СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
Микаэл Мазманян родился в 1899 году в Тифлисе в семье ремесленника. После четырехгодичного училища, продолжил учебу в Тифлисской школе Нерсесян, которую окончил в 1918 году.
Писатель Гурген Маари так пишет об этих годах учебы: «Еще в школе Нерсесян Микаэл отличался внимательностью, спокойным и уравновешенным характером, разносторонними пристрастиями. По мнению учителя армянского языка, Микаэл должен был стать писателем, учитель истории предсказывал ему большое будущее историка, географ называл его Микаэл-Маклай, а преподаватель рисования предвидел его будущие выставки…»
Чтобы помочь семье (отец Микаэла рано скончался), юноша несколько лет преподавал рисование в школах. Но не переставал мечтать о высшем образовании. В 1921 году ему посчастливилось с успехом поступить на отделение живописи Московского технического института. Но очень скоро он понял: живопись не его стихия, он родился архитектором. И через год он переходит на архитектурное отделение того же института. Учился увлеченно, и успешно закончил его в 1929 году. В тот же год вместе с двумя друзьями Каро Алабяном и Геворком Кочаром он приезжает в Ереван, начинает работать в Армгосстрое старшим архитектором. Еще через год его назначают руководителем архитектурно-плановой мастерской Ереванского горсовета. Одновременно он является ректором Политехнического института, с 1930 по 1937 год преподает на архитектурном факультете этого института.
Свою практическую работу архитектора Микаэл Мазманян постоянно сочетал с научной. Многочисленные статьи в печати, посвященные новым направлениям и тенденциям развития архитектуры, постоянная борьба с формализмом, защита принципов национальной архитектуры — главное в его работе.
Он писал: «Создавая новую архитектуру, необходимо разрешение развивать новые здоровые тенденции (конструктивный характер, ясность), которые существуют в архитектуре всех народов».
И в первых же своих осуществленных проектах — это здания 1929-1930 годов, М. Мазманян демонстрирует новые устремления, использование основ народной архитектуры. Все это он осуществляет в различных работах, будь то генеральный проект города Капана или те здания, которые строились в столице.
Вспомним некоторые из них: Клуб строителей на улице Абовяна (совместно с архитектором Г. Кочаром), жилой дом Ергэс (совместно с архитектором К. Алабяном), многие дома в жилом районе завода Каучук. Одними из самых значительных проектов, осуществленных в те годы, достойные упоминания, являются генеральные планы двух крупных городов Армении: Ленинакана (Гюмри) и Кировакана (Ванадзор).
Значителен вклад М. Мазманяна и в области сельскохозяйственного строительства. По его плану были реконструированы многие села республики: Паракар, Нораван, Тазагюх, Хет, Шинугер, Галидзор и другие.
В 1935 году М. Мазманян с группой архитекторов был направлен за рубеж. Более четырех месяцев он ездил по разным странам, изучал историко-архитектурные памятники и современное городское строительство. За эти месяцы он побывал в Афинах, Париже и ряде городов Италии. После возвращения из Европы, М. Мазманян читал лекции в Москве преподавателям и аспирантам в Союзе архитекторов и Академии архитектуры. То был своеобразный отчет о поездке.
В 1937 году в Москве на Первом Съезде архитекторов СССР он был избран членом Правления Союза архитекторов.
Неожиданно, как гром среди ясного неба, в жизни архитектора случилось страшное и непредвиденное: его обвинили, как «врага народа», изменника родины. Вместе со своим другом Геворком Кочаром, разделившем его судьбу, они оказались в Сибири, в лагере.
Но он не пал духом, выдержал все трудности, выпавшие на его долю, все испытания. Ему повезло только в одном: он нашел свое спасение в работе, в любимом деле — архитектуре. Она стала его спасительницей в те жестокие годы.
Вместе с Г. Кочаром Микаэл Мазманян спроектировал на Крайнем севере генеральный план города Норильска. Это помогло теоретически обосновать принципы строительства городов в условиях «вечной мерзлоты».
Микаэл Мазманян спроектировал также комплекс огромного коксо-химического завода, центральный городской стадион на пятнадцать тысяч мест, площадь имени Ленина, а также стал автором проектов многочисленных жилых массивов. Все это стало новшеством и смелым шагом в истории строительства в подобных условиях.
Так, М. Мазманян работал, проектировал, строил. После реабилитации он возвратился в родной Ереван и начал трудиться во благо армянского народа.
В 1954-1971гг. Микаэл Мазманян — директор архитектурно-проектной мастерской ереванского горсовета. Под его непосредственным руководством, его энергией был организован и доведен до завершения проект строительства Еревана, который включал развитие города до 80-х годов XX века.
По его проектам были созданы новые микрорайоны и кварталы столицы, город стал развиваться в ширину и длину.
В 1970 году Совмин Армении обсудил и утвердил этот проект.
Воодушевленный этими успехами, М. Мазманян спроектировал и осуществил один из самых известных жилых районов Еревана — Ачапняк. В этом проекте были осуществлены новые подходы и методы градостроительства, стремление обеспечить население удобными светлыми зданиями, с широкой перспективой и зелеными поясами. Продолжая великое дело Александра Таманяна, Микаэл Мазманян привлек в строительство самые рациональные формы планирования, с учетом местных климатических и природных условий.
Создание Ачапняка стало отличным примером для будущих строителей.
Практическая деятельность архитектора всегда была неразрывно связана с теорией. Он выступал с научными докладами, лекциями, в которых постоянно пропагандировал свои идеи. В докладах «Путь нашей архитектуры», который был прочитан в Доме культуры, и «Особенности национальной армянской архитектуры на современном этапе» в Доме архитекторов он останавливается на «исследовании общего наследия архитектуры» и отмечает, что именно оно имеет значение в наши дни, когда мы перешли к индустриальным методам типового проектирования. Историческая армянская архитектура — богатая основа для творческой мысли, конструктивных возможностей и поиска новейших форм, а также величественных пропорций и пространственных объемов в решении создания и покрытия крупных территориальных современных систем, которые, конечно же, имеют свои прототипы в XI-XII веках.
Велика роль М. Мазманяна не только как архитектора, но и как теоретика современного градостроительства. За свою плодотворную деятельность он в 1959 году получил высокое звание Заслуженного деятеля искусств Армении, а в 1968 году стал Заслуженным архитектором.