c8c673bf45cf5aeb
  • Вт. Авг 5th, 2025

Наша Среда online

Российско-армянские отношения, история, культура, ценности, традиции

Мозаика Еревана. Тарагрос

Янв 15, 2015

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

Предыдущие главы:

Он был истинным деятелем искусств, многогранным, одаренным, с золотыми руками. Отличный знаток миниатюры, мастер и знаток красок, словно пришедший к нам из Средневековья, писец и художник.

Фамилия у него была Тер-Вартанян, но все звали его Тарагрос.

Родился Тарагрос в 1878 году в Ереване в доме близ Фахла-базара, известного в те годы своим большим садом.

Отец его был учителем, преподавал религию в духовной школе и, наверное, поэтому детям своим дал имена святых: Тарагрос и Пропос.

Тарагрос окончил семинарию в Ереване, позднее при поддержке благотворителя А. Африкяна (отец его уже скончался), который помогал сироте, учился в Москве и Петербурге.

В 1908 году Тарагрос окончил Художественное училище имени Строганова в Москве. По решению Императорского археологического общества Москвы его направили на Кавказ — в Грузию и Армению для изучения и обмера памятников старины. Результаты этих исследовании были опубликованы в сборнике «Материалы археологии Кавказа» (выпуск 13), а в 1912 году в журнале «Солнце России» об этом была напечатана статья «В кавказских гробницах».

«Из археологического и этнографического путешествия в Ереванскую губернию. — читаем в статье, — в Петербург возвратился наш сотрудник г-н Тарагрос. Целью его научной поездки стали исследования армянских и других древностей Кавказа. Он составил планы древних церквей и монастырей, произвел обмеры столбов и келий, сфотографировал их. Ему повезло, он нашел отлично сохранившуюся монету времен Тиграна Великого».

В дальнейшем, мечтавший об учебе юноша, отправился в Петербург и в 1915 году закончил отделение офорта Академии художеств у В. Мате.

В те годы Тарагрос работает над копиями, он сделал около 400 работ в технике эстампа, в 1916 году удостоился звания профессора. Сохранился об этом документ за подписью Председателя Общества графа Уварова.

Тарагрос был ученым, преданным своей работе, с широким кругом научных интересов.

В 1914 году ему предложили работу в археологической экспедиции Николая Марра, которая отправлялась в Ани. Тарагрос с радостью согласился на эту поездку.

А. Вруйр в своем сведении «Ани» пишет: «В 1914 году во время экспедиции в Ани появились два новых участника Н. Буниатян и Тарагрос. Проработали они в экспедиции два года».

Тарагрос должен был во время экспедиции помогать архитектору Н. Буниатяну в деле обмера памятников. Вот как это описывает А. Вруйр: «Н. Буниатян и Тарагрос были антиподами по характеру: один молчаливый, погруженный в свои мысли, в свою работу, а второй, очень трудолюбивый, постоянно шутил, и делал это довольно метко. Архитектор же только мягкой улыбкой отвечал на остроумные шутки Тарагроса».

Позднее опыт, приобретенный в Ани, Тарагрос использовал во время раскопок Ширакавана. Руководителем экспедиции был Ашхарабек Лорис Мелик-Калантарян. Он участвовал также в раскопках Гегардадзора под руководством Тороса Тораманяна.

В своей работе «Армянская архитектура» Торос Тораманян писал: «Восхищен обмерами и чертежами Тарагроса, где нет ни одного сантиметра разницы с реалиями…»

Работа с известными учеными и архитекторами стала для Тарагроса огромным опытом, она помогала его исследованиям -всему, что он так мастерски, ярко и умело использовал постоянно в своем творчестве. Он был очень умелым, даже ловким, деятельным и в молодости, и до конна жизни. Он никогда не отказывался ни от какого дела, главное, чтобы оно оказалось связанным с армянским искусством, в любой его области.

В 1917 году по приглашению художника Вардкеса Суренянца он едет в Ялту. Там уже была завершена построенная архитектором Тер-Микеловым усыпальница в церкви, созданная в армянском стиле. В. Сурснянцу поручили роспись купола церкви. Тарагрос уже считался знатоком миниатюры и очень помог художнику в этом. Так, церковь оказалась украшенной древней армянской миниатюрой в яркой росписи.

Средневековая армянская миниатюра была стихией Тарагроса, делом его души.

В 1921 году в Тбилиси была открыта выставка его работ по армянской миниатюре.

В 20-ые годы прошлого века Правительство Армении пригласило в Ереван Александра Таманяна, Мартироса Сарьяна, Акопа Коджояна и других деятелей культуры. И в 1921 году в Ереван вернулся Тарагрос, вернулся служить родному народу, передавать свои знания и опыт. Он работает заместителем директора, научным сотрудником Института истории и литературы Академии наук, преподает живопись и графику в Строительном и других училищах Еревана.

Строится новый Ереван из розового туфа. Поднимаются стены и колонны Дома правительства. Тарагрос вместе с С. Степаняном создает эскизы ниш и фасадов, украшенные виноградными гроздьями и цветами, наконец, самого главного — герба на фасаде. Он работает с увлечением, с любовью, часами вместе с рабочими не уходит со строительной площадки. Свою каменную живопись Тарагрос оставил на многих зданиях Еревана. Да, многое, к сожалению, утрачено, не сохранилось, разрушено. Но осталось на здании сельскохозяйственного банка, Глазной больницы… У него было много авторских работ, сделанных из твердого камня: чаши, маленькие фигурки, которые удостаивались высокой оценки в Армении и Москве. Плодотворная работа Тарагроса тех лет — это неповторимые и оригинальные по замыслу «Осень в Ереване» (1926г.), «Весна в Ереване» (1927г.) — хранятся в Музее истории города Еревана. Другие нашли свое место в Картинной галерее Армении: «Фахлабазар» (1935г.), «Портрет на ковре» (1936г.) и истинный образец миниатюры: «Хачкары ЖБ».

В 1924 году несколько работ Тарагроса вместе с картинами Мартироса Сарьяна, Фаноса Терлемезяна, Седрака Аракеляна были представлены на 14-ой Международной выставке в Венеции.

В 1939 году праздновался тысячелетний юбилей армянского эпоса «Давид Сасунский». Тарагрос стал художником-оформителем многих книг. Снова погрузился в Средневековье, снова прикосновение к жемчужинам живописи. В 1941 году вышла в свет книга «Техника армянского искусства с древнейших времен до наших дней», которую оформил Тарагрос.

Среди его теоретических работ следует назвать: «Армянское прикладное искусство», «Графика в Армении с древнейших времен до XVII века».

В статье искусствоведа Б. Зурабова, посвященной Тарагросу, названной «Счастливый в деле и незабываемый», написано: «Интересы Тарагроса настолько многочисленны, что к нему обращались представители разных профессий. Так, по предложению руководителя музыкального кабинета имени Романоса Мсликяна, композитора Арама Кочаряна Тарагрос изучил пластические памятники на могильных камнях — горельефы в виде древних музыкальных инструментов и восстанавливал их в графических рисунках».

Но и всем этим не ограничивались его интересы. После смерти ученого его работы хранились у родственников: рисунки, скульптуры, миниатюры, металлические отделки, орнаменты, копии картин, росписи. Интересны его работы, выполненные в Крыму: «Картина Крыма» (изображение Медведь-горы), «Мост около Ялты», «Женский костюм». Ему принадлежат и выполненные на рисовой бумаге китайские фигурки, их было 12, к сожалению, сохранились не все. Остались выполненные им миниатюры: «Сидящая женщина» (бронза), бытовая фигурка «Крестьянин точит топор». Очень интересная копия картины русского художника Клода «Ореховая роща», выполненная в 1902 году.

В воспоминаниях близких и друзей Тарагрос остался добрым, веселым и остроумным. Он любил шутить, часто повторять свои крылатые слова: «Будь в жизни человеком, а в искусстве Богом!» И сам был таким: и в жизни, и в искусстве!

Тарагрос был отличным другом, друзей у него было много — в Ереване, Москве, Петербурге. Он получал много писем и успевал отвечать на все. Художница Римсиме Симонян в своих воспоминаниях рассказывает, как видела у него на столе много писем, среди которых было и от великого Льва Толстого!

Для воссоздания подлинного облика Тарагроса следует непременно вспомнить и то, что ученый очень любил кошек, которых в его доме всегда было очень много. Остались фотографии, на одной из них Тарагрос со своим любимцем по прозвищу Чутик!

Эдуард Авакян

Продолжение