c8c673bf45cf5aeb
  • Чт. Дек 26th, 2024

Эчмиадзин в записках декабриста Евдокима Лачинова

Окт 31, 2023

ДНИ В ИСТОРИИ

Кафедральный собор Эчмиадзина. Рисунок Карла Греба 1854 г. Из книги «Закавказье». Очерки народов и рас между Черным и Каспийским морями. Автор — барон Август фон Хакстхаузен. Оригинал хранится и оцифрован Британской библиотекой.

Первые впечатления об Армении декабриста Евдокима Лачинова

«Наша Среда online» — После подавления восстания декабристов Евдоким Лачинов, как член Южного общества, был арестован и предан военному суду. Согласно указу Николая I он был лишен чинов, ордена, дворянского достоинства, разжалован в солдаты и направлен на Кавказ, в действующий корпус для участия в русско-персидской войне. 1 апреля полк выступил из Алиабада и, пройдя Тбилиси, остановился в Амамлу, ныне город Спитак, а тогда это было крупное селение в Северной Армении. Спустя некоторое время, когда главные силы под командованием генерала Паскевича предприняли поход на Ереванское ханство, егерский полк, соединившись с ними, также двинулся к Араратской долине.

Лачинов подробно описывал детали этого похода в своих заметках, которые впоследствии были оформлены под общим заголовком «Моя исповедь». Предоставим слово автору.

«За Памбою (Памбакский хребет — горный хребет на северо-востоке Армении; водораздел рек бассейнов Аракса (Ахурян, Касах, Раздан) (с юга) и Куры (Памбак, Агстев) (с севера) — Прим. — В.К.). лежит Баш-абаранская долина (современные окрестности города Апарана — В.К.): возвышенности, оную ограничивающие, и убеленная всегдашним снегом вершина горы Алагеза (гора Арагац — В.К.) вызывают жителей знойной Эриванской равнины проводить тут лето, а тучные паствы доставляют стадам их обильное продовольствие, которого бы они не имели в таком избытке на местах постоянных жилищ своих. Здесь уже заметны следы древней Армении: признаки деревень, развалины храмов, монастыри доселе, щадимые временем, и между ими монастырь св. Георгия Победоносца, церковь св. Иоанна Предтечи, где хранятся мощи его, построенная в одно время с Эчмиадзином Григорием святителем Великой Армении, куда два раза в год стекаются толпы ар и даже магометан на поклонение; все это невольно обращает мысли во времена протекшие. Должен ли человек роптать на не постоянство благ земных, если рассудить, каким переменам бывали подвержены судьбы огромных царств и величие народов, могущество которых изумляло вселенную.»

«Обработанные нивы, сады, окружающие монастыри и деревни, разбросанные вдали и по обеим сторонам р. Аракса являют приятное зрелище. Земля кажется неудобною; дожди летом редки, но трудолюбие побеждает неудобства: ручейки разведены по канавам и, орошая сады и поля, доставляют им плодородие. Надобно сказать, что во многих местах Персии (Долгие годы Восточная Армения находилась под господством персидских ханов — Прим. Е.Лачинова) воды недостаточно, а всегдашние засухи делают ее для всех драгоценною, а потому жители дорожат ею и научились пользоваться, устроивая водопроводы с таким искусством, о котором у нас не многие имеют понятие.»

«Эчмиадзин окружен четверостороннею стеною, сложенною из камней и глины, с башнями по углам и на боках; самая большая высота оной менее трех, самая меньшая — более двух сажень; толщина в основании имеет более двух аршин; в верху же оставлен ход для защищающихся и гребень, его прикрывающий, не толше аршина; в нем находятся бойницы для ружейной обороны; длина коротких боков слишком 90 саж., а длинных около 125-ти. Южный фас имеет входящий угол, близь которого находятся главные ворота, прикрытые траверзом. Другие монастыри укреплены еще слабее; подобным образом ограждены и наши древние обители. Известно, что таковые крепости не могут доставить большой защиты при нынешних способах войны, но достаточны для отражения набегов разбойничьих шаек, от которых здешние монахи не совершенно безопасны. Соседи их куртинцы, кочующие за Араксом, в окрестностях Арарата, переходят часто на сию сторону и во время нередких возмущений своих против Персии, вероятно, не оставили бы, в покое казнохранилище братии, еслиб не были взяты надлежащие простив того меры. Я не имел возможности осмотреть всего и самый Эчмиадзин видел мельком, а потому вместо подробного описания скажу только несколько слов о сем последнем. К сожалению, я не мог также собрать о нем никаких исторических сведений: знаю, что монастырь сей основан Григорием святителем Армении и царем Трдатом в 307-м году по Р. X. (по современным данным основание Эчмиадзинского монастыря относят к 303 году — В.К.) и, следовательно, существует 1520 лет, имеет несметные богатства, обращаемые частию на украшение ризницы и зданий, а частию на содержание монахов и плату персидскому правительству. Сардар (главнокомандующий) Эриванскои области, зная, что излишнее богатство может отвлечь мысли отшельников от предмета, которому они посвятили себя, печется о спасении душ их и изыскивает случаи отнимать у них повод к соблазну; но, несмотря на старания его, надобно думать, что у них хранится огромный капитал и множество драгоценностей. Здесь жили патриархи, главы армянской церкви, но последний из них перед началом нынешней войны ушел в Грузию и, поселясь там в одном из уединенных монастырей, ожидает окончания борьбы России с Персиею. Внутренность монастыря разделена строениями на несколько дворов, из которых некоторые определены для служб и разных хозяйственных принадлежностей; на главном же находится церковь о трех главах, с двумя колокольнями; от чего Эчмиадзин и называется по-татарски Учь-Килиса, или три церкви. Древность сего храма вселяет почтение, а чудесный способ построения изумляет взоры. Рассматривая памятники архитектуры древних, перестаешь, некоторым образом, удивляться, что всепожирающее время притупляет на них острие косы своей; но вместе с тем возрастает удивление к средствам, которые они употребляли на содержание их, так сказать, вечных зданий. Видишь, что ужасной величины камни возвышены один на другой, плотно прилажены один к другому и часто не находишь ни железа, ни извести; словом ничего такого, чтобы могло подкреплять и связывать их. Как же держатся они? Не берусь объяснять то, чего сам хорошо не знаю. Это искусство! Современники наши превзошли древних в некоторых науках и художествах, но… лучше поберегу для себя мое сравнение и обращусь к Эчмиадзинскому монастырю. Как жаль, что я не могу сообщить вам ясного о нем понятия и тем более жалею, что в нем есть много достопримечательного; но обстоятельства сильнее желаний наших: впрочем, может быть, я еще буду иметь случай удовольствовать любопытство наше. Внутренность церкви имеет некоторое сходство с древними храмами первопрестольной столицы русской: в ней 6 престолов; патриаршее место украшено черепахой и перламутром; живопись старинная; образа большие рисованы на холсте. Здесь хранятся: копие, коим воин иудейский поразил Иисуса Христа, распятого на кресте; кусок дерева от ковчега Ноева и покоятся мощи многих святых. В строениях сего же двора находится трапезная: узкая длинная комната, в коей стол и скамьи сделаны из больших каменных плит, гладко обточенных (этот стол, конечно, не требует частых починок). Покои патриарха, будучи в настоящем своем виде, могли давать понятие о вкусе персиян в убранстве жилищ: одна комната расписана яркими красками и против окон, на небольшом дворике, цветник. Строения монастырские почти везде в два этажа.»

Подготовил Виктор Коноплев

Источник: Декабристы об Армении и Закавказье. (Сборник документов и материалов), Часть первая. Ереван. АН АрмССР. 1985

Продолжение