сибири. Вернулся в Ереван, и снова посвятил себя любимому делу. Вот и вся одиссея армянского архитектора, кажущаяся такой короткой, но за ней — долгая жизнь…
В 1929-м он окончил Архитектурный факультет Московского Художественно-технического института, приехал в Ереван и здесь с юношеским задором начал свою архитектуру.
В те годы с большим подъемом шло строительство нашего Еревана. И приехавшие вместе с ним молодые архитекторы Каро Алабян и Микаэл Мазманян работали рядом с академиком Александром Таманяном. В те же годы рядом с ними — выпускники технического факультета Ереванского университета Марк Григорян и Самвел Сафарян.
Молодые с первого же дня внесли в работу новое дыхание, бесстрашно продвигали свои новаторские принципы в деле развития национальной архитектуры. Они утверждали свои взгляды не только теоретически, но и на практике. Свидетельство тому -здания и стройки, которые построены по их проекту.
Работы Геворка Кочара и сегодня радуют глаз, восхищают своим особенным архитектурным стилем, удивительной гармонией нового с национальным.
В 1930-1931 гг. Г. Кочар с К. Алабяном и М. Мазманяняном спроектировал и довел до завершения здание Клуба строителей -сегодняшний русский драматический театр им. Станиславского. О строительстве этого здания Г. Кочар оставил воспоминания: «Строительство Клуба началось в 1931 году, и большая часть работ проходила по субботникам. Строительство велось очень примитивно. Не было никакой механизации, автотранспорта. Строительные материалы привозились на телегах, а рабочие трудились вручную. И все-таки следует отметить, что были среди них отличные мастера — каменщики, плотники, которые трудились очень хорошо…» И хотя здание носило на себе влияние кубизма, что заметно и в других зданиях Еревана, построенных в то время, тем не менее, Клуб строителей был принят и вписался в общую панораму улицы Абовяна.
По проектам Г. Кочара в те годы были построены жилые массивы завода Каучука и большая часть домов промышленного района Третьего участка Еревана.
«В начале 30-ых годов, — писал он, — строительство приняло большой размах. Строились дома, школы (например, в 1933 году за год было построено 9 школ), детские сады и довольно много крупных общественных зданий».
Среди заметных домов, построенных в 1932-33гг. по проекту Г. Кочара, выделяются: Зооветеринарный институт, студенческое общежитие на теперешней улице Корюна. Влияние такой архитектуры заметно и на построенном в 1934 году здании КГБ на улице Налбандяна.
Исходя из расположения здания на перекрестке двух улиц -Ханджяна и Налбандяна. Г. Кочар решил по-особенному фасадную часть здания, которая напоминает корабль своими двухсторонними башенками, что придает всему зданию особую динамику. Построенное из туфа, оно отличается от соседних домов и довольно красиво.
В 1935 году вместе с архитектором Т. Ерканяном Г. Кочар создает проект здания кинотеатра «Москва». В этом проекте заметен обратный шаг к сугубо армянскому, что получило в этом прекрасном здании современное звучание. Кинотеатр построен полукругом, разделен на два крыла, украшенных колоннами. Во всем внешнем оформлении играет роль гармония различных видов камней, что придает свежесть всей конструкции. Новшеством стали ромбовидные окна. С таким же новым вкусом было построено и здание первого в Ереване универмага на той же улице Абовяна. Оно считается одной из лучших работ Г. Кочара. Но можно смело назвать «кочаровским» решением и в первую очередь Винного завода «Арарат» на высоком берегу Раздана, который он воплотил в жизнь вместе с Рафо Исраеляном.
По проектам Г. Кочара построены здания горсовета в Гюмри, кинотеатра в Ванадзоре, Дом творчества писателей на Севане.
Но Геворк Кочар не только проектировал и строил здания, он вместе с этим вел большую общественную работу, связанную с архитектурными задачами. По его инициативе в те годы был поднят вопрос о создании проектного бюро, которое должно было объединить всех архитекторов и технических специалистов. И в 1929 году Г. Кочар вместе с К. Алабяном создает организацию «Армгосстрой», которая в 1930-м стала называться Государственным проектным бюро. Каро Алабян возглавил это бюро, а Геворк Кочар стал его заместителем. А когда год спустя К. Алабян переехал в Москву, Г. Кочар по непосредственному приказу Агаси Ханджяна стал Председателем бюро.
В те годы он ведет большую организационную работу по созданию Союза архитекторов Армении и становится первым его Председателем. А в 1939 году возглавил Государственный институт проектирования и градостроительства.
Но страшные события, начавшиеся в 1937 году, накрыли своей волной и Армению. Людей арестовывали, отправляли в лагеря, в ссылку без всяких на то причин, как говорится, без суда и следствия, обвиняли как шпионов и диверсантов, а чаще просто -как «врагов народа». И Геворк Кочар был обвинен, назван «ханджяновским» сторонником.
Какой парадокс: архитектор до суда находился в застенках КГБ, в том самом здании, которое построено было по его проекту!
Вместе со своим другом и коллегой — другим талантливым армянским архитектором Микаэлом Мазманяном, Геворк Кочар оказался в далекой Сибири. Так далеко от родного Еревана, в жестоких и невыносимых условиях сибирского климата. Но и здесь, в ссылке, молодые архитекторы не потеряли творческой энергии, и это их спасло от гибели. Их сберегла любимая работа.
В Сибири Г. Кочар продолжает свою архитектуру и вместе с М. Мазманяном работает над проектом города Норильска, строит ряд промышленных и общественных зданий. Через несколько лет он начинает работать над проектом портового города Дудинка, строит в этом городе Драматический театр имени Пушкина.
Новые проекты, новые замыслы! Результатом его безграничной архитектурной фантазии стали генеральные проекты городов Ачинск и Синусинск.
Активная работа архитектора в истории строительства городов Сибири завершилась с концом его ссылки. Но его просто не хотели отпускать на родину. В 1955 году Г. Кочар поселился в Красноярске, работал с той же энергией. Через несколько лет за особые заслуги в деле архитектуры и строительства Г. Кочар становится главным архитектором города Красноярска, где построил много жилых домов. Его избирают членом городского Совета, а в 1957 году выдвигают в члены-корреспонденты Всесоюзной академии архитектуры и строительства. Через год его направляют в Москву на 5-й Международный съезд архитекторов.
В 1960 году Г. Кочар, наконец, возвращается в родной Ереван и снова начинает работать в Институте «Ереванпроект» руководителем проектной мастерской, а с 1964 года — главным архитектором Института. И снова творческая увлеченная работа, проекты зданий: комплекса студенческих общежитий в Зейтуне, жилого дома Каджаранского комбината по проспекту Баграмяна.
В 1961 году он удостаивается звания Заслуженного деятеля искусств, в 1968-м получает звание Заслуженного архитектора.
Геворк Кочар ушел из жизни в 1973 году. В Музее истории города Еревана хранится личное дело архитектора, многочисленные документы, фотографии. Все они — яркие свидетельства его трудной, но не напрасно прожитой жизни.
А в нашей столице, как памятник его деятельности, светлые здания, построенные по его проектам, прекрасное наследие талантливого армянского архитектора.