• Вс. Окт 6th, 2024

Детский портрет как отражение любви

Янв 30, 2024

«Наша Среда online» — Детский портрет – тема очень интересная. Интересная она за счёт своей искренности. Невозможно писать портрет ребёнка, не испытывая при этом ни каких чувств, тем более, что чаще всего, мы имеем дело с портретами детей самих художников. На выставке детского портрета «Продолжение следует» в Особняке Румянцева представлены именно такие портреты. Атмосфера на таких выставках царит удивительная, — столько здесь присутствует живого чувства и восхищения! Все портреты разные: и по технике, и по авторскому почерку. Но в целом, — они традиционны, в той своей особенности, что всегда детский портрет изображался в реалистической манере, всегда в позитивном ключе. В качестве атрибутов детства, как правило, использовались игрушки, которые можно рассматривать как часть детского портрета. Именно игрушка является олицетворением детства и вдобавок помогает в передаче не только настроения, но и характера портретируемого. На выставке таких портретов довольно много у Дмитрия Селиванова и Анны Лапыгиной.

Но сегодня мне бы хотелось остановиться не столько на детях, сколько на их родителях, то есть художниках, написавших своих детей. Такая тема открылась неожиданно, когда я ходила по залам музея, и мне она показалась интересной. Среди представленного здесь многообразия всё же можно выделить некоторые общие моменты, которые очень выразительно сообщают нам о чувствах самих художников – родителей. Да, все эти мастера, прежде всего, — родители, которые любят своих детей, восхищаются, волнуются, наблюдают и мечтают.

Какой родитель не замечает в своём ребёнке чего-то выдающегося, будь то его тонкий романтический характер, как в многочисленных портретах Феди, Анастасии Вострецовой. А в портретах Татьяны Чувашевой дети представлены так, что на память приходят старинные изображения крестьянских детишек в традиционных русских костюмах. В этом желании нарядить ребёнка в какой-то особенный костюм есть что-то карнавальное. Но есть здесь и столь знакомое родителям желание — наряжать своё дитя, как бы желая подчеркнуть его красоту, а может и осуществить в этом акте свою детскую мечту. Поэтому так много на выставке портретов детей, наряженных в одежду прошлых эпох. Это своего рода родительская фантазия, которая нашла здесь свой выход (Анна Лапыгина «Этюд Левы», Селиванов «Петруша», «Агния в чалме»). Есть среди портретов даже отнесение к известным личностям (Дмитрий Селиванов. Reverence В.С.).

Подобное желание нарядить, очень психологично, в нём кроется нечто древнее, связанное с восхищением детской красотой и в целом, с чувством умиления. Чем старше ребёнок, тем слабее ощущается в портрете родитель, и сильнее — сам ребёнок, как индивидуум. Часть портретов, я бы отнесла к подобному типу — «умиление». В них просто физически ощутимо восхищение этой детской чистотой, непосредственностью и всей внешностью малыша, которого так и хочется назвать ангелочком (Мария Павлова «Полине 5 месяцев», Татьяна Чувашева «Снегурочка», Анна Вострецова «Федя с лошадкой», Наталья Милашевич «Лучик»). Есть портреты, где родители присутствуют вместе с детьми, где попутно раскрывается тема материнства и отцовства.

Но дети взрослеют, они отдаляются от родителей. И вот это переживание и одновременное любование красотой своего взрослеющего ребёнка очень ощутимо в работах Елены Прудниковой, которая построила композицию портретов, включив них тему окна. И конечно, окно здесь является определённым символом, той преградой между миром дома, таким родным и надёжным и просто миром. Все эти волнения за повзрослевшего своего ребёнка как раз очень ощутимы именно, благодаря этому окну. Оно расположено на высоте и являет собой прозрачную и хрупкую преграду, за которой в неясных очертаниях  простирается город. И видно, что это ещё дети, хоть и повзрослевшие с котиком на коленях, в смешных детских тапочках («На последнем этаже», «Зимний день»).

Вся гамма чувств: нежности, любви, волнения, восхищения, умиления содержится в этих портретах, которые говорят в общем-то о главном, о том, что делает человека человеком – его предназначении создавать свою малую Церковь, именуемую – семья, в которой все на своём месте и всё держится взаимной любовью и согласием.

Людмила Волошина