СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
- Новое в старом Ереване
- Рафаэль Флорин. Он мог бы жить
- Тарагрос
- Жизнь или судьба
Известный армянский архитектор Марк Григорян родился 29 апреля 1900 года в Новом Нахичеване. Именно здесь ему было предопределено посвятить себя искусству. Новый Нахичеван -небольшая армянская колония на берегу Дона, рождала представителей искусства, литературы, живописи — деятелей культуры. Такая направленность объясняется очень просто: нахичеванцы — потомки выходцев из нашего прекрасного города Ани, тех беженцев, которые несколько веков назад появились на русской земле.
Окончив местную школу, юный Марк уже решил свой дальнейший путь. Он приехал в Ереван, поступил на заранее определенный технический факультет университета, на котором готовили архитекторов.
Свою творческую деятельность Марк Григорян начал уже на студенческой скамье. С 1924 года он прошел все ступени профессионального развития, начиная с техника-чертежника до архитектора. Но это было только начало. Его ожидала большая славная дорога строителя-архитектора, которая привела к ответственному посту Главного архитектора Еревана.
Марк Григорян участвует в объявленном открытом конкурсе на проекты зданий театра и памятника Степану Шаумяну. Для молодого специалиста это стало судьбоносным. И не случайно, что на его работы обратил внимание такой мастер, как Николай Буниатян и сам Александр Таманян.
В 1926 году Александр Таманян пригласил Марка Григоряна работать в свою мастерскую. Приглашение это стало определяющим. Постоянными гостями мастерской были Мартирос Сарьян, Александр Спендиаров, Гарегин Левонян, Мариетта Шагинян, знаток архитектуры Средневековья — Торос Тораманян. Во время этих встреч в мастерской Таманяна беседовали в основном о новой армянской архитектуре и городском строительстве, обсуждали прекрасные армянские традиции, дошедшие из истории — из древних и средних веков. В те годы поиски армянской интеллигенции и впрямь были хаотичными, шла борьба между старым, как его называли «церковно-клерикальным» и новым «социалистическим», работами. Александр Таманян со своими единомышленниками был против так называемой «пролетарской» архитектуры, использования принципов крайнего «кубизма», модного в Европе в начале XX века. Сторонники этого направления отказывались от внешней роскоши зданий: колонн, ниш на фасадах, и в действительности это «новшество» превращалось в бетонные формы, поставленные одна на другую. Вспомним хотя бы завершенный в те годы дом строителей на улице Абовяна или здание КГБ, напоминающее корабль.
Борьба длилась долго, и, наконец, завершилась победой Александра Таманяна, отстаивающего колонны, ниши, горельефы и, самое главное, — использование в строительстве армянского туфа различных оттенков.
Ярким свидетельством этого стали здания, построенные Марком Григоряном, — учеником А. Таманяна, унаследовавшего от него верность древним традициям армянской архитектуры, идущим из Средневековья: Ани, Текора, Ерерука и др. и продолженных в его дальнейших работах.
Он утвердил эти принципы не только в проектах построенных им домов, но и в многочисленных статьях: «О социалистической архитектуре». «Об искусстве каменщиков, начиная с плоской обработки до горельефов». Все это берет начало из глубины веков и сохраняется до наших дней.
Марк Григорян до конца жизни оставался верным своим принципам, унаследованным от А. Таманяна. Каменные свидетельства этой преданности — прекрасные здания в Ереване из туфа различных оттенков, базальта, фельзита, создавшие красоту нашей столицы. По проектам Марка Григоряна построен комплекс здании Клинической и Детской больниц, роддома у сквера Абовяна, Инфекционной больницы и комплекс Канакергеса.
В 1937-1951 гг. Марк Григорян — Главный архитектор Еревана. Огромен вклад архитектора и в сложное, ответственное дело нового Генерального плана Еревана. В нем он продолжает дело А. Таманяна и по озеленению Еревана. При его непосредственном участии проводились работы по озеленению склонов Канакера, Цицернакаберда, Старого Норка, территории Детской железной дороги. Театральной площади, строительство парка Победы.
Значителен его вклад в строительство Главной площади Еревана. И здесь снова — продолжение дела великого зодчего.
Рядом с Домом правительства, по его проекту, завершается реконструкция старого здания Дома связи и строится комплекс здании Профсоюза — все они составили отличную гармонию с Домом правительства, являются зеркальным отражением замысла Александра Таманяна.
На первый взгляд — повторение, но, присмотревшись, понимаешь: это новое решение, верное принципам великого архитектора, в котором воплотилось прекрасное видение талантливого ученика. Также решено и здание гостиницы «Армения», совместно с архитектором Эдуардом Сарапяном в южной стороне площади. Интересно, что площадь, десятилетия подряд носившая имя Ленина, в народе называли «Площадью хромого Марка» (Марк Владимирович немного прихрамывал!).
Работы архитектора в их армянской традиции вышли за пределы Армении (санатории «Армения» в Гаграх!).
Проектируя четырехэтажное здание «Армэнерго» на улице Абовяна, Марк Григорян словно повторяет здания Еревана XIX — начала XX веков из черного туфа.
Интересное решение архитектора и в проектировании зданий «Дома-музея Мартироса Сарьяна» и жилого «Дома специалистов» на стыке улиц Московян и Терьяна.
Проекту Марка Григоряна принадлежит одно из красивейших зданий центра Еревана, так называемый «Дом артистов» по проспекту Маштоца. Большие базальтовые ворота выходят на проспект, а вторые — на улицу Московян. Широкие фасадные балконы, над которыми — маленькие. Светло-розовый туф придает дому легкость и очарование. Дом неповторим и очень точно определяет свое название как «очага служителей искусств».
Особенностью архитектурной манеры является постоянное и верное решение в проектируемом им здании — его назначение: построенное на возвышенности светлое и величественное здание ЦК (сегодня — Национального собрания), четкое и строгое Конституционного суда по проспекту Баграмяна.
В решении здания Матенадарана из серого базальта умело использовано место (оно построено в скале и завершает центральный проспект столицы). Здесь Марк Григорян использовал древние традиции, где ниши напоминают решение храма Св. Рипсиме.
Опыт долгих лет яркой творческой работы архитектора-строителя Марк Григорян передавал студентам Ереванского политехнического института и в своих книгах. Он был гражданином, патриотом, общественным деятелем, неоднократно избирал¬ся депутатом, был Заслуженным деятелем искусств, Заслуженным архитектором, Лауреатом Государственной премии.
Остались у него и живописные работы.
А прекрасные здания — детища талантливого архитектора, передают потомкам его мысли и чувства, облаченные в музыку камня.