СОЦИУМ
Продолжаем публикацию глав из книги Эдуарда Авакяна «Мозаика Еревана». Благодарим переводчика книги на русский язык Светлану Авакян-Добровольскую за разрешение на публикацию.
Предыдущие главы:
- Певец Еревана
- Первый — Ван, последний Ереван
- Старая крепость Еревана и дворец сардара
- Три похода или взятие Ереванской крепости
- О чем рассказывают названия старых кварталов Еревана
- О чем рассказывают улицы и дома старого Еревана
- Конд. Саят-Нова
- Мелик-Агамаляны с кондской улицы Тапабаш
- Братья Мнацаканяны
- Преданные рода Тер-Аветикянов
- Еще одно забытое имя
- Врач Арам Тер-Аветикян
- От мастерской до завода Занги
- Старейшина армянской медицины
- Есаи Джанполадян
- Торговый дом «Максанакан»
- Возвращая воспоминания прошлого
- Эриванский род Африкянов
- Акоп-ага
- Увы, как же жаль…
- Наполненный музыкой
- Один из первых
- Известный армянский педиатр
- Одиссея армянского архитектора
- Учёный и его дети
- Мать и сын
Известный архитектор Самвел Сафарян родился в 1902 году в г. Шуши Нагорного Карабаха. Среднюю школу окончил в Баку. В девятнадцать лет приехал в Ереван и в 1928 году стал выпускником строительного факультета Ереванского государственного университета, получил специальность инженера-архитектора.
Ему повезло с избранной профессией с той точки зрения, что уже в 1927 году, за год окончания учебы, он начал работать в архитектурной мастерской Исполкома горсовета, которой руководил сам Александр Таманян. Самвел Сафарян помогал великому архитектору в завершении проектов Дома правительства и Народного дома (Оперы).
В те достопамятные годы Александр Таманян дал высокую оценку таланту молодого архитектора и доверил ему проекты зданий анатомикума при Медицинском институте, Института физиотерапии, а также нового здания диспансера в Ленинакане (Гюмри).
С самого начала работы Самвел Сафарян был новатором. В последующие годы им были не только спроектированы здания из камня, но он привнес в них железобетонные конструкции. Это явилось не только настоящим новым словом в армянской архитектуре, но и смелым шагом. Архитектор видел в этом решении будущее армянского строительного дела.
Все это тогда стало предметом жарких споров и дискуссий, но Самвел Сафарян вышел из них победителем, несмотря на свою молодость.
В зданиях, построенных им, железобетон использовался изнутри, а наружные стены домов облицовывались камнем. Архитектор никогда не позволял открытого железобетона. Сегодня мы, к сожалению, являемся свидетелями такого непозволительного в архитектуре.
Первым крупным проектом Самвела Сафаряна стала клиническая лечебница курорта Арзни. Решение её оказалось очень красивым. Своим внешним видом здание лечебницы, с колоннами и открытым залом, словно сливается с окружающей природой, становится ее частицей.
Начиная с 1934 года, Самвел Сафарян создает проекты здании, в которых — новое дыхание, собственное решение и почерк. Он строит не только в Ереване, но и в других городах Армении. Достаточно вспомннть несколько из его работ: здания Сельскохозяйственного и Медицинского институтов, проект Драматического театра Ленинакана. В те годы среди значимых работ архитектора Армянский павильон на ВДНХ (Выставке достижений народного хозяйства) в Москве, созданный совместно с Каро Алабяном. Содружество с Каро Алабяном, их общее видение задач градостроительства оставило заметный след в творческой работе Самвела Сафаряна.
Кроме общественных зданий, архитектор — автор многих жилых домов. Среди последних заметный интерес представляет «Дом профессоров» на улице Абовяна, с двусторонними открытыми балконами и внутренними лоджиями, такими необходимыми в условиях жаркого ереванского климата.
Проектируя жилой дом, архитектор в первую очередь обращал внимание на удобное расположение квартир: непременные большие комнаты, высокие потолки, широкие окна. В этом аспекте «Дом профессоров» является образцом новаторства, он удобный, красивый, с фасадом из туфа.
«Квартира, — писал Самвел Сафарян, — главная узловая точка работы архитектора, здесь начинается и здесь заканчивается его видение. И без осознания этой загадочной закономерности трудно достичь высот архитектуры».
За проекты этих зданий в 1940 году архитектор был удостоен почетного звания Заслуженный деятель искусств Армении.
С 1941 по 1945 годы Самвел Сафарян спроектировал и построил жилые дома в районе завода Каучук. География его работ расширилась: комплекс Обсерватории в Бюракане с тремя башнями, филиал Политехнического института в Кировакане (Ванадзор), новый проект Драматического театра Ленинакана (Гюмри), в Ереване: здание ИМЛ (Института марксизма-ленинизма) по проспекту Баграмяна (сегодня Посольство Китая в РА), новый проект здания Академического драматического театра имени Сундукяна.
Особое место, несомненно, занимает здание Академии наук и комплекс Президиума. Здание построено на небольшой возвышенности, лестница придаёт ему еще большую высоту и достоинство. Интерьер главного корпуса Академии наук также отличается интересным решением: по обеим сторонам лестницы ведут на второй этаж. Освещение зала заседаний решено Самвелом Сафаряном довольно оригинально: дневной свет проникает в здание из верхнего открытого стеклянного купола. Это напоминает традиционный армянский ердик, который в этом здании получил новую жизнь. Архитектору удалось слить воедино древнее с современным. что представляет завидный пример для дальнейшего развития армянской архитектуры в новых решениях интерьеров.
Решение 1944-1945гг. о строительстве типовых зданий стало в творчестве архитектора реальной почвой для его практической работы. Его проекты многих типовых зданий, жилых домов, школ, детских садов в требовании не количества строений, а непременного внешнего оформления, давали возможность находить интересные решения.
Так рождались проекты зданий, построенных в 1971-1975гг. Большую известность и славу принесли Самвелу Сафаряну проект прекрасного здания треста «Арарат» на центральной площади Еревана и здание Правительства Армении. Последнее диктовало архитектору необходимость поиска гармонии, и одновременно, собственного неповторимого почерка.
Около тринадцати лет Самвел Сафарян работает над этим ответственным и сложным проектом. Он поднял правое крыло здания, выходящего на улицу Абовяна на девяти инкрустированных аркадах, параллельно с которыми устремлены вверх ниши с колоннами, завершающиеся на самом верху окнами. Все это словно перекликается с Домом правительства на противоположной стороне площади. Строй колонн, гордо устремленных вверх, завершается башней. Она спроектирована так, что расположена прямо перед башней Дома правительства, она также как бы повторяет ее, и в то же время благодаря своему отличному и неповторимому решению, совершенно другая. Две башни, одна против другой, две величины, как два родных брата. Такими же окнами с высокими арками здание обращено и в своем левом крыле в сторону улицы Амирян. Здание построено из белого фельзита, отличается по цвету от Дома Правительства, но не разнится от него. Центральный вход здания украшен орнаментом на камне. За этот проект Самвел Сафарян получил Государственную премию Армении.
К 50-летию известного архитектора писатель Дереннк Демирчян в своих воспоминаниях верно отметил: «Во всех работах Самвела Сафаряна мы видим здоровые принципы, принятые и развитые армянской архитектурой. Его работы украшают нашу столицу и другие города, они — свидетельство прочности нашего искусства, в основе которого древний и славный опыт нашего народа».
Наряду со своей замечательной и вдохновенной творческой деятельностью архитектора, Самвел Сафарян был прекрасным педагогом, воспитавшим многих архитекторов. Ещё в 30-ые годы он преподавал в Ереванском политехническом институте, а с 1944 года был заведующим кафедрой архитектуры. В 1937 году был избран Ответственным секретарем Союза архитекторов Армении, а через несколько лет стал его Председателем. В те же годы он руководит архитектурной мастерской Ереванского горсовета.
В 1941 году Самвел Сафарян избирается членом-корреспондентом Академии архитектуры. В 1944 году он получил звание профессора архитектуры, а в 1950-м становится Действительным членом академии архитектуры СССР. В 1968 году удостоился звания Заслуженного архитектора Армении.
Известный архитектор ушел из жизни в 1969 году в Ереване. Он оставил по себе память своими делами в родном городе и за его пределами.