КУЛЬТУРНЫЙ КОД
Продолжаем публикацию книги Григория Арутюняна «Художники. Судьбы. Музы. Биографические данные, эссе». Благодарим автора за возможность публикации.
В еженедельнике «Эфир» от 07 августа 2008 года был опубликован предоставленный мной материал: «О художнике, создающем стиль». Речь шла о художнике Григоре Ваграмяне.
Материал, как материал: затронули работы и неординарная судьба художника — написал отзыв, написал отзыв — опубликовали в газете, и заметка перешла в мой личный архив. Казалось, круг замкнулся.
Но зачастую мы ошибаемся, считая тему завершенной. Она порой может иметь неожиданное продолжение: вдруг почтальон стучится в дверь и протягивает письмецо в конверте. А в письмеце, вернее — содержательном и теплом рукописном письме — что уже редкость в наше время — кроме слов благодарности о проделанной работе, не менее интересная судьба уже другого художника, вдовы того самого Григора Ваграмяна.
Кто бы мог подумать, что жена художника, который ушел из жизни полвека назад, отзовется, тем более из другого государства!
Итак, письмо из Ирана, а вдове — девяносто лет, живет в Тавризе. И не просто живет, как предполагает ее почтенный возраст, но и продолжает рисовать, творить. Зовут эту женщину Маруся Ваграмян.
Немного из прошлого Маруси Ваграмян (Аракелян).
Родители, жившие в Иране — отец богатый торговец из Салмаста, мать из Паяджука — в 1914 году, ввиду войны и посягательств на жизнь и имущество армян, были вынуждены покинуть Иран и после долгих скитаний обосноваться в России, в городе Армавир, где в 1919 году и родилась Маруся. Семья Маруси: родители и двое ее сестер, жили в Армавире до окончания войны, а затем им было разрешено вернуться в Тавриз.
В Тавризе Маруся продолжила образование в армянских учебных заведениях. Она с головой окунулась и в свое увлечение живописью, поступив в художественную студию известного уже в Иране профессора Григора Ваграмяна.
Общность интересов, взглядов и сильное взаимное чувство привели к созданию семьи. У них родилось четверо детей: один из них — Вардан живет с матерью в Тавризе. Он талантливый художник-сюрреалист, а также композитор, дирижер в руководимом им хоре. Несколько лет
назад приезжал с концертами в Ереван, где с успехом выступил. В особенности запомнилось исполнение хором церковного «Патарага» (Литургия). Два других его брата, Гаспар и Геворк, с сестрой Сатеник проживают в Лондоне.
Григор Ваграмян назвал свою дочь в честь любимой сестры, известной в свое время оперной певицы Сатеник Каспарбек, одной из первых в Армении исполнительниц партии Ануш в одноименной опере. Сатеник Каспарбек принимала активное участие в судьбе брата в период его жизни в СССР.
Когда последовали репрессии Григора Ваграмяна, Сатеник в дни декады армянского искусства в Москве, прошедшей в конце тридцатых прошлого века, устроила акцию протеста в защиту брата и других преследуемых.
В самый разгар сталинщины это было неслыханно дерзко и смело, тем более в столице державы.
С тех пор ее имя также было внесено в список неблагонадежных, и в расцвете сил ее ожидала творческая опала. До последних дней хранила она оставшиеся у нее работы Григора, часть которых передала в Картинную Галерею Армении. Сатеник Каспарбек умерла в Ереване в 1971 году.
Но вернемся к Марусе Ваграмян. Ей за девяносто, но она полна сил и энергии. Тикин Маруся возглавляет собственную художественную студию, где передает свой опыт молодежи.
Маруся Ваграмян не только рисует. У нее и множество работ, сделанных из серебра, мельхиора и других металлов, которые экспонируются на различных выставках. Кроме того, как и в молодости, когда увлекалась театром и сыграла немало ролей, она и сейчас занимается театральной режиссурой, ставит в Тавризе постановки армянских авторов.
Тикин Маруся уделяет немало времени и переводческой деятельности, переводит на армянский язык искусствоведческую литературу. На личные средства помогает общественным организациям в Тавризе, активно участвует в работе армянской общины города. Ее интересует все, что касается родной Армении, в особенности ее художественной жизни, и она не упускает возможности узнать о ней как можно больше, принять посильное участие.
Недавно в Ереван из Тавриза прибыла киногруппа для съемок некоторых сцен к фильму о художнице Марусе Ваграмян, о ее продолжающейся по сей день творческой судьбе. Были сняты воспоминания о Марусе, об оперной певице Сатеник Каспарбек, рассказанные старейшим театроведом-энциклопедистом Армении Бахтияром Овакимяном.
ПОСТСКРИПТУМ
К сожалению, летом 2012 года Маруся Ваграмян ушла из жизни. Остались ее замечательные работы. Они будут еще долго напоминать нам об этой удивительной женщине с удивительной судьбой.
В связи с публикациями о Григоре и Марусе Ваграмян удалось познакомиться и с их родственниками, живущими в Ереване: Алиной, Давидом, Цовик и Варданом Каспарбекянами, и дополнить образы этих художников штрихами, которых не найти в архивах.
Было интересное знакомство и с известным композитором Арегом Лусиняном и его супругой Валентиной. Они тоже знали Ваграмянов и тепло их вспоминали.
Запомнился рассказ Арега Лусиняна о своем брате, Петросе Хачатряне, разносторонне одаренном молодом человеке, рано ушедшем из жизни. Петрос, будучи подростком, жил в Тавризе. Увлекшись рисованием, он начал посещать студию профессора Григора Ваграмяна. Плата за учебу в его студии была достаточно высока. Но, заметив в юноше незаурядный талант, он отказался брать у него деньги. Однажды, узнав, что Петрос не посещает занятия из-за отсутствия у него сносных брюк, Григор Ваграмян незамедлительно купил для него необходимые обновки, чтобы мальчик мог продолжить обучение.