online

Левон Адян. Если будет новая война

МНЕНИЕ

«Наша Среда online» — Очередной Геноцид армян на территории современного Азербайджана в январе 1990 года, по моему глубокому убеждению, совершила националистическая партийно-правительственная мафия Азербайджана, опираясь на хулиганствующие элементы и, конечно, поощряемая противниками кремлевской политики перестройки и гласности. В доказательство своих слов, приведу лишь один факт: на сигнал о том, что субботу 13 января в Баку ожидается большая резня армян, и следует срочно принять меры для её предотвращения, первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Везиров беспечно ответил: «Ничего, пусть ребята немного порезвятся».

В этом деле, понятно, главную роль сыграл, также, Гейдар Алиев. Он был в курсе всего, без него ничего не делалось. В книге «Концепции Горбачева», почти, то же самое подтверждает известный всем нам Джордж Сорос, отмечая, что «Не так уж и далеки от реальности предположения о том, что армянские погромы в Азербайджане были инспирированы местной мафией, действовавшей по указке бывшего главы КГБ Азербайджана Гейдара Алиева». Последний рассчитывал, что для Горбачева сложится неблагоприятная ситуация, и ему удастся вновь прибрать к рукам власть в Азербайджане, чего он впоследствии добился, ради власти и славы беспощадно пролив в Сумгаите, Баку, Кировабаде и других районов Азербайджана, кровь десятков тысяч невинных людей, не пощадив при этом даже своих соотечественников и турок-месхетинцев в поселке Ходжалу и на подступах к Агдаму, руками молодчиков народного фронта Азербайджана с целью смещения с поста президента республики Муталибова, многоходовыми манипуляциями пересадив в кресло руководителя страны своего сына, нынешнего президента Азербайджана.

Я скажу сразу, что глубоко сочувствую всем тем, кто вынужден был, как миллионы таких людей, как я, принудительно оставить свои дома, имущество, работу, родные места и уехать в «никуда» — будь то азербайджанец или армянин. Бог создал человека, сатана — национальность и религию по принципу: разделяй и властвуй. Наверху заинтриговали, заключали стратегические сделки в угоду псевдоидеологии и повели нас к краху. Тот же принцип: разделяй и властвуй. По закону сатаны. И забыли о нас. Навсегда. Это больно и обидно за сотни тысяч исковерканных жизней. Разумом можно понять, сердцем — никак, сердце смириться не может, хотя прошло, почти, тридцать лет. Время не лечит. Не заживают раны в сердце — ты просто привыкаешь к боли. Вернее, время учит жить с болью. Мне непонятно одно: от чего эти «бездомные» азербайджанцы из Армении, которых в Баку называют «еразами», должны были свирепствовать в Баку, ведь армяне только в одном Баку, не считая другие армянонаселенные районы и города республики, оставили 92 тысячи квартир и домов, каждой азербайджанской семье из Армении по три квартиры и дома, почему они оказались ,,бездомными»? Кроме того, не было ни одного сообщения ни в Союзе, ни, тем более, за границей, что в Ереване притесняют азербайджанцев, или был бы хоть один факт убийства там кого-то на национальной почве, как это происходило в Баку в те кровавые для армян дни. Ведь несмотря на тотальный запрет и слежку со стороны властей в Баку, за рубежом, да и в Союзе, тоже, широко освещалось происходившее в Баку.

В выступлениях некоторых продажных политологов из Москвы — дугиных, марковых, шевченко, савельевых и других о том, что в Азербайджане не было Геноцида, что «в Армении считают, что Карабах – это их земля, а азербайджанцы считают, наоборот», есть явное лукавство, поскольку они прекрасно знают, что массовое истребление людей по этническому признаку, что имело место в Азербайджане, это и есть Геноцид. Но, неужели, так много времени прошло, чтобы люди могли забыть средневековое варварство в Сумгаите, Кировабаде, в других городах и районах Азербайджана, а также и в столице Баку, где сто пятидесятитысячная озверевшая толпа отличавшихся «высокой толерантностью» безжалостно убивала и насиловали вчерашних соседей и сослуживцев, сбрасывая из окон их же квартир, захватывая их жилища и грабя имущество, сжигая живыми на кострах в центре Баку, в том числе, и на привокзальной площади, о чем писали все центральные газеты СССР в те страшные для армян дни в Баку, почти, тридцать лет тому назад, а, также, чудовищную по жестокости депортацию мирных жителей десятка армянских сел с исторической земли, как в самом Нагорном Карабахе, так и в его северной части.

А по поводу Карабаха, надо им разъяснить, что до 1918 года в этих краях не было никакого Азербайджана. Никогда и ни в какой книге до этой даты нет ни слова об Азербайджане и, тем более, об азербайджанцах, а также ни в какой дореволюционной энциклопедии, в том числе, и в академической энциклопедии ислама, включающая в себя статьи о странах, народах и династиях мусульманского мира VII—XX вв., изданной в Лейдене в 1913 году на немецком, французском и английском языках, они не смогут найти название «Азербайджан» в Восточном Закавказье.

О Грузии, об Армении, о Южном Дагестане, в составе которых, кстати, во всех дореволюционных энциклопедиях указаны уезды Кюринг и Куба с городами Дербент и Баку, есть несколько страниц текста, но об Азербайджане — нет ни слова, ибо сегодняшний Азербайджан фактически был создан на штыках турецкой армии двоюродного брата кровожадного палача армянского народа Энвера Нури-паши, по пути до Баку безжалостно грабя и истребляя десятки тысяч безвинных людей в Евлахском, Агдашском, Гёкчайском, Кюрдамирском, Агсуинском, Шамахинском районах.

С лица земли полностью был стёрт весь Арешский район на правобережной Куры. Только в одном Нухинском районе в течение нескольких дней были сожжены одиннадцать деревень, жители — поголовно истреблены, а также 15 сентября турецкие аскеры, войдя в город Баку, совместно с мусаватистами организовали трехдневную вакханалию, истребив 30 тысяч армян Баку, а так же 25 тысяч беженцев, хлынувших в город из захваченными турками районов и более 12 тысяч армянских солдат, возвращавшихся с австро-венгерской войны и оставшихся в Баку из-за кровавых январских событий в Шамхоре.

Эти политологи, с меркантильными интересами, обо всем этом, конечно, знают, но, если забыли, то напомним, что в Карабахе, вместе с Нагорной и Равнинной частями, с незапамятных времен, начиная от восточного берега озера Севан до реки Аракса и Куры, а оттуда до южных берегов Грузии, жили армяне и только армяне, и о том, что территория междуречья Куры и Аракса из века в век была только армянская, они могут прочесть у Хамдаллы Газвини, Шараф-хан Битлисси, Джакома Кантелии, Шарл Дила, Тривера, Ибн Хаукала, Ал- Мугадассина, Абу-Ал-Фараджа и у многих других античных и средневековых историков и путешественников. Турецкий историк XVII века Челеби в своем «Джиан-нюме» приводит слова умершего в 1222 году Макаматая Шарнеши о том, что Армения состоит из трех частей, где первая – это Дебил, Каликала, Хлат и Шемисат, вторая — Партав, Байлакан, третья — Нахиджеван.

Скажу так же, что на начальном этапе, в частности, после Сумгаита, среди моих азербайджанских коллег были такие, кто возмущался совершенной жестокостью, осуждал провокаторов сумгаитских варварств. Однако, ежедневная мощная антиармянская пропаганда, в конце концов, возымела действие на человеческую мысль и намерения. Как-то, я сказал и сейчас повторю, что как бывшему бакинцу и писателю, мне не дает покоя тот печальный факт, что бакинские погромы не могли произойти без согласия, по меньшей мере, части азербайджанской интеллигенции, в том числе, писателей и поэтов республики, как передовой части интеллигенции. Более того, некоторые поэты, деятели культуры, причем, довольно-таки известные, преследуя личные интересы, на многотысячных сборищах толпы, в средствах массовой информации, в частности, по республиканскому телевидению, постоянно нагнетали антиармянскую истерию, разжигали шовинистические страсти, открыто подстрекали молодежь и несовершеннолетних к грабежу, погромам и злодеяниям. Странно и очень больно, что так и не нашлось ни одного писателя, деятеля культуры, кто бы заступился за безвинных людей, как это сделали армяне во время стычки с отрядом мусульманской Дикой Дивизии с рабочими Бакинской Коммуны, спрятав почти 13 тысяч мусульман в своих домах и учреждениях, как спустя 70 лет то же самое сделали простые сумгаитские и бакинские азербайджанцы, лезгины и тылыши, которые, нередко, рискуя собственной жизнью, спасали своих армянских сослуживцев, друзей, соседей, просто незнакомых людей, сумев сохранить в экстремальной ситуации человеческий облик.

К великому сожалению, вина о том, что факт настоящего Геноцида армян в Азербайджане, в том числе, и варварские депортации, как факты грубого нарушения неотъемлемого права человека и народа на жизнь, так и не получили правовой оценки международного сообщества, лежит и на нас, армянах. Посмотрите, как азербайджанцы рассказывают всему миру надуманную историю о Ходжалу, а о страшной трагедии армянского села Мараги никто, кроме армян, не знает.

Вопрос возвращения азербайджанских беженцев в места прежнего проживания, о чем, как мейхану, каждый раз поет Ильхам Алиев, становится предметом обсуждения в ООН, других международных структурах, а о более, чем восьмистах тысячах депортированных и насильственно перемещенных армянах — опять ни единого слова. Не говоря о том, что освобожденные территории — это исконно армянские земли, и они, наконец-то, освобождены. И сдача этих территорий просто так, приведет к нарушению системы безопасности не только Арцаха, но и Армении.

Мы не можем, или не хотим, или не умеем представить мировому сообществу правду о Геноциде нашего народа в турецкой республике на Кавказе под названием Азербайджан. К примеру, не мало написанных книг о резне армян в Баку и в других местах этой геноцидальной республики, но они не издаются, не переводятся на другие языки… Всё это успешно осуществляет Азербайджан, не жалея на такое архиважное дело средств и ресурсов, а у нас все это делается на голом энтузиазме отдельных людей, и, в результате, по всей России и за рубежом создается общественное мнение не в нашу пользу. И ошибаются те, кто думает, что истина выше всего, на деле-то получается, что нефть и доллары правят миром, представляя ложь как истину.

По указке Гейдара Алиева, историки Азербайджана, во главе с академиком Зия Бунятовым, легко манипулируя, с чистого листа сочиняли новую историю. Например, сам Бунятов, переводя труды известного историка и просветителя Аббаса Кули-ага Бакиханова на русский язык, преднамеренно исказил его сочинение «Гюлистан-и Ирем». Это, особенно, возмутительно, поскольку Буниятов вычеркнул из текста оригинала не только то, что потомок Аргун хана эмир Теймур, затем и Шах Исмаил из Сирии, Ирака и Турции перевезли на Кавказ двести тысяч семей турок и поселили их в Эриване, Гандзаке и Карабахе, где они со временем размножились. Но из книги им также было вычеркнуто и упоминание о территориях, населенных армянами. Тем самым, не только фальсифицируя историю, но и не уважая мнение самого Бакиханова, чьё имя носит азербайджанская Академия Наук, где он работал директором института истории.

Кстати, буквально, перед его убийством на пороге собственного дома, Буниятов перевёл на русский язык статьи двух известных кавказоведов — Доусти и Роберта Хьюсена и, нимало не стесняясь, опубликовал их под своим именем. И, как обычно, в кардинально искажённом виде: там, где в оригинале значилось «Армения», он писал «Азербайджан». Авторы научно обосновывают, что и князь Гасан-Джалал, и его предки считали себя чистокровными армянами. Далее, там сказано, что все надписи Гасан-Джалала на построенном в 1238 году монастыре Гандзасар и на других историко-архитектурных памятниках, находящихся в Карабахе, а также на его мече, что хранится в Эрмитаже, сделаны на армянском языке, и ничего албанского там нет и быть не может.

В переводе же всё наоборот. Точно так же Буниятов повёл себя с книгой немецкого путешественника Шилдербергера, подменив армянские топонимы тюркскими, основывая на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии своих предков и о «заклятом» враге — армянах, привезенных, якобы, Грибоедовым из Персии после 1828 года. Получается, точно, по Геббельсу, утверждавшему, что любая ложь, даже самая циничная, повторенная многократно, становится фактом правды.

Тогда, как быть с многочисленными армянскими памятниками архитектуры, монастырями и церквами Нагорного Карабаха 4-го, 9-го и 12-го веков с надписями армянскими буквами и на армянском языке, и ни одного памятника культуры предков современных азербайджанцев , кроме кладбища в Агдаме, территория которого пришельцам была отведена князем Хачена Асаном Джалаляном. Как быть с посланием византийского императора Константина в первой половине десятого века «в Армению, владетелям Хачена» и с письмами армянских князей и католикоса Гандзасара Есайя, написанные в 1700, 1726 и 1729 годах Папе Римскому и Петру I, а также письма русских царей карабахским меликам, в том числе, и с поздравлением Павла I, отправленного армянским князьям Карабаха в 1801 году, где четко указывается численность населения Карабаха — 11 тысяч армянских семьей. Как?

Как быть с российским историком Будковым, который в 1743 году четко написал, что Карабах есть страна, лежащая между левым берегом Аракса и правым — реки Куры, выше Муганского поля, в горах. И что главнейшие обитатели ее — Армяне, управляемые наследственно пятью своими меликами или природными князьями, по числу сигнагов или кантонов. Не говоря о том,что по приказу шаха Аббаса в 1604—1605 годах были разрушены многие армянские сёла и города в Арцахе, а их жители — триста пятьдесят тысяч армян, насильно переселены во внутренние районы Персии. Примерно столько же угнал и Надир-шах в 1734-м году. А, также, слова самого Бакиханова, который, ссылаясь на труды античных авторов, отмечает, что, сообразив разные обстоятельства и показания историков, можно полагать, что правый берег Куры до впадения в неё Аракса, составлял границу Армении. Плиний и Птолемей пишут, что северная граница Армении доходит до Куры.

К сожалению, весь пропагандистский абсурд и воинственный пафос президента Азербайджана является национальной политикой Азербайджана и целенаправленно распространяется по всему миру для оправдания собственного Геноцида армянского народа, а также, по всей вероятности, по заказу Турции, чтобы отвлечь внимание мировой общественности от признания Мец Егерна — Геноцида армян в Османской империи. Не зря же президент турции Эрдоган, отрицая Геноцид армян в Османской империи, называет Геноцидом выдуманную историю о Ходжалу.

Хотелось бы, взамен домыслов, провокаций и целенаправленного искажения нашей истории, президенту Алиеву, во время Карабахской войны спокойно занимавшемуся бизнесом в Турции и проигрывающему миллионы долларов в ночных клубах, а теперь выступающему с воинственной риторикой о возобновлении войны и нового Геноцида нашего народа, разъяснить, что Нагорный Карабах, с древнеармянским названием Арцах, что обозначает левобережье Аракса, расположенный на северо-востоке Армянского Нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, и что целью вашей милитаристической риторики, как показывают недавно обнародованные секретные документы совещания президента Муталибова, есть массовое уничтожение армянского населения этого самого Арцаха и тотальная депортация армян, как это было во время операции «Кольцо» с апреля по июнь 1991 года с помощью внутренних войск СССР во главе с небезызвестным вторым секретарем ЦК КП Азербайджана Виктором Поляничко…

Но Карабах тогда выстоял. Выстоял со своими храбрыми сыновьями — потомками четырех боевых маршалов и десятков генералов — карабахцев, ликвидировал все азербайджанские огневые точки в Ходжалу, Шуши, Агдаме и в других местах вокруг Карабаха, построил современное демократическое государство со своим правительством и всенародно избираемыми парламентом и президентами. И если Азербайджан вновь пойдет на агрессию и будет новая война, то так будет и сейчас. Будьте уверены.

Левон АДЯН

Поделиться ссылкой:




Комментарии к статье


Top