• Ср. Окт 30th, 2024

Мозаика Еревана. Он украсил Ереван

Фев 12, 2015

СОЦИУМ

Мозаика Еревана

Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.

Предыдущие главы:

mark_grigoryan

Известный армянский архитектор Марк Григорян родился 29 апреля 1900 года в Новом Нахичеване. Именно здесь ему было предопределено посвятить себя искусству. Новый Нахичеван -небольшая армянская колония на берегу Дона, рождала представителей искусства, литературы, живописи — деятелей культуры. Такая направленность объясняется очень просто: нахичеванцы — потомки выходцев из нашего прекрасного города Ани, тех беженцев, которые несколько веков назад появились на русской земле.

Окончив местную школу, юный Марк уже решил свой дальнейший путь. Он приехал в Ереван, поступил на заранее определенный технический факультет университета, на котором готовили архитекторов.

Свою творческую деятельность Марк Григорян начал уже на студенческой скамье. С 1924 года он прошел все ступени профессионального развития, начиная с техника-чертежника до архитектора. Но это было только начало. Его ожидала большая славная дорога строителя-архитектора, которая привела к ответственному посту Главного архитектора Еревана.

Марк Григорян участвует в объявленном открытом конкурсе на проекты зданий театра и памятника Степану Шаумяну. Для молодого специалиста это стало судьбоносным. И не случайно, что на его работы обратил внимание такой мастер, как Николай Буниатян и сам Александр Таманян.

В 1926 году Александр Таманян пригласил Марка Григоряна работать в свою мастерскую. Приглашение это стало определяющим. Постоянными гостями мастерской были Мартирос Сарьян, Александр Спендиаров, Гарегин Левонян, Мариетта Шагинян, знаток архитектуры Средневековья — Торос Тораманян. Во время этих встреч в мастерской Таманяна беседовали в основном о новой армянской архитектуре и городском строительстве, обсуждали прекрасные армянские традиции, дошедшие из истории — из древних и средних веков. В те годы поиски армянской интеллигенции и впрямь были хаотичными, шла борьба между старым, как его называли «церковно-клерикальным» и новым «социалистическим», работами. Александр Таманян со своими единомышленниками был против так называемой «пролетарской» архитектуры, использования принципов крайнего «кубизма», модного в Европе в начале XX века. Сторонники этого направления отказывались от внешней роскоши зданий: колонн, ниш на фасадах, и в действительности это «новшество» превращалось в бетонные формы, поставленные одна на другую. Вспомним хотя бы завершенный в те годы дом строителей на улице Абовяна или здание КГБ, напоминающее корабль.

Борьба длилась долго, и, наконец, завершилась победой Александра Таманяна, отстаивающего колонны, ниши, горельефы и, самое главное, — использование в строительстве армянского туфа различных оттенков.

Ярким свидетельством этого стали здания, построенные Марком Григоряном, — учеником А. Таманяна, унаследовавшего от него верность древним традициям армянской архитектуры, идущим из Средневековья: Ани, Текора, Ерерука и др. и продолженных в его дальнейших работах.

Он утвердил эти принципы не только в проектах построенных им домов, но и в многочисленных статьях: «О социалистической архитектуре». «Об искусстве каменщиков, начиная с плоской обработки до горельефов». Все это берет начало из глубины веков и сохраняется до наших дней.

Марк Григорян до конца жизни оставался верным своим принципам, унаследованным от А. Таманяна. Каменные свидетельства этой преданности — прекрасные здания в Ереване из туфа различных оттенков, базальта, фельзита, создавшие красоту нашей столицы. По проектам Марка Григоряна построен комплекс здании Клинической и Детской больниц, роддома у сквера Абовяна, Инфекционной больницы и комплекс Канакергеса.

В 1937-1951 гг. Марк Григорян — Главный архитектор Еревана. Огромен вклад архитектора и в сложное, ответственное дело нового Генерального плана Еревана. В нем он продолжает дело А. Таманяна и по озеленению Еревана. При его непосредственном участии проводились работы по озеленению склонов Канакера, Цицернакаберда, Старого Норка, территории Детской железной дороги. Театральной площади, строительство парка Победы.

Значителен его вклад в строительство Главной площади Еревана. И здесь снова — продолжение дела великого зодчего.

Рядом с Домом правительства, по его проекту, завершается реконструкция старого здания Дома связи и строится комплекс здании Профсоюза — все они составили отличную гармонию с Домом правительства, являются зеркальным отражением замысла Александра Таманяна.

На первый взгляд — повторение, но, присмотревшись, понимаешь: это новое решение, верное принципам великого архитектора, в котором воплотилось прекрасное видение талантливого ученика. Также решено и здание гостиницы «Армения», совместно с архитектором Эдуардом Сарапяном в южной стороне площади. Интересно, что площадь, десятилетия подряд носившая имя Ленина, в народе называли «Площадью хромого Марка» (Марк Владимирович немного прихрамывал!).

Работы архитектора в их армянской традиции вышли за пределы Армении (санатории «Армения» в Гаграх!).

Проектируя четырехэтажное здание «Армэнерго» на улице Абовяна, Марк Григорян словно повторяет здания Еревана XIX — начала XX веков из черного туфа.

Интересное решение архитектора и в проектировании зданий «Дома-музея Мартироса Сарьяна» и жилого «Дома специалистов» на стыке улиц Московян и Терьяна.

Проекту Марка Григоряна принадлежит одно из красивейших зданий центра Еревана, так называемый «Дом артистов» по проспекту Маштоца. Большие базальтовые ворота выходят на проспект, а вторые — на улицу Московян. Широкие фасадные балконы, над которыми — маленькие. Светло-розовый туф придает дому легкость и очарование. Дом неповторим и очень точно определяет свое название как «очага служителей искусств».

Особенностью архитектурной манеры является постоянное и верное решение в проектируемом им здании — его назначение: построенное на возвышенности светлое и величественное здание ЦК (сегодня — Национального собрания), четкое и строгое Конституционного суда по проспекту Баграмяна.

В решении здания Матенадарана из серого базальта умело использовано место (оно построено в скале и завершает центральный проспект столицы). Здесь Марк Григорян использовал древние традиции, где ниши напоминают решение храма Св. Рипсиме.

Опыт долгих лет яркой творческой работы архитектора-строителя Марк Григорян передавал студентам Ереванского политехнического института и в своих книгах. Он был гражданином, патриотом, общественным деятелем, неоднократно избирал¬ся депутатом, был Заслуженным деятелем искусств, Заслуженным архитектором, Лауреатом Государственной премии.

Остались у него и живописные работы.

А прекрасные здания — детища талантливого архитектора, передают потомкам его мысли и чувства, облаченные в музыку камня.

Эдуард Авакян

Продолжение