ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ
«Наша Среда» продолжает публикацию глав из книги Кима Бакши «Духовные сокровища Арцаха»
Глава 1. «Я укрепил эту дружбу стихами…». Вступление к книге
Глава 2. Девяносто восемь ступеней (или) Как родилась эта книга
Глава 3. Начало путешествия
Глава 4. У Левона Айрапетяна
Глава 5. Гандзасар. Князь князей Гасан Джалал Дола
Глава 6. Умный в гору…
Постепенно выработалась такая привычка: как проснёшся, всегда первый взгляд — за окно. За окном сегодня туманно, не знаю, хорошо ли будет нам отправляться в дорогу. Нам бы хотелось. Проклятая привычка к «мы» — от боязни говорить «я». Я хотел бы поехать в деревню Патара (Бадара), у местности есть еще название Птрецик, так зовется река, в долине которой расположено село. На окружающих его холмах и горах — монастыри, руины древних поселений, заброшенные кладбища, множество хачкаров. И всё это посреди альпийских лугов, ореховых рощ, лесов с целебными травами и студеными источниками.
Шаэн Мкртчян в своей замечательной книге «Историко-архитектурные памятники Нагорного Карабаха», в краткий срок ставшей моим путеводителем, сулит притягательные для сердца места — и среди них монастырь Йот екехеци, что означает «семь церквей». Шесть из них, судя по плану, оригинально прилеплены друг к другу, образуя внутренний двор, на котором, как указывает автор, везде расставлены великолепные хачкары.
А из этого монастыря по лесной тропинке Шаэн обещает привести меня в Цера Наатак, где вокруг церкви на скальном мысе расположено более 200 хачкаров IX-XII вв. Это по сути третье место по богатству хачкаров — после Старой Джуги, где хачкары уничтожены азерами, так что она, к великому сожалению, уже не в счет, и после Норадуза на берегу озера Севан.
Узнав такое, можно ли было не устремиться в этот самый Цера Наатак?..
Итак, в Бадара! Сначала едем будто в Гандзасар, но значительно раньше сворачиваем налево — в деревню Бадара. Благодаря тому, что мой постоянный спутник Рубен Осипов служит инспектором в министерстве, разъезжая с проверками по районам, в школах его уважают, но побаиваются, хотя у него широкое, явно доброе лицо с выпуклыми щёчками. Вот почему в наших путешествиях мы в каждом очередном селе останавливаемся перед школой. Рубен обычно ищет и находит директора. И нам всегда бывает обеспечено не просто угощение, что, думаю, было бы и так, но и помощь по существу — ведь в школах работают люди образованные, знающие свой край, которые всегда укажут, где какие церкви и монастыри есть в округе, как до них добраться. Эта система приема прекрасно сработала и в Бадара. Мы остановились у изгороди, за которой огромный двор, чуть ли не футбольное поле. В глубине распластано здание школы. И вот мы уже сидим в кабинете директора, я излагаю нашу цель по книге Шаэна: сначала добраться до монастыря, а там по тропинке пройти к Цера Наатак.
— По какой тропинке? Это на соседней горе, далеко! До Цера Наатак надо отдельно добираться, на машине ехать, а не по тропинке шагать.
В окно заглядывает развесистая сосна, длинные как у дикобраза иглы хвои лезут к раме. Наверное, летом в жару в открытое окно вплывает бальзамический хвойный дух.
Перехватив мой взгляд, директор говорит:
— Вам бы летом к нам приехать, или хотя бы заранее предупредить, мы трактор бы нашли или лошадей под седлами, на крайний случай, организовали. А сейчас до этого монастыря на вашей «Ниве» не проехать — шли дожди, палый лист покрывает дорогу, под ним влажно, будете буксовать. А до Наатака попробовать, пожалуй, можно…
Но и туда нужен проводник, ведь наш шофер Марат не знает, куда ехать. Когда знает — всегда уверенно чувствует себя за рулем. Но даже он без подсказки не доберется до вершины Наатака. Послали за проводником. Им оказался молодой мужчина, успевший переодеться в дорожную форму, обуться в резиновые сапоги, он — учитель биологии и географии Овик Хачатрян, охотник. Дальнейший наш путь показал, что такое сочетание педагогической специальности и знания природы необходимо в этом горном и лесном крае.
Выехали из села, сопровождаемые любопытствующими взглядами редких прохожих. Но уже за самым селом начался подъем, который я бы обозначил словом «борьба». Переезжаем ручей — бывшую речку, гремим придонными камнями. Грязь и глубокие колеи начинаются с самого начала, Марат вертит баранкой, а иногда баранка сама начинает вертеться, бьет шофера по рукам. Машина опасно накреняется, это мы пытаемся объехать яму по ее скользкому краю. Конечно, это такой путь, о котором никто из местных жителей не думает как о проезжем. Путь для тракторов, идущих на дальние поля и покосы, тропа для домашних животных. Чуть позже, уже значительно поднявшись, мы въехали на луг, избежав спуска в безжалостно развороченную тракторами лощину. Навстречу нам поднялось стадо коров, удивительно симпатичных, с белыми носами, а уши их, черного цвета, были изнутри ослепительно белыми и пушились. Пастух лежал на подстеленной брезентовой куртке и задумчиво глядел, как наша машина, вспахивая размокший дёрн и оставляя за собой черные борозды на траве, снова втянулась в свой тяжелый путь.
Теперь он напоминал тоннель из близко стоящих деревьев, сомкнувших свои кроны над головой. Черные толстые ветки дубов опасно склоняются над нами. Нос машины задран, так и кажется, что вот сейчас ветки безжалостно ударят по крыше, а то и по голове. Кто-то сзади шутит: — Пригнитесь!
Выезжаем из тоннеля, справа травянистый склон. На нем тесно растущие деревья. Наблюдаю вблизи лес — из каких он пород? Я привык глядеть на него снизу, издали, от чего все сливается в этакий зеленый каракуль.
Но долго размышлять не приходится, подъезжаем к опушке. С чувством возникшей опасности гляжу, что дороги вообще нет, под сень деревьев круто уходит едва заметная тропка. Марат тоже как бы упирается в нее, даже сбрасывает газ, но тут же решительно двигает вперед один из рычагов, включает дополнительное усилие на колеса. Он прав: неизвестно, что нас ждет впереди. Тропку он пускает меж колес, поднимаемся по талой листве, начинаются пробуксовки, о которых предупреждал директор школы. Хуже всего то, что путь наш то и дело пересекают канавы, их не объедешь — узко, а палая влажная листва в них лежит особенно густо. Марат осторожно спускает передние колеса — неизвестно, какая тут глубина, а вот выбраться сразу не удается. Автомобиль бессильно дергается. Марат включает блокировку колес. В машине все замолкли и даже, кажется, задержали дыхание; мы двинулись вперед — до следующей канавы.
Но через несколько метров начался головоломный спуск. Марат снова включает все свои рычаги, говорит, что спуск опаснее, чем подъем. Может увести к краю обрыва и тогда — прощай машина, прощай молодость! Меня прощание с молодостью не страшит, давно с ней распрощался. Скорее — прощай жизнь. Съезжаем, вернее, соскальзываем — в пропасть! Чтобы отвлечься, рассматриваю, какой разнообразной осенней листвой украшены деревья. Одновременно понимаю: как крут был спуск, так крут скоро будет и подъем, ведь Наатак-то не в долине, а на вершине горы. Так и оказалось.
Снова машина ревет, задирает нос. Снова запрокидываюсь, и моя передняя спинка наваливается на сидящего сзади Рубена, чувствую, как его коленки упираются в меня. Он в который раз спрашивает: «Вам неудобно?» В ответ я еще больше подаю вперед, подвигаю на салазках мое сиденье к переднему стеклу, колени к груди.
Но после подъема снова, к нашему удивлению, начался провальный спуск, его мы встретили спокойнее, а вслед за ним — снова крутой подъем. И снова узенькая тропинка змеилась меж колес нашей белой «Нивы», и опять путь был сжат до размеров узкого тоннеля. И куст шиповника, усеянный плодами, наезжал на нас, хлестал и бил колючими ветками по стеклу. И все вокруг нас шумело, царапало днище, дверцы — это дикая природа не хотела пускать нас. И все время справа сквозил в листве и мелких кустах рядом опасный обрыв, напоминал нам — memento mori, не забывайте о смерти!
Так мы продвигались, все прорывались вверх — со спадами, спусками и крутыми подъемами. Пока, наконец, путь нам не преградил огромный камень, прямоугольной на плане формы, густо поросший мхом. «Все, — сказал Овик,- вылезаем, дальше машина не пройдет!»
Похрустывая суставами, едва передвигая занемевшие ноги, я приблизился к камню — это был хачкар! На него жадно, как всегда, на хачкары, нбросился Манвел Мхитарян, наш второй спутник и сопровождающий. Всю дорогу он молча сидел позади, зажатый между Рубеном и Овиком, учителем-охотником. Теперь наступило время Манвела. Сорванной веткой он стал торопливо очищать камень от мха. Измерять камень рулеткой, заносить что-то в тетрадь. Не успели мы все выбраться из машины, а Марат — развернуться на пятачке меж стволов деревьев, как Манвел уже расчистил изображение креста на каменной плите и по ему известным (да и мне, пожалуй) признакам определил: «Двенадцатый-три-надцатый век!»
«Поднимаемся», — сказал Овик и решительно полез в кусты мушмулы, окружившие тропинку. Манвел последовал за ним. И я пошел, наивно предполагая сразу или, по крайней мере, скоро увидеть церковь Цера Наатак.
Вместо этого — передо мной крутой, поросший деревьями склон, настолько крутой, что показался мне почти вертикальным. Я попытался взять его фронтальной атакой — по прямой, но только сбил себе дыхание. Тут я заметил, что Овик идет не прямо вверх, а, так сказать, галсами — скрадывает крутизну, двигаясь то вправо, то влево, поднимается постепенно. Он подождал, пока я поравняюсь с ним, протянул мне палку. С ней стало легче. Пошел тоже галсами. Но что с моим дыханием? В ногах чувствую силу, но вот разинул рот, как рыба на берегу, шумно глотаю воздух, но сил нет. Хватаюсь за кусты, за тонкие стволы деревьев. Сверху Овик советует: «Остановитесь. Не торопитесь. Присядьте». Чувствую, присяду, а встать не смогу.
Хватаю воздух ртом, но его как будто нет. Вот так при подводном нырянии втягиваешь глоток воздуха, заключенный в маске, но в нем уже давно нет кислорода, и удушье не проходит. В исчезающие мгновенья вижу себя мучительно всплывающим на поверхность моря, к воздуху, к небу. Вот уже видна зыблющаяся, зеркальная как ртуть, изнанка волн. В последнем мучительном усилии втянул весь воздух из маски, так что стекло прилипло к лицу, сплющило нос…
Обнаруживаю себя стоящим на горе и держащимся за низкорослое деревце. Остановился и о чем-то думаю. Стыдно. Слабак! Нет, шаг за шагом, а надо подниматься, хоть немного. Сдаваться нельзя. Вон как Манвел, он меня далеко обогнал. Говорю себе: ты же занимался лёгкой атлетикой, бегом. Где твоя тренированность? Я тогда не знал, что тяжело болен, что вскоре предстоит операция на мозге.
Еще несколько движений налево, направо, несколько выигранных метров подъема — и вот, гляжу: довольно близко от меня Овик сел на краю чего-то и ноги свесил, закуривает. Он, значит, дошел?.. Слева от него из-за гребня высовывается несколько рядов грубой кладки и кровля, поросшая жухлой травой. Храм?..
Ничего себе дорога к храму! Но уже близко.
Тут бы мне встрепенуться и, как говорится, с новыми силами. Но их нет, сил-то, и я снова тащусь. Переставляю палку, за ней одну ногу, другую. И медленно перед глазами движутся прошлогодняя трава, мелкие камешки, бледные грибы, их множество неизвестного мне вида. И все время мне что-то напоминает — такое же мое бессилие и разинутый рот. А! Вот что. Опять вижу… Темные блокадные месяцы в Ереване, морозный номер в гостинице, сплю, навалив на себя одеяла, покрывало, портьеру. Сначала поджать ноги, согреть небольшую часть, потом постепенно обжить все пространство, вытянуться. К утру вода в стакане замерзает. Тогда-то я и схватил воспаление легких. Но ничего не знал о нем, даже не догадывался. И удивлялся, чего это, разинув рот, ловлю воздух. Поднимаюсь по лестнице и останавливаюсь без сил.
Обо всём думал я на том подъеме, но только не о том, что мне 76. И что на такой высоте уже, может, и кислороду мне не хватает. Опять же, сидячий образ жизни. А когда добрался до края, до гребня и опустился на краю, то уже ни о чем не думал. Сидел и унимал шумно бьющееся в горле сердце.
Встал, делаю вид, что все в порядке. Овик уже стоит у входа в храм и указывает мне путь. Тут и впрямь недалеко, но пугает подпорная стенка, опасно цепляющаяся за край обрыва. Вдоль нее не пройдешь. Надо снова подняться — теперь уже по изъеденным временем ступенькам и потом спуститься.
Бросаю первый взгляд на церковь. Внешнее впечатление от храма неважное. Низкие и будто бы вросшие в землю ряды грубо обломанных и беспорядочно сложенных, скрепленных раствором камней напоминают скорее хлев. Деревья со всех сторон обступили храм, искривились над ним. Высотой своей они еще пуще принижают грубую постройку. Сухая листва засыпала кровлю, потерявшую форму от разросшихся на ней кустов.
Овик протягивает мне руку. Да я и сам дойду! На ватных ногах, но этого показывать нельзя. Несколько ступеней вверх, потом вниз — и темный прямоугольник портала принимает меня во внутреннее пространство.
Когда глаза начали привыкать, я смог различить над головой круглящийся свод. Наконец и два окна-бойницы глянули на меня, но не смогли рассеять мрака.
Я стоял в тишине, окруженный стенами, на которых застыли молитвы многих поколений крестьян, живших вокруг, приносивших сюда детей окрестить их, проводить в последний путь своих усопших, чьи надгробные камни за века тесной толпой окружили храм. Мне хорошо было стоять здесь, вдыхать минеральную сырость и горьковатый дух палых листьев, которые ветер намел сюда. Намоленная, деревенская, скромная, она казалась родной — эта грубоватая маленькая базилика. Весь Арцах уставлен такими.
Овик, остановившийся в дверном проёме и застивший мне свет, рассказал простую, тоже деревенскую быль этих мест о том, что двое молодых полюбили друг друга — он, как водится, был бедный, она из имущей семьи, но родители, как всегда это рассказывает народ, были против. Влюбленные убежали сюда, на гору, стали жить, таскали камни, сложили простую церковь, стали замаливать свои грехи. Потом что-то случилось. В общем, все, как полагается в легенде, где счастье не бывает долгим, рай в шалаше — короток.
«Яман, дле яман!» — «Горе мне, горе!» Тоска, печаль, кручина — «дле яман.» Вспомнилась мне эта армянская песня — тягучая, хватающая за сердце. Не скажу — моя любимая, эти слова сюда не подойдут. Просто горько становится — от любви, от понимания, от сочувствия и невозможности помочь.
Дле яман… Горе пришло как огонь…
Вай, дле яман… Пришло, дошло до моих окон…
Яман, яман…
Наши дома напротив, мы влюблены
И не знали, что будем отделены –
Яман, яман.
Солнце прикоснулось к горе Масис,
Яман, яман!
Тоскую по моей любимой,
вай ме (горе мне, увы мне), Сис!
Ветер дует так нежно-нежно,
Яман, яман.
Горе безутешно,
Дошло до самых губ моих, яман, дле яман!..
Я зашел за церковь — туда, откуда видна была вся плоская вершина горы — небольшой треугольный мыс. Он весь был неровен, волнист, меж деревьями то там, то сям выпирали из земли округлые, покрытые мохом холмики. Я подумал, что где-то, может быть, у самых моих ног лежит безвестная, уже безымянная могила влюбленных. Сюда приходила безутешная мать юноши, проливала слезы, корила себя. Здесь перед камнем на корточки по крестьянскому обычаю присаживался и упрямо закуривал отец девушки.
Пока я стоял да раздумывал, Манвел с помощью Овика принялся за обычное свое дело — палочками они сдирали мягкое одеяло мха с мохнатых холмиков, под ним оказывались хачкары. Манвел рассматривал крылатые кресты на них, разбирал неясные надписи, делал обмеры, заносил описания в блокнот. При этом бормотал про себя: «Какой это век… четырнадцатый, не позже. А это — шестнадцатый…»
Оказалось, что все холмики вокруг — это сброшенные с оснований и поросшие мохом хачкары. Сколько их тут — кто считал? Они расположились на всей плоской вершине, оползли за ее пределы, покидая таким путем родные могилы. Под воздействием дождей, затекающих под них, тающего снега, кустарников, молодых деревьев, упрямо прорастающих под ними и приподнимающих каменные плиты, хачкары незаметно плывут по склонам. И один уже лег на тропинку и преградил путь нашей «Ниве».
Из головы нейдет рассказ о юноше и девушке, в одиночестве любви построивших церковь. Понимаю, что это легенда. И все же возвращаюсь ко входу, рассматриваю, как положены там камни, ищу следов труда, который совершался много-много лет назад. Вот они искали, чем накрыть вход, и нашли длинный камень, гладко обтесали одну его сторону — ту, что будет над головой, поднатужились — тяжесть немалая — и положили на место. Я как будто вижу их усилия, читаю их замыслы и расчеты. Теперь надо было сделать так, чтобы гнет камней над перекрытием не был разрушительным. Они нашли еще две глыбы, положили их на плиту так, чтобы концы глыб высунулись за пределы перекрытия. И чтобы все мелкие камни, которые были затем положены на них, уже давили не на плиту над входом, а на стену.
Ах, что за стены были у церкви, как красноречивы они! Многое можно было понять о том, как трудились здесь люди из расположенной ниже и ныне заброшенной деревни, с каким мучительным трудом они громоздили камень на камень. Как были не в состоянии их тесать-подбирать, что-то отбрасывая, а использовали они буквально каждую глыбу, каждый осколок из камней, поднятых на вершину. Их клали подряд — что было под рукой, а, вернее, то, что было сейчас привезено, а выше — то, что завтра и так день за днем. Поэтому стены казались нагромождением камней, крепко схваченных раствором. Где они брали воду? Как тащили наверх цемент?.. О чем ни подумай — везде труд через силу, сверх сил. Тут — хочешь, не хочешь — припомнишь строки Мандельштама, ставшие ключом-эпиграфом к его циклу из 12 стихотворений «Армения», в который раз дивясь их глубине и точности:
Как бык шестикрылый и грозный
Здесь людям является труд,
И, кровью набухнув венозной,
Предзимние розы цветут.
Представляешь этих тяжеловыйных шестикрылых быков и невольно думаешь о вековечном труде крестьян, которые расставили свои «мужицкие, бычачьи» церкви по вершинам гор, в недоступных для врагов местах. Я тогда еще не знал, что грубая кладка храма повсюду в Арцахе будет сопровождать меня.
Меж тем, Манвел очистил от моха второй хачкар, жадно озирается по сторонам, хочет приступить уже к третьему, но при этом явно колеблется: всех не очистишь, тут надо поселиться, работы хватит на много дней. Овик охлаждает его, они с учениками уже пробовали, но за год всё опять зарастает. Очень здесь высокая влажность.
Да, прав тот, кто сравнивал здешнее скопище хачкаров с кладбищами Старой Джуги, ныне уничтоженными азербайджанскими вандалами, и с лесом хачкаров на берегу Севана в Норадузе. Но все здешнее богатство пока недоступно глазу — оно под мшистой шубой. А сколько их еще скрыто под волнистой, заряженной могилами землей! Это одно из очень многих мест в Карабахе, где богатства скрыты и ждут будущих — вот только когда они придут?- исследователей.
Ну что, пора назад? Гляжу, по штанине ползет вверх маленький клещ — привет из моей любимой деревни Бояково. Там, правда, сейчас, об эту осеннюю пору все клещи явно перевелись, заснули?..
Возвращаемся. Оказывается, на эту гору есть и не столь крутая дорога, но более длинная. Овик же хотел поскорей, полез напрямик, обманутый моим не по возрасту бодрым видом.
Теперь он идет впереди, обходит крупные глыбы и сползшие, спящие подо мхом хачкары. Мы движемся следом, но все-таки спуск крут, и невольно переходишь с шага на бег. Скользко, трава влажная.
Чтобы не осесть и не проехаться на заду, выбираешь, куда ступить, вглядываешься. Так вот гляжу и поднимаю с земли иглу, длинную, светло-кремовую с темными кольцами — неужели дикобразы?
— Да, и много, — откликается Овик.
— А кто еще здесь водится?
— Волки, лисы. Медведей здесь, на вершине много.
— Много? — я тревожно оглядываюсь, вслушиваюсь, не трещит ли сухой валежник под тяжелыми лапами.
— Они сейчас сытые, добрые…
В такой беседе — то бегом, то шагом, опасно оскальзываясь (это я!) — мы спустились к машине. Но еще раньше заслышали радио. Наш шофер Марат и мой верный сопровождающий Рубен сидят себе в «Ниве», открыли дверцы и в ожидании нас слушают музыку. Правда, что умный в гору не пойдет. Садимся и мы, хлопаем дверцами. Господи, как хорошо!
Эта история с подъемом, обильно политым моими слезами, тогда ещё не воспринималась мной как грозный знак, что нужно, наконец, осознать пределы своего возраста. Я же по-прежнему чувствовал себя полным сил. Не чуял своих лет. И это путешествие в Арцах впервые заставило изменить свою самооценку: я падал на ровном месте, боялся больших пеших переходов, крутых подъёмов. А как в Арцахе без подъёмов?..
Ну, так или иначе, мы заняли свои места в машине. Взревел мотор, под колесами заскрипели ломающиеся ветки. Мы снова оказались в ХХI-ом веке.
Ким Наумович Бакши, писатель, журналист, арменовед
Фото Алексея Орлова
Публикуется по: Ким Бакши. Духовные сокровища Арцаха.(Серия «Библиотека русско-армянского содружества») – М.: Книжный мир, 2012.