ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«Наша Среда online» — В последнее время, с подачи Азербайджана, в нескольких российских СМИ и со стороны отдельных политических деятелей России, услуги которых щедро оплачиваются из кармана Ильхама Алиева, начались нападки на национального героя армянского народа Гарегина Нжде, которому в Ереване был поставлен памятник.
Дело дошло уже до абсурда: президент Азербайджана на очередном заседании Совета глав государств СНГ в Ашхабаде, используя политическую площадку, выступил с демагогической спекуляцией, граничащей с бредовыми вымыслами в отношении нашего национального героя.
Хочется заметить, что в отличие от Азербайджана, Армения не переписывает свою историю, в том числе и историю Великой Отечественной войны на свой лад, дополняя Советское историко-географическое наследие созданием мифических персонажей. При этом, искореняя нелицеприятные факты и делая предателей Родины национальными героями. Этот аспект в своем, не выдерживающем исторической критики, выступлении Ильхам Алиев деликатно предпочел умолчать. А между тем, имеет место быть героизация нацистских прихвостней в современном Азербайджане.
Автор данных строк не взялся бы писать эту статью, если бы не было опасений за то, что предстоящее празднование 75-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне может превратиться в непристойное пропагандистское шоу со стороны официального Баку и Ильхама Алиева лично. Доказательством такой возможности можно считать очередные обвинения армянских властей в «героизации нацизма» со стороны лидера Азербайджана, упомянувшего в непристойном свете Гарегина Нжде. Однако, подзабывшего исторические факты, начиная с героизации, осужденного на пожизненный срок преступника Рамиля Сафарова, зарубившего топором, спящего армянского офицера в Будапеште. А также Мамед-Эмин Расулзаде — бывшего председателя национального совета азербайджанской демократической республики, идеолога и практика национал-гитлеризма, который еще накануне Великой Отечественной войны жил в Берлине, был вхож в кабинеты руководителей нацистской Германии, поддержал план «Барбаросса» о стремительного военного нападения войск Германии на СССР, и, наконец, создателя азербайджанского легиона в Третьем Рейхе, активно сражавшегося на стороне фашистской Германии во время Великой Отечественной войны.
После лживых и не обоснованных заявлений со стороны Азербайджана и его лидера хочется, дабы восстановить историческую правду, сделать экскурс в прошлое и напомнить, забывшим об общеизвестных фактах.
Кстати: весной 1918 года с подачи Степана Шаумяна, на Сталина — агента царской охранки, было заведено уголовное дело. Узнав об этом через своего сподручного, упомянутого выше Мамед-Эмина Расулзаде, Сталин поджидал удобного случая, чтобы отомстить Шаумяну. И скоро такой случай представился: летом того же года англичане с одной стороны, турки и немцы — с другой, всеми мыслимыми и немыслимыми способами стремились овладеть городом Баку. По приказу Троцкого, тогдашнего российского наркома по военным делам, Сталин из Царицына, где он в ту пору находился, должен был в кратчайший срок отправить против турок девятитысячную дивизию Петрова. Однако, он ни только, не выполнив приказ Троцкого, послал вместо дивизии небольшой отряд под началом того же Петрова, но и отправил, добытые с величайшим трудом, предназначавшиеся Баку продовольствие и вооружение в другое место, тем самым, обрекая город на гибель. Но это, как говорится, к слову.
Но, видимо, Ильхам Алиев мало знает и о деятельности азербайджанского легиона, численностью доходящего почти до семидесяти тысяч человек во главе с Эмином Расулзаде. Легион был создан совместно с главой МВД Халилой Хасмамеловым, шефом контрразведки Наги Шейхзаманлы, руководителями бывшей азербайджанской республики: Шафи Рустамбейли, Фуадом Эмиджаном и др.
Начало азербайджанского легиона было положено в ноябре 1941 года, хотя и до этого некоторые азербайджанцы также активно сражались на стороне фашистской Германии. Но постепенно их количество стало в разы превышать численность представителей других кавказских народов. Что в июле следующего года подтолкнуло Гитлера на принятие решения с подписанием официального распоряжения о создании отдельного азербайджанского легиона.
Помимо этого легиона, по началу, насчитывавшего сорок тысяч человек, на стороне германского вермахта были и другие воинские формирования, состоящие из азербайджанцев. Это и различные роты охраны, и карательные отряды СС, численность которых достигала до семидесяти тысяч и даже более того, если уточнить данные, которые разнятся по мере снятия с документов военных лет грифа секретности. Части азербайджанского легиона принимали участие в боях, как против Красной армии на восточном фронте, так и на западном, против союзников. До 1943 года легион отметился злодеяниями в Украине, в Кавказском регионе (Нальчик, Моздок), в Абхазии (Сухуми); кроме того, активной борьбой против партизан в Украине, Белоруссии и Польше.
Германское командование ни раз положительно отзывалось об азербайджанском легионе, многие его офицеры и солдаты получили железные кресты — в награду за отличную службу на благо Германии. Но ни только немецкие офицеры, а и сам Гитлер были высокого мнения о деятельности азербайджанских батальонов, доверяя и считая их более надежным контингентом, чем грузины или армяне, в военном и политическом отношении. Почему? Ответ напрашивается сам: Гитлер, по донесениям, прекрасно знал о деяниях этого легиона в рядах СС во время кровавой бойни, при жестоком подавлении восстания, (одним из организаторов которого была еврейская боевая организация) в Варшаве, а также в Кракове, в других городах, где были истреблены тысячи евреев.
Своими зверствами в отношении мирного населения отличился и 818 азербайджанский пехотный батальон под командованием бывшего старшины Красной Армии, оберштурмфюрера СС Азимова, который в августе 1944 года также участвовал в подавлении Варшавского восстания. Переданный бригаде СС под командованием оберфюрера Дирлевангера, батальон шел в первых эшелонах немецких частей, атаковавших центральную часть города. В свою очередь, командующий германскими войсками в Варшаве генерал СС Бах-Зелевски в депеше Гиммлеру отмечал важную роль азербайджанского пехотного батальона. Стоит также озвучить, что около тысячи азербайджанцев участвовали в обороне Берлина от Советских войск весной 1945 года.
И все вышеизложенное не переписанная кем-либо история, а исторические факты, зафиксированные в многочисленных томах, хранящихся в архивах многих стран, не забывших истинное лицо фашизма и злодеяний.
Что же касается Гарегина Нжде, то он герой не только армянского народа, но и Русско-Кавказской армии периода Первой мировой войны. Талантливый, храбрый офицер, заслуживший своим героизмом признание в Российской империи. Воюя под русскими знаменами, он был награжден Георгиевскими крестами, а также орденами Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава с мечами — весьма чтимыми наградами в Русской Императорской армии. Полагаю, Ильхаму Алиеву не известно, что эти награды давались только за личную храбрость, проявленную в бою.
С 1918 года Гарегин Нжде уже в составе армянской армии сражался против турецких войск. В том числе и благодаря ему, сегодня существует Республика Армения. Это он помешал большевистской верхушке отрезать Зангезур и присоединить его к Азербайджану, как было сделано с Нахиджеваном в декабре 1919 года, а затем как с Нагорным Карабахом, так и с Северным Карабахом. Именно благодаря ему, армяне смогли сохранить не только Зангезур, но и границу с Ираном.
Видимо, оттуда идет гнев Ильхама Алиева относительно Гарегина Нжде. К сведению президента Азербайджана: Нет ни одного факта, что Нжде воевал против Советского Союза, как это делал азербайджанский легион, по численности превышавший общую численность армян в два с половиной раза. Контакты Гарегина Нжде с вермахтом имели лишь одну цель: не допустить повтора трагедии — геноцида армянского населения, как в Западной Армении, так и в Восточной, зная о разработанных турецким командованием планов по вторжению в Советскую Армению: армия Исмета Иненню стояла наготове у границы.
Попытка Алиева-младшего представить Гарегина Нжде активным пособником Третьего Рейха, ни что иное, как сознательная антиисторическая, антиармянская провокация, направленная на раздувание конфликта и недоверия между Россией и Арменией. И, возможно, некоторое вмешательство во внутренние дела другой страны. Памятник Нжде стоит в Ереване и армянский народ, также как знающие историю, представители России и других национальностей, не могут отрицать его вклада в независимости Армении, тем более требовать осуждения установки или сноса памятника.
Считаю недопустимыми данные выпады, если учесть, что именем Мамед-Эмин Расулзаде названы многие улицы в городах Азербайджана, целого района Баку, бывшего в прошлом поселком «Кировский», основным населением которого до резни девяностого года были армяне. Портрет Расулзаде можно лицезреть на национальных банкнотах, достоинством 100 манат, на почтовых марках, на мемориальных досках и в популяризируемом «творческом наследии «. В родном селе Расулзаде Новханы, близ Баку, в районном центре Закаталы установлены памятники этому персонажу, а 2014 год был объявлен в Азербайджане годом 130-летия юбилея Мамед-Эмин Расулзаде, о чем на заседании Совета глав государств СНГ нынешний президент Азербайджана скромно умолчал.
Добавлю еще несколько исторических фактов, дабы Ильхам Алиев и его сторонники не рискнули больше принижать роль армянского народа в победе в Великой Отечественной войне. Ссылаясь исключительно на архивные данные, приведу следующие примеры: 400 тысяч армян, проживающих перед войной на территории Азербайджана, дали трех маршалов и одного адмирала флота Советского Союза, десятки генералов и 36 героев Советского Союза. Из них двое удостоились этой награды дважды. Только одно небольшое армянское село Хачисар, переименованное властями Азербайджана в Чардахлу, а ныне — Ченлибель, дало двух маршалов: Баграмяна и Бабаджаняна, двенадцать генералов и семь героев Советского Союза.
С болью в сердце, хочу напомнить Ильхаму Алиеву о том, что за год до Карабахского движения из этого героического села было изгнанно все армянское население, а памятник односельчанам, погибшим в годы войны, разрушен. Также был разрушен величественный памятник, погибшим односельчанам, в соседнем армянском селе Бананц, переименованном азербайджанцами в Баян. А между прочим, из этого села на фронт ушли людей больше, чем из всех азербайджанских сёл района, взятых вместе.
Сколько боевых генералов и героев Советского Союза дал в этой войне четырехмиллионный Азербайджан? Я подскажу! Двух генералов: Ази Асланова и Махмуда Абилова, но и те — талыш да лезгин по национальности. Героев всего 43, а фактически 33, ибо остальные 10 — талыши, таты, лезгины и т.д.
Заканчивая эту статью, могу только посочувствовать Ильхаму Алиеву, что ему, в меру неосведомленности в сфере истории, амбициозности, не понять: ГАРЕГИН НЖДЕ — человек доблести и чести. Он пожертвовал собой ради армянского народа. Не дожидаясь своего ареста чекистами в 1944 году, он вполне мог уйти в нейтральные страны. Однако, остался на контролируемой верхушкой СССР территории, не чувствуя за собой, ни предательства, ни вины; будучи Истинным Сыном Армении.