«Наша Среда online» — Историческая память – важнейший инструмент самосохранения нации, сохранения национальной идентичности. Она помогает поколениям сохранить основы традиционной культуры, национальный менталитет, память о пройденном историческом пути. В этом контексте особое значение приобретают памятники — материальное воплощение духовного пути. Установленные в разные исторические периоды памятники позволяют проследить не только пройденный исторический путь, но и осмысление некоторых особо значимых, судьбоносных процессов и явлений. Памятники – материальное олицетворение сложного духовного процесса развития, культурных достижений, и немые свидетели трагедии, которую пережили армяне вначале 20-го века. Геноцид — чудовищное преступление против человечества, осуществленный в 1915-1923 годах прошлого века Османской империей, число жертв которого исчисляется миллионами. Он оставил глубокий след в исторической памяти армян и предопределил их судьбу, рассеяв по всему миру тысячи семей. Лишившись исторической родины, имущества, армяне на чужбине не только сохранили национальную идентичность, но и историческую память, которая воплотилась в многочисленных памятниках материальной и духовной культуры. Это скорбные песни, многочисленные рассказы, стихи, исторические драмы, постановки, фильмы, а также сотни памятников по всему миру, напоминающих о свершившейся трагедии. Жертвам геноцида армян установлено более 250 памятников в почти 50 странах мира.

Первым был памятник «Հուշարձան ապրիլ տասնհինգի», установленный на площади Таксим в Константинополе (ныне Стамбул) в 1919 году, который вскоре в 1922 году был уничтожен кемалистами. Этот немой свидетель был олицетворением признания Геноцида турецкими властями, осудившими младотурков в судебном процессе 1919-1920гг. В результате которого были осуждены 20 государственных и партийных высокопоставленных лиц на местах и 11 заочно. В 30-х годах прошлого года памятники были установлены в Ливане усилиями патриархата, в 60-х годах — в США, Индии, Бразилии. Первый памятник в Советской Армении – мемориальный комплекс Цицернакаберд — был возведен в 1967 году по инициативе Первого секретаря ЦК Компартии Армении Якова Заробяна, семья которого бежала от резни в 1914 году. Открытие мемориала транслировалось по ТВ и радио, а шествие продолжалось до глубокой ночи. По сей день армяне всего мира отдают дань жертвам именно в Цицернакаберде, подчёркивая, что память о тех трагических событиях жива.
В дальнейшем в 70- годах памятники были установлены во Франции, Уругвае (первая страна в мире, признавшая геноцид на государственном уровне), в 80-х гг. в Аргентине и Германии, в 90-х гг. – в Сирии, Кипре, Бельгии, Канаде, Нидерландах, в 2000-х – в Польше, Италии, Уэльсе, Болгарии. В некоторых из них установлено несколько памятников в разных городах – например во Франции в Париже, Лионе, Марселе.
Большое количество памятников было установлено к 100-летию Геноцида. 5 декабря 2015 года в столице Ирландии, у англиканской церкви Христа в Дублине, был установлен хачкар — традиционный армянский крест-камень из вулканического туфа. Спустя всего несколько дней, 13 ноября 2015 года, аналогичный хачкар появился и в Австралии — в городе Уиллоуби, штат Новый Южный Уэльс. Мемориал был открыт в парке Beauchamp Park и стал местом притяжения не только армянской диаспоры, но и жителей города, выразивших солидарность с памятью о трагедии. 14 ноября 2015 года мемориал жертвам Геноцида был открыт в Лас-Вегасе, США. Он представляет собой уменьшенную копию ереванского комплекса Цицернакаберд. Памятник включает 12 стел, символизирующих 12 провинций Западной Армении, опустошённых в годы Геноцида — символ глубокого уважения к историческому наследию армянского народа. В Париже, 8 марта 2015 года, в рамках мероприятий к 100-летию Геноцида армян, был открыт мемориал, посвящённый армянским женщинам — жертвам трагедии. На Ереванском бульваре были высажены 100 кустов роз в знак памяти, что стало частью празднования Международного женского дня, наполненного особым смыслом скорби и признательности.
29 мая того же года в шведском городе Эребру состоялось открытие первого памятника в Швеции, посвящённого жертвам Геноцида армян, арамеев и греков. На нём выгравирована фраза: «Мы никогда не забудем» на армянском, арамейском, греческом и шведском языках. Установка памятника стала возможной благодаря инициативе комиссии, организующей мероприятия столетия.
В России, 24 апреля 2015 года, памятник «Геноциду — нет!» был открыт в Ростове-на-Дону, рядом с армянской церковью Сурб Арутюн. Автором монумента стал известный армянский скульптор Мкртич Мазманян. В этот же день аналогичный мемориал был открыт в Москве — на территории храмового комплекса Армянской Апостольской Церкви на Олимпийском проспекте. 22 декабря 2015 года хачкар под названием «Хачкар мира» был установлен в Токио, на территории Международного христианского университета Японии. Этот памятник стал символом памяти и межкультурного уважения к трагедии армянского народа на азиатском континенте. В октябре того же года памятник был открыт в египетском Порт-Саиде. Он посвящён армянским беженцам, спасшимся в результате героического сопротивления в Муса-даге и нашедшим приют в Египте в 1915–1919 годах. Установка стала результатом усилий местной армянской общины. Ещё один памятник появился в аргентинском городе Висенте-Лопес — хачкар был установлен в октябре 2015 года к столетию Геноцида, как дань памяти армянской общины Латинской Америки своим предкам.
5 ноября 2015 года хачкар был установлен в ливанском городе Бкерке при поддержке патриархата Антиохии и всего Востока, под эгидой маронитского патриарха Бешары Бутара Раи. Памятник стал не только знаком памяти, но и символом духовного братства и солидарности между восточными христианскими общинами.
Сохранение исторической памяти — основа национальной идентичности. В современном мире, где усиливается влияние цифровых технологий и информационных потоков, угроза искажения и фальсификации истории становится всё более реальной. Историческая память подвергается трансформациям, которые могут стать необратимыми, если формируются в виде алгоритмов мышления — жёстких шаблонов, навязанных через СМИ и социальные сети.
Эти шаблоны формируют нарративы, оказывающие влияние на общественное восприятие прошлого, настоящего и будущего. Однако подобные процессы — не новость для человечества. Во все времена память использовалась как инструмент политики: внешней — для утверждения влияния за пределами собственных границ, и внутренней — для укрепления власти и формирования национального самосознания.
Памятники Геноцида армян, установленные по всему миру, — не просто камень и бронза, а застывшее свидетельство о трагедии, не поддающейся забвению. Они напоминают о необходимости защищать историческую правду, бороться с фальсификацией истории и искажением народной памяти.
Использованные источники:
- Мемориалы памяти жертв Геноцида армян, усталовленные за последний год // https://rusarminfo.ru/2016/04/24/memorialy-pamyati-zhertv-genocida-armyan-ustanovlennye-za-poslednij-god/
- «Незавершенный Нюрнберг». К 90-летию судебного процесса над младотурками//http://www.genocide-museum.am/rus/online_exhibition_9.php
- Мемориальный комплекс Цицернакаберд//http://www.genocide-museum.am/rus/Description_and_history.php