СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
- Он украсил Ереван
Здание Оперы в самом центре Еревана начали строить в 30-ые годы прошлого века. Называлось оно «Народный дом», и только позднее стало Национальным театром Оперы и балета имени Спендиарова.
Александр Таманян мечтал окружить величественное здание садом, с аллеями, на которых прогуливались бы павлины, и прочими красотами.
В начале строительства стало необходимым снести многие частные дома на этой территории. Владельцы получили квартиры в новых домах. На этом месте находилась и средневековая часовенка Гетсиман, которую Таманян предполагал разобрать, пронумеровать камни и восстановить в другом месте.
Прошли годы, в 1963 году решено было создать близ Оперы водоем «Лебединое озеро», и встал вопрос о разрушении одного из знаменитых домов старого Еревана — дома Джанибекянов. Род Джанибекянов был известен как один из богатых, купеческих. Их двухэтажный дом на двенадцати деревянных столбах был украшен на втором этапе туфом с красивым орнаментом. Большой балкон был местом отдыха хозяев. А огромный сад с фруктовыми деревьями (там росли редкие — инжир, гранат, унаб) давал богатый урожай. Известие о разрушении дома хозяева приняли спокойно: они были истинными ереванцами, патриотами, радовались строительству родного города. А за свое согласие получили от горсовета благодарность, чему очень гордились.
Давно нет дома Джанибекянов, на его месте плещется «Лебединое озеро», нет их прекрасного сада, но чудом на стыке улиц Саят-Нова и Терьян сохранилась столетняя шелковица — дерево Наапет. Дерево, так зримо напоминающее о былом нашей столицы!
А что же род Джанибекянов? Из этого рода хорошо известны два врача Арам и Сурен. Арам был сыном Карапета, и среди многих его детей добился славы известного врача.
Арам Джанибекян родился в 1884 году в Ереване. Учился в городской русской семинарии, после неё — в мужской гимназии, которую окончил в 1908 году. Он давно принял решение стать врачом, и родители отправили его в Новороссийский университет на медицинский факультет.
Первая мировая война не помешала его учебе, и он окончил ее в 1916 году. Одесское Военно-санитарное ведомство направило молодого врача в действующую армию. Он служил на Западном фронте в 248-м славяно-сербском полку младшим врачом до самого окончания войны, когда полк был расформирован.
Арам не пожелал остаться в России, его звал родной Ереван. Он возвратился в Армению после долгой разлуки с родными.
В Ахте требовался врач, и Арам, не размышляя, согласился. Главное — он на родине!
Очень скоро все поняли: он — единственный врач с таким отличным образованием и практическими знаниями. В Ахте он проработал четыре года и сделал очень многое для развития медицины.
В 1922 году специальным приказом Наркомпроса здравоохранения республики его переводят в Ереван и назначают заместителем начальника отдела здравоохранения Ереванского горсовета, в дальнейшем — главным врачом.
Его трудовая деятельность была долгой и плодотворной. Он занимал различные посты, был главным врачом 2-й ереванской больницы. Супруга Арама Джанибекяна Сандухт (Катерина) Налбандян тоже была врачом, окончила стоматологический техникум в Тбилиси.
Сурен Джанибекян — один из сыновей Мкртыча Джанибекяна, также избрал медицину. Сурен родился в 1894 году в Ереване, окончил мужскую гимназию в Тифлисе, позднее учился на медицинском факультете университета Самары. Он был врачом-практиком, работал в различных больницах Еревана и, одновременно, преподавал в Ереванском университете, в Комитете физкультуры и спорта. Когда в клинике известного хирурга Ованеса Ованесяна открылось отделение Тропической малярии, Сурен стал работать там и объездил города и села Армении, где в те годы свирепствовала малярия. Он делал все для ликвидации этой болезни, в этом нашел истинное призвание врача.
Достойную память о себе в старом Ереване оставил брат Сурена — Баграт Джанибекян. Выпускник ереванской мужской гимназии, учительской семинарии, Баграт после смерти отца продолжил его дело, занялся торговлей хлопка. Далминские сады давали внушительный доход, и он отлично вел торговые сделки. Кроме того, Баграт Джанибекян был известным культурным деятелем. С его именем связано появление в Армении кинематографа.
В июле 1910 года он обратился к губернатору Еревана с просьбой разрешить ему открыть в Александрополе (Гюмри) кино. Губернатор дал свое согласие, и в 1911 году в Александрополе открылся первый кинотеатр «Иллюзион». В связи с этим Баграт некоторое время жил в Александрополе.
Возвратившись в Ереван, он решает открыть «кинематограф» и в родном городе. Снова обращается к губернатору, и тот снова дает свое согласие. Баграт арендует зал театра Джанполадяна, и в Ереване впервые в 1912 году открывается новый «кинематограф» «Гранд-Иллюзион».
Радости ереванцев не было предела Для того чтобы все могли насладиться кино, Баграт Джанибекян продает билеты на сеанс не за 50 копеек, а за 35. Сохранились названия некоторых фильмов, показанных в новом «Гранд-Иллюзионе»: «Гибель Титаника» (в двух частях), «1912 год» (в четырех частях).
Занятия по сбыту хлопка принесли Баграту Джанибекяну славу опытного торговца, он имел звание «Купца Первой гильдии», был долгие годы членом Ереванской городской думы.
В 1913 году Совет городской думы отправил его в Петербург для участия в празднествах по случаю 300-летия династии Романовых.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Баграту Джанибекяну доверяют должность интенданта местного полка.
После установления в Армении советской власти, когда было конфисковано все имущество: магазин. Далминские сады, Баграт уехал в Иран. Но он не умел «сидеть сложа руки». Дела у него шли неплохо, но на чужбине он мечтал только о возвращении в родной Ереван. И в 1925 году вернулся. В Ереване был дом, родные тепло встретили его. Но радость омрачалась всеобщим страхом. Как оказалось, не напрасным! В 1941 году Баграт Джанибекян был арестован…
Род Джанибекянов был большим, многие его представители оставили по себе славный след. Сестра Баграта — Арусяк Джанибекян в 1914 году вышла замуж за компаньона брата Аристакеса Амазаспяна, тем самым дав новое ответвление своему роду. Ее муж, тоже коренной ереванец, родился в 1886 году, закончил городскую гимназию. В 1908 году был призван на военную службу в русскую армию в 205-й Измайловский полк в Одессе, где прослужил до 1912 года. Вернувшись из армии, стал заниматься торговлей и достиг больших успехов.
После установления советской власти работал в Республиканском комитете высшей школы и науки главным бухгалтером. Его корни в Лори близ селения Дсех — родины Ов. Туманяна. Там находится их родовое кладбище. Позднее они переселились в Ереван.
Прадед Аристакеса Амазасп родился в 1812 году, был виноделом. В «Трудовом описании города Эривани» (1848 года, запись 642) было ему тогда 38 лет.
Геворк Амазаспян родился в 1839 году в Ереване, окончил городскую гимназию, занимался торговлей недвижимого имущества. Был владельцем земли.
Добрую память о себе оставили сыновья Аристкеса и Арусяк Джанибекянов — Геворк и Николай Амазаспяны.
Геворк родился в Ереване в 1915 году. Окончил среднюю школу и Ереванский электромеханический техникум, продолжил учебу в Политехническом институте. В 1941 году был призван в армию, учился в военном училище Телави. Прошел всю войну, был награжден орденами и медалями. После Победы вернулся в Ереван, продолжил учебу в Политехническом институте, стал инженером-гидравликом. Более сорока лет занимал ответственные посты в Гидроэнергострое, Министерстве легкой промышленности, в системе Министерства электротехнической промышленности.
Николай Амазаспян родился в 1919 году в Ереване. Окончил среднюю школу имени Горького, в 1938-м поступил в Ереванский политехнический институт на автодорожный факультет. Второкурсником был призван в армию. Служил в Прибалтике, где и встретил начало ВОВ. Был тяжело ранен и в 1943 году демобилизован в звании младшего инженера-лейтенанта. Вернувшись в Ереван, продолжил учебу, окончил в 1947 году, получив профессию инженера-строителя. Десять лет работал в системе Республиканского автодорожного ведомства. Внес большой вклад в сеть автодорожного строительства, стал Заслуженным работником транспорта, получил много правительственных наград. Добрые дела братьев Амазаспянов в таких стройках, как электростанции Гюмушгэс, Арзни, автострады, прямолинейные мосты, тоннели Арпа-Севан, Пушкинский.
Айк Джанибекян, брат Аракси — самый младший рода, бухгалтер, эмигрировал в Иран после установления советской власти в Армении, жил в Табризе, занимался коммерцией. Похоронен во дворе армянской церкви.