КУЛЬТУРНЫЙ КОД
«Наша Среда online» — О том, что 1 июня 2020 года в Киеве ушел из жизни выдающийся советский украинский композитор Мирослав Скорик, ни в России, ни в Армении не узнали. «Бархатные революции», войны, тяжелейшей спад научной и культурной жизни стали причиной тотального разобщения русского, украинского и армянского народов.
Будем честны, не многие знали, что автором музыки к прославленной ленте Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (1964) был Мирослав Михайлович Скорик, знаток и ценитель гуцульской музыки. Среди его произведений — «Гуцульский триптих», соната для фортепиано «В Карпатах», Карпатская рапсодия для скрипки с фортепиано.
В фильмографии Мирослава Скорика новаторская, экспериментальная лента Параджанова ( которую, кстати, сам Эмир Кустурица назвал «лучшей картиной, снятой до сих пор») стала первой. 1960-е были годами Украинского Ренессанса. Для Украины это были годы мощнейшего подъема культуры. Творила плеяда виднейших украинских мастеров. Среди них имена Ивана Драча, Юрия Ильенко, Лины Костенко, Аллы Горской, Ивана Марчука.
Иван Миколайчук на момент съемок «Тени забытых предков» был еще студентом театрального института им. Карпенко-Карого. Когда его увидел Параджанов, все актеры были уже утверждены на роли. Благодаря случайности на Миколайчука обрушилась мировая слава.
В своей статье «Параджанов. Украина. Назавжди» я уже писала об особой связи Сергея Иосифовича с украинским искусством. Кажется, Параджанов был единственным, кто после окончания ВГИКа, мастерской Игоря Савченко и вручения диплома самим Александром Довженко, выбрал Украину местом творческого вызревания. Однажды Параджанов быстро шел по улице Ленина в Киеве с трембитой. Его догонял хозяин инструмента, старый гуцул. Люди расступались перед ними. И тогда Параджанов остановился и заиграл — затрембитав, как говорят украинцы. Киевляне слышали звуки, какие живут только в Карпатских горах, нередко помогающие подать сигнал бедствия. Все удивлялись и слушали.
Имя Мирослава Скорика на Украине знает каждый. Он был национальной легендой этой страны — такую премию он и получил в 2021 году, уже посмертно. А при жизни званий и регалий у него хватало. Родился он в 1938 году во Львове и происходил из интеллигентной семьи, знаменитая оперная певица Саломея Крушельницкая была сестрой бабушки Скорика.
К сожалению, в 1947 году его семья была репрессирована и выслана в Сибирь. Вернуться в родной город удалось только после смерти Сталина, где с 1955 по 1960 год будущий прославленный композитор учился в Львовской государственной консерватории (ныне Львовская национальная музыкальная академия им. Н.В. Лысенко).
После продолжил обучение в аспирантуре Московской консерватории в классе Дмитрия Кабалевского, на всю жизнь полюбив русскую музыку. Среди его значительных произведений — переложение фортепианного цикла Модеста Мусоргского «Картинки выставки» для струнных и ударных инструментов.
С 1999 года Мирослав Михайлович заведовал кафедрой истории украинской музыки в Национальной музыкальной академии имени П.И. Чайковского.
Музыковеды говорят о том, что в своей стилистике продолжал традиции львовской композиторской школы, органично связанной с разнообразными первичными жанрами; широко использовал украинский, в частности карпатский, фольклор, львовское городское и салонное музицирование. Именно глубокое знание украинского народного музыкального искусства и привлекло Параджанова к личности Скорика, которому на тот момент не исполнилось еще и тридцати лет.
Для самого Параджанова, которому уже исполнилось сорок лет, «Тени забытых предков» стали как будто последним шансом снять великое кино. Известно его восклицание: «Мне уже сорок лет, а я так еще ничего и не снял!»
Скорик в одном из интервью вспоминал, как Параджанов сначала напугал его, а потом они подружились. Режиссеру пришлось уговаривать Мирослава Михайловича, чтобы он согласился работать над этим фильмом.
Когда Сергей Иосифович занялся поиском композитора к своему кинофильму о Карпатах, он решил, что это должен делать тот, кто знает местность. Поэтому он приехал на Запад Украины, а Скорик как раз тогда жил во Львове. Параджанов пришел на областное радио и попросил поставить ему работы местных композиторов. Отслушав всех, он выбрал Мирослава Скорика и захотел встретиться лично.
«И вот мы с ним только поздоровались, — вспоминал композитор в одном из интервью, — а он мне сразу же и говорит: «Я буду снимать гениальный фильм. А ты должен написать гениальную музыку!». А у него еще ни одного кадра не было. «Ты понимаешь, ты должен мне поверить», — убеждал он. Но меня это все испугало, и потом через пару недель я дал ему телеграмму, что не могу работать над его фильмом. Позже он снова приехал, и при встрече уже все было по-другому. И с тех пор мы с ними стали очень хорошими друзьями». Так, Параджанов, художник Георгий Якутович и Мирослав Скорик поселились в старинной деревянной хате Петра и Евдокии Сорюков в приселке Жабьевский Потик, у живописной горы Глифы.
В 2014 году на Украине с большим размахом отмечали 90-летие Сергея Параджанова и 50-летие фильма «Тени забытых предков». Прошел и концерт, где дирижировал сам маэстро.
3 июня 2020 года в столичном патриаршем соборе Воскресения Христова состоялось прощание с выдающимся украинским композитором. Похоронили Мирослава Скорика на Лычаковском кладбище во Львове.
Источники:
Олюнина В. «Армения — Солнце в квадрате. Очерки, рассказы, эссе» («Параджанов. Украина. Назавжди) Ереван, 2018
www. ifegid.media/interview/miroslav-skorik-snachala-paradzhanov-menya-napugal-no-my-podruzhilis.html
Фотография взята с фб-страницы памяти М.Скорика