ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Наша Среда» продолжает публикацию глав из книги Кима Бакши «Духовные сокровища Арцаха»
Глава 1. «Я укрепил эту дружбу стихами…». Вступление к книге
Глава 2. Девяносто восемь ступеней (или) Как родилась эта книга
Глава 3. Начало путешествия
Глава 4. У Левона Айрапетяна
Глава 5. Гандзасар. Князь князей Гасан Джалал Дола
Глава 6. Умный в гору…
Глава 7. Зорий Балаян — мне друг, но…
Глава 8. Как всё со всем связано
Глава 9. Запах Пшата
Глава 10. Встреча в Москве
Глава 11. Самое дальнее путешествие: Гетаван, Дадиванк
Глава 12. Неизвестная миру крепость
Мы жили в Кашатахе, в Берд-дзоре, в доме гостей, который нам предоставил нынешний губернатор в знак уважения к прежнему, а прежним был не кто иной, как наш друг Алексан Акопян, с которым мы вместе путешествуем. Он, конечно, крупный учёный, но в нашей совместной поездке есть и привкус ностальгии: Алексану приятно вернуться в места, которым было в своё время отдано так много забот и таланта, его ума и сердца. Сколько незавершённых планов он оставил здесь…
Не помню кто и что сказал, но прошёл верный слух, что охотники где-то здесь нашли, своими глазами видели неизвестную миру крепость. У этого слуха имелось конкретное имя — Мамик Сараджян, председатель кашатахского охотсоюза, личность неординарная — он участник войны с азерами, геташенец, а значит и защитник армянских сёл с депортируемым армянским населением, и насильно заселяемых азербайджанцами — всё это было запечатлено в фильмах Цветаны Паскалевой.
«Ну что? Едем?» — «Конечно! Едем искать и снимать». Но надо выполнить одно условие: охотник отказывался ехать без оружия. «Кто же в такую поездку едет без оружия?.. » Чтобы выполнить это требование, понадобилась встреча с главным пожарником района, совместное дружеское фотографирование «с коллективом», в чем опять сказался непоколебленный авторитет нашего Алексана, и в результате «калаш», автомат Калашникова оказался у нас (честно говоря, не понимаю зачем).
Выехали как всегда рано, охотник впереди, как надежный проводник. Мы особенно не торопились. Осмотрели в селе Харар прекрасные руины (если можно так сказать) церкви с порталом из тёсаного камня, красивыми хачкарами. Церковь возвышается над домом, где живёт большая семья, которая кроме ведения своих многочисленных дел, по-хозяйски присматривает за храмом, заботится о нём. Алексан разложил на капоте нашей «Нивы» свои записи — где, какие центры рукописных книг находились в Берд-дзоре.
Потом мы ехали — любовались долиной реки Хакари, самого полноводного притока Аракса. Спустились в долину и на вершине горы увидели церковь Амутех, проехали через мелколесье и остановились перед обширным полем, покрытым сухими, в человеческий рост, колючими травами. И тут я понял, что наш «чичероне» позабыл куда дальше ехать. По крайней мере, что он сомневается. Он вышел из машины и, раздвигая грудью колючки, устремился вперёд. В какой-то момент он внезапно поднялся над сухими зарослями, будто вынырнул из воды, вероятно, набрёл на пригорок. Орлиным взором огляделся окрест и показал нам жестом, мол, двигайтесь сюда, вперёд.
Мы подобрали его по пути в машину и вскоре выехали на чистое место у опушки леса. И снова наш охотник устремился по едва заметной тропинке в чащу, и вскоре раздался его свист. А вот и он сам подает нам знак двигаться за ним.
Тут Акоп Берберян собирает свои тяжеленные сумки с фотоаппаратурой, критически глядит на бессолнечное предвечернее небо с высокими перистыми облаками и говорит осторожно, чтобы, не дай Бог, меня не обидеть: «Может, ты останешься? Дело к вечеру, мало светлого времени на съёмку…» Я всё сразу понял. Вспомнил, как мы шли от деревни Айтах к кладбищу князей Ошинов, и я всё время присаживался, и Алексан садился рядом и ждал, пока я переведу дух. Я всех тогда задерживал, но это не было столь критично, как сейчас. И я сказал, как можно легче и беззаботней: «Идите, идите, ребятки, с Богом, не теряйте времени, мы вас подождем. Успеха!»
— Ты правда не обижаешься? (Это Акоп.) — «Иди ты к чёрту!»
Они устремились в лес. Наш шофёр включил радио на весёлой волне. А я подумал, что мне пора осмыслить свой возраст, критически отнестись к себе, научиться рассчитывать свои силы. И что я сам должен был предложить им пойти без меня, ведь неизвестно, каков там подъём и сколько сил он потребует от молодых по сравнению со мной моих товарищей. И вообще.
Вот теперь, в праздном ожидании, я сидел в машине, возвращаясь мысленно к руинам церкви в селе Харар, к гостеприимному дому под горой, к фотографии, которую я задумал, когда попросил всю семью на минуту выйти из дома: «На фоне храма снимается семейство».
…Вот что потом напишет Алексан Акопян в газете, где расскажет о крепости, открывать которую мы отправились вместе: «В конце сентября группа в составе московского писателя Кима Бакши, фотокора Акопа Берберяна и автора этих строк по приглашению главы администрации Кашатахского района НКР Эрнеста Гевондяна посетила центры средневековой арцахской письменности в Кашатахе.
Этих центров армянскими текстологами выявлено пока шесть. Три из них — Арташиби, Арахиш и Ховатус (в каждом из них было переписано или реставрировано по две рукописи) — находятся в бассейне реки Шалуа, левого рукава Хакари, в историческом гаваре Вайкуник, провинции Арцах, согласно «Ашхарацуйцу» Мовсеса Хоренаци. И еще три — Харар (с четырьмя рукописями), Параджанц (с двумя) и Гетуз (с одной рукописью) — находятся южнее, по левобережью реки Хакари в древнем гаваре Берд-дзор (это название ныне носит райцентр Кашатаха — бывший Лачин), который в позднем средневековье именовался Хакари.
Группа исследовала и окрестности отмеченных сел, три из которых — Арташиби, Арахиш и Харар — и ныне заселяют переселенцы из Кашатаха. Были осмотрены и подробно сфотографированы позднесредневековые церкви в селах Вакунис и Зорахач, а также церковь XII-XIII вв. недалеко от Арахиша, с сохранившимся названием Сурб Аствацацин, которую азербайджанские дорожники взорвали в 1983 г. От самого дальнего села Айтах (в 55 км от райцентра) в сопровождении сына главы общины Роберта, недавно вернувшегося после службы в пограничных войсках НКР, группа отправилась к полуразрушенному Ахбрадзорскому или Майреджурскому монастырю. Здесь находятся могилы предков князя Ошина, переселившегося из этой вотчины в Ламброн «вместе со своими братом, матерью, супругой, вассалами и подвластным людом» в 1073 г. (это сообщение хронографа XII века Самуэла Анеци), а там от него пошли киликийские цари Хетумиды.»
Все манускрипты из шести центров армянской письменности, открытых в Кашатахе, в большинстве своём хранятся ныне в Матенадаране, а подсчёт Алексана имеет невысказанный подтекст: все церкви, которые мы увидели, и все сёла и кладбища с разбитыми хачкарами неопровержимо свидетельствуют о том, что вся эта земля — издревле армянская. Была и должна остаться, несмотря на все претензии турко-азеров и всех их европейских подголосков с их двойными стандартами (Косово+албанцы и сербы — за албанцев. Армяне+Карабах и азербайджанцы — за азеров).
В таких размышлениях я пребывал до тех пор, пока в лесу не послышались свист и два одиночных выстрела. И показалась вся наша группа. Алексан снял с плеч тяжеленный заплечный мешок с аппаратурой, который он взвалил на себя, чтобы облегчить путь Акопу, и сказал мне: — Ты бы, конечно, не выдержал подъёма.
Охотник аккуратно убрал свой «калаш» в кабинку «Нивы»: — Там наверху сейчас кабанов много и медведей. Видели лежбище кабанов, клочья шерсти — о деревья чешутся. Хрюканье слышали. Жаль, не было времени пострелять.
Алексан Акопян: — Представь, из глубокого ущелья, из каньона поднимается громадный базальтовый столб, почти на вертолётную высоту. Его вершина — площадка метров двести квадратных, видны остатки укрепляющей кладки. Какое-то похожее описание крепости, помнится, есть у епископа Макара Бархударянца в его книге «Арцах», изданной в 1895 году.
Акоп был воодушевлён: — Успели! Еле-еле! Вышли на самый край ущелья, а замок — вот он, как раз чуть ниже, высота огромная! А солнышко уже садится.
Позже, в Ереване, я рассматривал съёмку Акопа — и замок, и небо с его прощальными облаками. Теперь и у вас есть возможность поглядеть на всё это, а главное, взглянуть на крепость!
Мы пустились в обратный путь уже в полной темноте. Я, человек городской, всегда удивляюсь, как это шофёры находят дорогу, пусть и обратную, в темноте, в незнакомой местности. Алексан, я и Акоп сидели в тесноте на заднем сиденьи, и я упустил момент, когда на дорогу (так после рассказывали) выскочил зайчик. Шофёр затормозил, охотник выбежал, выстрелил, промахнулся. Но дела так не оставил, бросился в кусты, где скрылся зайчик, дал несколько очередей и, к моему великому удивлению, появился, держа подстреленного зайчика за уши. Дальше всё происходило на моих глазах. В огне фар охотник быстро и ловко освежевал добычу. Как рубашку через голову, легко снял шкурку. Тут мне показалось, что в кустах на мгновение показалась широкая, с узкими лисьими глазами голова волка. Охотник вскинул «калаш», но стрелять не стал: «Волчица голодная, видно, деток кормит, она и выгнала зайчика на дорогу».
Я вспомнил зоосад Левона Айрапетяна и осиротевшего оленёнка на дрожащих ножках, храбро принюхавающегося ко мне сквозь стекло вездехода. Волка с перебитой капканом лапой. Как хорошо, что я не охотник! И не хочу я даже пробовать убитого зайчика. Правду сказать, никто мне его и не предлагал.
Глава 13. Город-призрак (Шуша)
Сижу в маленькой квартирке, которую уже много лет мне c радостью предоставляют друзья, семья умершего моего старшего друга Григора Асратяна. Она в самом центре Еревана, на проспекте Маштоца, рядом с Матенадараном — место которое любят дети и хорошо знают взрослые, короче, это у Пончиканоца. Перед Новым годом сладкая фирма «Гранд кенди» поставила под моим окном рождественскую ёлку. Это был вообще водоворот детских восторгов — вспыхивали фотоаппараты, крохотные девчушки осторожно брали ёлочку за искусственные иглы и зачарованно улыбались. А я радовался, глядя на это детское половодье — пусть растёт, множится этот любимый мною народ, пусть живёт в мире!
На фоне таких мыслей кажутся невозможными, жестокими окружающие Армению ненависть, неприятие. Разве её окружают верные друзья? Из Азербайджана катится потный вал ненависти. Из Турции — враждебное непризнание очевидной трагедии в истории — геноцида. Из Грузии — за плотной завесой слов о дружбе и добрососедстве — неприятие, нелюбовь к армянам, что особенно заметно на примере населённого армянами Джавахка. Невольно обращаешь надежды на свою родную Россию. Понимаем ли мы, что Армения — наш единственный искренний друг?..
Сегодня я видел, как крохотная девчушка сама пыталась надеть перчатки, тоже крохотные с разноцветными пальчиками. Старалась, но неудачно: то два её пальчика попадали в один, то перчатка падала в растаявший снег.
Я должен начать рассказ о Шуше — очень красивом, но, увы, разрушенном городе. Его судьба состоит из тесно сплетённых друг с другом прекрасных и трагических страниц. Шуша — бывшая столица Карабаха, с её высот видна новая столица — Степанакерт. Поэтому установленные азерами системы «Град» могли вести прицельный огонь по этому городу.
Длинные трубы-снаряды азеры хранили в Кафедральном соборе Казанчецоц в центре Шуши: знали, что армяне не будут разрушать его. Какая ожесточенность и осмотрительность! Так и стоял Казанчецоц во всё время войны — без главы, с разрушенной колокольней. Сейчас всё как будто по-прежнему — как встарь собор колет небо своей главой-шпилем, и трубит с восстновленной колокольни ангел, трубит-возглашает в туманно-голубое небо: Бог — это любовь!
Когда едешь в Степанакерт, каждый раз проезжаешь поворот на Шушу: видна хорошая дорога к городу и героический танк на пьедестале, символ войны. Несколько раз в автобусе с какой-то делегацией мы не сворачивали и очень скоро оказывались на площади у главного собора. Заходили в его сквозной глубинный простор, там нас встречал духовный глава Арцаха — Паргев Србазан. И каждый раз я со страхом замечал, что в бороде его и усах прибавилось серебра.
Когда же возникла эта крепость — Шуша? На этот счёт есть верные исторические источники. Они говорят, что существовал прочный союз пяти меликов Карабаха — братство хамсы. В то время, когда повсюду в Армении независимость была уничтожена иноплеменниками-иноверцами, Карабах оставался последним прочным островком — твердыней армянской независимости. Потом один из меликов, Варанда поссорился с остальными. Но он понимал, что один не справится. Чтобы защитить себя, он призвал на свои земли тюркское кочевое племя, возглавляемое Панах-ханом. Это происходило во второй половине ХVШ века. Панах-хан быстро укрепился, объявил себя ханом всего Карабаха, стал строить неприступную крепость Шушу. Но вот оценка, данная этим событиям Александром Васильевичем Суворовым: «Мелик Шахназар может собрать войска около 1000 человек. Сей предатель своего отечества призвал Панах-хана… отдал в руки свой крепкий замок Шуши-кала…»
Азербайджанские историки, мастера фальсификаций, пишут, что Панах-хан основал крепость и строил её чуть ли не на голом месте. Но это не так, на самом деле крепость Шуша уже существовала и успешно отразила в начале ХVШ века нападение турок-османов. Об этом сотник крепости докладывает русскому командованию. Вот к какому давнему времени относится русская ориентация в крепости Шуша!
Дополнительным аргументом длительного существования Шуши до Панах-хана послужат и мои собственные наблюдения. В один из приездов в город я участвовал в раскопках, которые велись на древнем шушинском кладбище. Сенсацией были найденные хачкары IХ-Х веков. И я наткнулся на неизвестный хачкар. Когда я расчистил его от мха и земли, стало ясно, что он относится к ХШ веку. Какой там Панах-хан! Тогда и следов не было кочевых тюрок на арцахской земле. Никаких тем более азербайджанцев. Историки из Баку могут отдыхать!
Когда бродишь по хорошим мостовым города, мимо мертвых особняков, глядящих на тебя безглазыми окнами, невольно думаешь, сколько миллиардов долларов надо вложить, чтобы ожил этот некогда прекрасный город, а ныне город-призрак. Некогда это был центр армянской культуры, просвещения, типографской деятельности. Я просматривал длинные списки армянских манускриптов, которые хранились в библиотеках города. К великому сожалению, далеко не все из них оказались в коллекции ереванского Матенадарана. В трагические минуты, навсегда покидая Шушу, жители увозили книги, спасали их от разъярённой толпы тюрок, которые разрушали город, резали армян.
Последние (увы, не последние!) трагические события произошли в 1905 году — злодейские, бессмысленные убийства, предвестия геноцида 1915 года. Имеющие и то сходство с ним, что преступные стороны отрицают сам факт геноцида, а руководство азеров выдумывает какой-то ещё геноцид армянский и русский. Что касается 1905 года, то тогда в течение одного дня в Шуше был разграблен и сожжен армянский центр города, от театра остались руины. Но не менее чудовищной и разрушительной для города была резня 1920 года. Вот что писал об этом погроме Серго Орджоникидзе: «Сегодня я с ужасом вспоминаю те картины, которые мы видели в мае 1920 года в Шуше. Красивый армянский город был разрушен до основания и лежал в руинах.»
Однажды я уговорил директора Музея Шуши пройтись вместе со мной по городу и рассказать о нём. Мы осмотрели руины трёхэтажного здания реального училища, рядом — двухэтажная больница. Шушинская епархиальная школа… Шелкомотальная фабрика. Как раз в то время в мире был бум производства шелка, отличались, естественно, китайцы. Вот бы восстановить былую славу шелкоделов Шуши! Сейчас из шёлка делают удивительные вещи.
Был туманный осенний день, туманы нередки в Шуше. Мой спутник называл цифры, характеризующие город. До 1920 года выходило 22 газеты, работало 6 школ и училище. Три типографии. В театре ставили Шекспира, на гастроли приезжал великий Папазян. В армянской части города находились библиотеки, бани, аптеки, Здесь была проведена первая в Закавказье канализация, тоже разрушенная в 1920 году погромщиками.
Мне очень понравился город Шуша. Там до сих пор сохранились прелестные уголки, которые так и манят бросить надоевшую мою московскую городскую жизнь и навсегда поселиться здесь. Так всегда бывает со мной, когда место мне почему-то особенно нравится. Я хорошо помню, как я хотел провести остаток жизни в караимской крепости Чуфут-кале в степном, пропахшем полынью Крыме. То же самое было со мной, когда я оказался в Гарни лет пятьдесят назад, среди обрушенных капителей, заросших сухой травой частей античного фриза — наедине с вечностью и красотой. Отдаю себе отчет — я нисколько не верю в реальную осуществимость этой мечты, хотя реальней всего, как говорится, на сегодня — это все-таки Шуша. Я сидел бы на деревянном балкончике среди зелени, а вокруг творилась бы жизнь.
Ким Наумович Бакши, писатель, журналист, арменовед
Публикуется по: Ким Бакши. Духовные сокровища Арцаха.(Серия «Библиотека русско-армянского содружества») – М.: Книжный мир, 2012.