• Чт. Ноя 28th, 2024

Фрагменты Дневника государственного секретаря Е.А. Перетца

Июл 15, 2024
Репринт с издания. М.-Л. 1927

Начало

«Наша Среда online» продолжает публикацию о дневнике государственного секретаря эпохи Александра II Е.А. Перетца. Как сообщают его публикаторы, историки А.А. Белых, В.А. Мау, этот дневник прежде всего ценен точным описанием ключевого события -заседания Совета министров 8 марта 1881 года. Также он даёт достаточно полную картину бюрократической жизни элиты России на рубеже 1870-1880-х гг. В дневнике ярко показана деятельность М.Т. Лорис-Меликова на посту председателя Верховной распорядительной комиссии.

Впервые дневник Егора Абрамовича Перетца был издан в 1927 году под названием «Дневник Е.А. Перетца, государственного секретаря (1880-1883)». Текст был подготовлен к печати видным археологом А.А. Сергеевым, предисловие к книге написал крупный русский историк А.Е. Пресняков. А.А. Белых, В.А. Мау отмечают, что само издание было выполнено на высоком научном уровне, предисловие Преснякова практически не содержало идеологических штампов, комментарии Сергеева были высокопрофессиональными и достаточно точными.

Также А.А. Белых , В.А. Мау пишут о том, что основными документами, в которых обосновывалась необходимость создания в России выборного представительства являются записка П.А. Валуева 1863 г., записка великого князя Константина Николаевича и доклады М.Т. Лорис-Меликова. Записка Валуева публикуется ими в виде приложения. К ней приводится текст сопроводительной записки Валуева, в которой объяснено, какие изменения он предлагал внести в положение о Государственном совете. Историками печатается также всеподаннейший доклад Лорис-Меликова от 6 марта 1881 г. – он менее известен, чем доклад от 28 января 1881 г., кроме того, впервые публикуется сопроводительная записка Лорис-Меликова к докладу от 6 марта, в которой он кратко описывает судьбу своего проекта.

В главке «Что произошло в России 8 марта 1881 года» исследователи разъясняют свои задачи: «Мы стремились не только опубликовать исторические документы, но и показать происходящие события глазами их участников – в Приложениях также даны выдержки из дневников П.А. Валуева и Д.А. Милютина. К этим материалам примыкают воспоминания А.Ф. Кони о графе М.Т. Лорис-Меликове. Разумеется, мы приводим лишь отрывки из этих текстов, относящиеся прежде всего к событиям, описанным в дневнике Перетца».

Выбранные фрагменты Дневника (1880-1883)

16 января 1880 года

«Обедал у Головнина. Были: великий князь, Рейтерн, Сольский, Любощинский, Каханов и я. Разговор был оживлённый и непринуждённый. Сольский сообщил мне вскользь, что записка великого князя произвела на него прекрасное впечатление. Подробного разговора мы не имели.

Великий князь, уезжая, отозвал меня в сторону и сказал, что читал записку Валуева; его предположения гораздо шире. Хотя собранию и не даётся решительного голоса, но оно обставлено почти как настоящий парламент и судит чуть ли не обо всех делах. По мнению его высочества, это слишком широко и опасно, потому что может на первых же порах испортить все дело».

21 января 1880 года

«Великий князь Константин Николаевич пригласил меня сегодня к себе несколько ранее обыкновенного, чтобы переговорить о его записке. Я доложил, что, в сущности, предположениям его высочества я от всей души сочувствую и полагаю, что в случае принятия их они принесут большую пользу, но что относительно подробностей я имею некоторые замечания. Главных два: во-первых, назначением депутатских собраний должно быть не только обсуждение ходатайств дворянства и земства; ещё несравненно важнее предварительное обсуждение проектов новых законов, а об этом в правилах не упоминается; во-вторых, едва ли удобно иметь при Государственном совете ещё два собрания; одно дворянское, другое земское. Дворянство есть теперь часть земства, а не равноправно, или правильнее – не равносильно ему. Поэтому мне казалось бы, что должно быть одно общее собрание. Великий князь совершенно согласился с обоими этими замечаниями и сказал, улыбаясь: «Странное дело, почти то же самое сказал мне Сольский. Ещё страннее то, что, перечитывая на днях записку, я и сам, так сказать, предчувствовал эти замечания».

Я отвечал, что весьма рад этому; это служит доказательством того, как мы спелись и как мы одинаково смотрим на вещи. Впрочем, все мы трое так долго трудились вместе, что давным-давно смотрим на дело почти одними и теми же глазами.

Потом я представил его высочеству составленные мною таблицы дел, рассмотренных Общим собранием Государственного совета в последние 10 лет. Оказывается, что ежегодно обсуждалось от 95 до 120 дел, из которых от 30 до 60 могли бы с пользой полежать обсуждению представителей земства. Таблица эта очень заинтересовала великого князя, рассматривавшего её внимательно и вспоминавшего при этом содержание различных законодательных проектов прежнего времени. Совещание назначено на послезавтра, 23 января в Мраморном дворце.

25 января 1880 года

«Ровно в час цесаревич вошёл в кабинет великого князя, где я находился минут около десяти для предварительных объяснений. Поздоровавшись с наследником, великий князь предложил идти в залу Совещания, и мы отправились. Когда уселись, великий князь Константин Николаевич с замечательными подробностью и беспристрастием воспроизвёл все суждения, бывшие третьего дня, и заключил тем, что Совещания, не признавая удобным издать проект к 19 февраля, находит его, однако, в общих чертах полезным; поэтому проектированные правила, по некоторой разработке их, могут пригодиться в близком будущем: не сегодня, так завтра.

«Я не разделяю этого взгляда, — решительно сказал цесаревич. – По моему мнению, проекта не нужно издавать ни сегодня, ни завтра. Он есть, в сущности, начало конституции, а конституция, по крайней мере надолго, не может принести нам пользы. Выберут в депутаты пустых болтунов-адвокатов, которые будут только ораторствовать, а пользы для дела не будет никакой. И в западных государствах от конституции беда. Я расспрашивал в Дании тамошних министров, и они все жалуются на то, что благодаря парламентским болтунам нельзя осуществить ни одной действительно полезной меры. По моему мнению, нам нужно теперь заниматься не конституционными попытками, а чем-нибудь совершенно иным.

Я думаю так потому, что со всех сторон слышу от том, что происходит в наших выборных учреждениях. Земские собрания и городские думы бездействуют, очень часто заседания не могут состояться за неприбытием гласных. При такой апатии общества нельзя ожидать выбора толковых и полезных людей»……»

Подготовила Валерия Олюнина

Источник: «Дневник Е.А. Перетца, государственного секретаря (1880-1883) /составление и научная редакция А.А. Белых. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. – 512 с.