c8c673bf45cf5aeb
  • Пт. Дек 13th, 2024

Лилит Асоян. Ольгинская гимназия Александрополя

Ноя 13, 2023

ДНИ В ИСТОРИИ

«Наша Среда online» — К образованию в Армении относились всегда трепетно.

Не случайно первый учитель Месроп Маштоц, который воссоздал армянскую письменность, причислен к лику святых, а главным сокровищем нации является алфавит, отлитый из золота. Традиции образования передавались из поколения в поколение, несмотря на исторические перипетии и политическую нестабильность.

После присоединения к Российской империи образование в Армении вышло на качественно новый уровень. Этому способствовали обмирщение образования, открывшиеся уездные учебные заведения разного уровня, а также возможность преподавания на местных языках. В результате проведённых мероприятий по расширению сети гражданского образования уже в 1845 г. в Закавказье насчитывалось 3293 учащихся в государственных и малочисленных частных учебных заведениях, среди которых преобладали армяне и русские. В 1855 г. уездные училища были открыты в Ереване, Александрополе, Нахичевани, Елизаветполе и других городах края, а губернские гимназии – в Тифлисе и Кутаиси.

3 мая 1875 года Александропольское городское общество заявило Эриванскому губернатору просьбу об учреждении Александропольской женской прогимназии, так как “город находится в таких благоприятных условиях, которые постоянно влияют на увеличение в нем народонаселения и ставит его в ряду лучших уездных городов края”.

В марте 1877 года выборные от общества города Александрополя избрали Попечительский совет для предполагаемой к открытию в Александрополе женской прогимназии. Ещё через год попечитель Кавказского округа выступил с предложением Ереванскому губернатору оказать необходимое содействие как в выборе членов совета из своей среды председателя на три года, так и в открытии советов с началом будущего академического года.  Однако открытие Александрополькой женской прогимназии, как следует из рапорта директора народных училищ, было отложено до сентября 1879 года “вследствие военных обстоятельств и эпидемического тифа, свирепствовавшего в городе до начала текущего года”. Этим временем избранное городским обществом попечительство предполагало воспользоваться, чтобы приспособить к учебному заведению нанятый ещё в апреле месяце дом и построить классную мебель.”

Одновременно обсуждался вопрос о выборе начальницы для столь престижного учебного заведения. Рассматривались две кандидатуры: вдова полковника Грюнер, которую порекомендовал уездный начальник господин Невтонов, по отзыву начальницы Харьковского девичьего института, и Марья Александровна Водопьянова по рекомендации Эриванского губернатора генерал-лейтенанта М.И.Рославлева. После ознакомления с личными делами обеих дам выбор остановился на кандидатуре Марьи Водопьяновой, которая в отличие от госпожи Грюнер – простой классной дамы, имела внушительный опыт работы – занимала прежде должность помощницы начальницы Владикавказской Ольгинской женской гимназии.

Торжественное открытие Александропольской женской прогимназии состоялось 8 ноября 1879 года в день тезоименитства Его императорского величества Великого князя Наместника Кавказского.

Учебный процесс в прогимназии был организован в соответствии с принятыми в то время стандартами, включая учебники, рекомендованные министерством просвещения: среди предметов: армянский язык, русский язык, арифметика, закон Божий обоих исповеданий, чистописание, а также рукоделие и пение. В качестве учебной литературы Педагогический совет выбрал следующие учебные руководства: “по закону Божию православного исповедания Молитвенник с объяснением Соколова, по русскому языку Родное слово, по арифметике задачники Захарова и Евтушенского, по закону божию армяно-григорианского исповедания — Молитвенник Тер-Акопова и руководство к преподаванию Ветхого и Нового Завета священника Манденянца, по армянскому языку для младших отроков родное слово Агоянца, а для старших отроков – Родное слово Тер-Гевондова”.

Экзамены проводились в мае с одобрения городской управы, о чем свидетельствует письмо из Кавказского учебного округа, хранящееся вместе со всеми остальными документами в национальном архиве Армении. Так, в 1905 году экзамены были проведены в следующие дни:

16 мая – закон божий
17 мая – русский язык
18 мая – армянский язык
20 мая арифметика.

В гимназии обучались как на платной, так и бесплатной основе причём плата составляла 6 рублей, однако не все могли позволить себе такую роскошь и потому за не имением средств часто писали просьбы об отсрочке или освобождении от платы за хорошую успеваемость.

Содержание гимназии было достаточно дорогим: к примеру,  420 р. в год составляла зарплата классных надзирательниц, 900 р. — православного законоучителя, 200 р. в год – помощницы начальницы с предоставлением квартиры с отоплением и освещением, 400 р. писцу — и это лишь малая часть расходов. И не случайно в одном из своих докладов Александропольский городской голова говорил, что городская смета по сравнению с другими городами края по проценту, выделяемому на дело народного образования является исключительно расточительной, так как “мы на это расходуем 20 % общей суммы городских доходов, тогда как такие города как Петербург и Тифлис не тратят и 13%”.

Контроль над учебным процессом осуществляли дирекция народных училищ и Кавказский учебный округ, которым иногда приходилось разбирать и внутренние вопросы. Некоторые из них для работников сферы образования актуальны и сейчас. Так, например, в апреле 1882 года между председателем педагогического совета н начальницей прогимназии возникли недоразумения и пререкания из-за отметки “4”, выставленной по русскому языку ученице 1-го класса Екатерине Лебедевой. Председатель педсовета счёл оценку заниженной. В результате, в ответ на обращение начальницы, попечитель Кавказского учебного округа был вынужден вмешаться и направил письмо председателю педсовета, отметив, что “сама начальница не имеет права отменять отметок, хотя бы неправильно выставленных и посоветовав ему на будущее время не повторять пререканий, так как таковые могут принести вред учебно-воспитательному делу”.

В 1885 году Александрополь посетила Великая княгиня Ольга Фёдоровна с августейшим супругом. В ознаменование этого события  равно в признательность за постоянные попечения Ея высочества о женском образовании, выразившееся между прочим в принятии на себя звания Покровительницы открытой в Александрополе именем её величества женской прогимназии, мирскими приговорами, состоявшимися 21 апреля 1885 года и 13 июля 1899г. общество города Александрополя постановило: содержать постоянно в местной прогимназии на счёт городского общества одну стипендиатку имени её высочества для чего взносить по общественной раскладке ежегодно 70 р.  

В 1905 году Ольгинская женская прогимназия на основании ходатайства Александропольской городской думы была преобразована в 7-классную гимназию с постепенным открытием дальнейших классов, с содержанием на средства платных учениц и на пособие, отпускаемое ежегодно городом в размере 2000 р. В том же году вновь встал вопрос о постройке собственного здания гимназии, так как она располагалась в частном доме, а других подходящих частных зданий в городе невозможно было найти, хотя и эти помещения были признаны крайне неудовлетворительными. По этому поводу Председатель попечительного совета гимназии встречался лично с попечителем Кавказского учебного округа.

В 1910 году Министерство народного просвещения, а также министр финансов и госконтроля одобрили ходатайство Кавказского наместника об отпуске из казначейства беспроцентной ссуды в размере 50 тыс. рублей на постройку здания Александропольской женской гимназии.  Для этих целей был отведён участок в квартале N2 мерою в 456,28 кв саженей на Эриванской улице. Однако, вскоре после того, как город оставил за собой участок земли в квартале N34 в 1015 кв.саженей, выбор остановился на этом участке возле католической церкви, как на месте, имеющем абсолютно все гигиенические удобства для постройки такого грандиозного здания, о чём положительно высказались городской архитектор Дзитохцян, врач гимназии Тер-Саакян, член совета Тер-Мартиросян и председатель Попечительного совета Тигранян.

Здание гимназии предполагалось строить из местного чёрного вулканического туфа, камня очень лёгкого, мягкого и твердеющего на воздухе. Фундамент и цоколь должны быть из дикого камня (базальта или порфира). По цоколю должен быть асфальтовый прослоек. Все полы и потолки будут из железных балок с бетонным заполнением или же с заполнением из плит из того же туфа с заливкой швов цементным раствором. Так как в Александрополе зима суровая, то все оконные перелёты должны быть двойные. Отопление в здании паровое, низкого давления с механической вентиляцией или с доступом свежего воздуха из под подоконников и с побудительной вытяжкой испорченного воздуха.

В 1909 году строительный комитет Министерства народного просвещения одобрил эскизный проект (лл.118-119) и 29 мая 1912 года состоялось торжественное мероприятие по закладке фундамента, на которое был приглашён также попечитель Кавказского учебного округа. Постройка здания была завершена в 1913 году.

Гимназия стала одним из престижнейших учебных заведений, в котором мечтали получить образование и работать многие. Выпускницы этого заведения успешно продолжали учёбу в высших учебных заведениях, а также работали в сельских школах учительницами. Ольгинская гимназия продолжила свою работу и в судьбоносные дни становления Первой республики. Несмотря на тяжёлое социально-экономическое положение и войну в 1917-1918 учебном году в кассу гимназии поступило 63.360 руб, а в 1918-1919 учебном году 34.250 руб, большая часть этих денег была выдана учителям в качестве зарплаты.

Учителя Александропольской Ольгинской женской гимназии — это особая прослойка, которая славилась своей высокой квалификацией и пользовалась большим уважением.  При поступлении на должность будущие преподаватели не только имели документы о соответствующем уровне образования, но и периодически ездили на курсы повышения квалификации. В национальном архиве Армении бережно хранятся папки с личными делами учителей Ольгинской женской гимназии, которые когда-то жили, работали и обучали девиц Александрополя, бережно храня и передавая из поколения в поколение глубокие традиции образования.

Лилит Асоян,
кандидат исторических наук, доцент

Фото предоставлены автором