c8c673bf45cf5aeb
  • Вс. Дек 22nd, 2024

Мозаика Еревана. Один из первых

Июл 21, 2014

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

Предыдущие главы:

mazmalyam_mikhail

Микаэл Мазманян родился в 1899 году в Тифлисе в семье ремесленника. После четырехгодичного училища, продолжил учебу в Тифлисской школе Нерсесян, которую окончил в 1918 году.

Писатель Гурген Маари так пишет об этих годах учебы: «Еще в школе Нерсесян Микаэл отличался внимательностью, спокойным и уравновешенным характером, разносторонними пристрастиями. По мнению учителя армянского языка, Микаэл должен был стать писателем, учитель истории предсказывал ему большое будущее историка, географ называл его Микаэл-Маклай, а преподаватель рисования предвидел его будущие выставки…»

Чтобы помочь семье (отец Микаэла рано скончался), юноша несколько лет преподавал рисование в школах. Но не переставал мечтать о высшем образовании. В 1921 году ему посчастливилось с успехом поступить на отделение живописи Московского технического института. Но очень скоро он понял: живопись не его стихия, он родился архитектором. И через год он переходит на архитектурное отделение того же института. Учился увлеченно, и успешно закончил его в 1929 году. В тот же год вместе с двумя друзьями Каро Алабяном и Геворком Кочаром он приезжает в Ереван, начинает работать в Армгосстрое старшим архитектором. Еще через год его назначают руководителем архитектурно-плановой мастерской Ереванского горсовета. Одновременно он является ректором Политехнического института, с 1930 по 1937 год преподает на архитектурном факультете этого института.

Свою практическую работу архитектора Микаэл Мазманян постоянно сочетал с научной. Многочисленные статьи в печати, посвященные новым направлениям и тенденциям развития архитектуры, постоянная борьба с формализмом, защита принципов национальной архитектуры — главное в его работе.

Он писал: «Создавая новую архитектуру, необходимо разрешение развивать новые здоровые тенденции (конструктивный характер, ясность), которые существуют в архитектуре всех народов».

И в первых же своих осуществленных проектах — это здания 1929-1930 годов, М. Мазманян демонстрирует новые устремления, использование основ народной архитектуры. Все это он осуществляет в различных работах, будь то генеральный проект города Капана или те здания, которые строились в столице.

Вспомним некоторые из них: Клуб строителей на улице Абовяна (совместно с архитектором Г. Кочаром), жилой дом Ергэс (совместно с архитектором К. Алабяном), многие дома в жилом районе завода Каучук. Одними из самых значительных проектов, осуществленных в те годы, достойные упоминания, являются генеральные планы двух крупных городов Армении: Ленинакана (Гюмри) и Кировакана (Ванадзор).

Значителен вклад М. Мазманяна и в области сельскохозяйственного строительства. По его плану были реконструированы многие села республики: Паракар, Нораван, Тазагюх, Хет, Шинугер, Галидзор и другие.

В 1935 году М. Мазманян с группой архитекторов был направлен за рубеж. Более четырех месяцев он ездил по разным странам, изучал историко-архитектурные памятники и современное городское строительство. За эти месяцы он побывал в Афинах, Париже и ряде городов Италии. После возвращения из Европы, М. Мазманян читал лекции в Москве преподавателям и аспирантам в Союзе архитекторов и Академии архитектуры. То был своеобразный отчет о поездке.

В 1937 году в Москве на Первом Съезде архитекторов СССР он был избран членом Правления Союза архитекторов.

Неожиданно, как гром среди ясного неба, в жизни архитектора случилось страшное и непредвиденное: его обвинили, как «врага народа», изменника родины. Вместе со своим другом Геворком Кочаром, разделившем его судьбу, они оказались в Сибири, в лагере.

Но он не пал духом, выдержал все трудности, выпавшие на его долю, все испытания. Ему повезло только в одном: он нашел свое спасение в работе, в любимом деле — архитектуре. Она стала его спасительницей в те жестокие годы.

Вместе с Г. Кочаром Микаэл Мазманян спроектировал на Крайнем севере генеральный план города Норильска. Это помогло теоретически обосновать принципы строительства городов в условиях «вечной мерзлоты».

Микаэл Мазманян спроектировал также комплекс огромного коксо-химического завода, центральный городской стадион на пятнадцать тысяч мест, площадь имени Ленина, а также стал автором проектов многочисленных жилых массивов. Все это стало новшеством и смелым шагом в истории строительства в подобных условиях.

Так, М. Мазманян работал, проектировал, строил. После реабилитации он возвратился в родной Ереван и начал трудиться во благо армянского народа.

В 1954-1971гг. Микаэл Мазманян — директор архитектурно-проектной мастерской ереванского горсовета. Под его непосредственным руководством, его энергией был организован и доведен до завершения проект строительства Еревана, который включал развитие города до 80-х годов XX века.

По его проектам были созданы новые микрорайоны и кварталы столицы, город стал развиваться в ширину и длину.

В 1970 году Совмин Армении обсудил и утвердил этот проект.

Воодушевленный этими успехами, М. Мазманян спроектировал и осуществил один из самых известных жилых районов Еревана — Ачапняк. В этом проекте были осуществлены новые подходы и методы градостроительства, стремление обеспечить население удобными светлыми зданиями, с широкой перспективой и зелеными поясами. Продолжая великое дело Александра Таманяна, Микаэл Мазманян привлек в строительство самые рациональные формы планирования, с учетом местных климатических и природных условий.

Создание Ачапняка стало отличным примером для будущих строителей.

Практическая деятельность архитектора всегда была неразрывно связана с теорией. Он выступал с научными докладами, лекциями, в которых постоянно пропагандировал свои идеи. В докладах «Путь нашей архитектуры», который был прочитан в Доме культуры, и «Особенности национальной армянской архитектуры на современном этапе» в Доме архитекторов он останавливается на «исследовании общего наследия архитектуры» и отмечает, что именно оно имеет значение в наши дни, когда мы перешли к индустриальным методам типового проектирования. Историческая армянская архитектура — богатая основа для творческой мысли, конструктивных возможностей и поиска новейших форм, а также величественных пропорций и пространственных объемов в решении создания и покрытия крупных территориальных современных систем, которые, конечно же, имеют свои прототипы в XI-XII веках.

Велика роль М. Мазманяна не только как архитектора, но и как теоретика современного градостроительства. За свою плодотворную деятельность он в 1959 году получил высокое звание Заслуженного деятеля искусств Армении, а в 1968 году стал Заслуженным архитектором.

Эдуард Авакян

Продолжение