ЛИТЕРАТУРА
«Наша среда online» — Продолжаем публикацию книги Надежды Никитенко «От Царьграда до Киева. Анна порфирородная. Мудрый или Окаянный?». Благодарим автора за разрешение на публикацию!
АННА ПОРФИРОРОДНАЯ
- Рожденная в Порфире
- Феофано делает выбор
- Никифор Фока — василевс ромеев
- Страсть василевса
- Посольство Оттона
- Заговор любовников
- Тайна первой любви
- Смерть Цимисхия
- Проклятие рода
- Знаменитое чудо
- Свержение евнуха
- Пагуба войны
- Жених для Порфирородной
- Василий II — слава династии
- Константин VIII и его семья
- Воинственный мир Святослава
Великое таинство брака
Тем временем положение Константинополя ухудшалось с каждым днем. Из лагеря мятежника Варды Фоки, шатры которого густо покрыли азиатский берег Босфора, доносились военные кличи и ржание коней. Смертельная угроза, нависшая над царским семейством, ускорила события, и дело о браке Анны и Владимира было решено.
Воспитанная в истинно христианском духе, Анна придавала огромное значение супружеским отношениям. Она знала, что в Новом Завете брак сравнивается с союзом Христа и Церкви, он установлен Творцом, и не только для деторождения. Когда двое становятся одной плотью и духовно единятся навеки, — это настоящее чудо, Божий дар, данный людям. Недаром таинство брака — одно из семи великих таинств Церкви. Святое Писание учило Анну: «Что Бог объединил, того человек не разлучит».
Она снова и снова обращалась к сказанию евангелиста Иоанна о чуде Христа на свадьбе в Кане Галилейской. Оно случилось в начале земного служения Христа в небольшом поселке вблизи Назарета, куда Христос вместе с матерью Марией и учениками были приглашены на свадебный пир. В самый разгар праздника, к большому огорчению хозяев, закончилось вино, ничем было угощать гостей. Мария, заметив это, обратилась к Сыну: «Вина нет у них». На что она надеялась? Или, может, просто ожидала слов ободрения? Казался непонятным для непосвященных и ответ Христа: «Что мне делать с тобой? Время мое еще не пришло».
Сердце Анны взволнованно трепетало, великое символическое содержание Писания касалось и ее личной судьбы. Анна знала, что лишь Мария поняла тогда Сына, обратившись к слугам: «Сделайте все, что Он вам скажет». Иисус велел налить воды в большие каменные чаны, предназначенные для омовений, и, зачерпнув из них, приказал отнести ее распорядителю пира. Когда тот испробовал напиток, то, пораженный, стал упрекать жениха: «Доброе вино всегда подают сначала, а ты сохранил его до сих пор». Так Христос явил ученикам Свою славу, и они уверовали в Него.
Анне было известно, что чудо в Кане вспоминается при таинстве брака. Отношение к семье в Анне воспитывалось в духе наставления Иоанна Златоуста, учившего, что семья является «малой Церковью» и в ней присутствует Царство Христово. Помнила она и слова апостола Павла: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». Семья — вот единственная опора в жизни, настоящая крепость, которая удерживается твердой рукой ее главы.
Принцесса знала, что хотя жены ромеев были затворницами гинекеев, они играли важную роль в жизни семейства, беря на себя все домашние заботы. Даже императрицы управляли хозяйством, были осведомлены во всех делах в собственных дворцах и имениях, а также в подопечных монастырях, а их наделенные властью мужья всегда внимали советам жен. Особым влиянием пользовались матери венценосных детей, которых они с малых лет воспитывали не палками, а словом и добрым советом. Никто не может уравняться с добросердечной и чадолюбивой матерью, и нет защиты, надежнее ее. Как мечтала Анна о такой семье! О тихой пристани, где она обретет спокойствие и душевное равновесие, об острове любви, неприступном для бурных вод житейского моря.
В Византии при выборе невесты заботились не только о благочестии и богатстве девушки. Едва ли не превыше всего ценили женскую красоту, особенно, когда выбирали невесту для василевса. Жена должна быть желанной мужу, радостью для него, миловать глаз красотой и родить ему ладных, здоровых и умных детей. Анна гляделась в зеркало, и сердце ее наполняла радостная утеха: Господь одарил ее прекрасной внешностью! Девушка вспоминала семейное предание об избрании невесты для ее прадеда Льва, и перед глазами появлялась живописная сцена: 12 самых прекрасных девушек империи сидят босиком и ожидают прихода жениха. Та из них, которая наденет башмачки первой, и будет победительницей. Пылкий Лев облюбовал сразу трех, однако следует выбрать одну, самую красивую и сообразительную. Вот мать Льва ведет девушек в свои покои, где они принимают ванну. Императрица-мать останавливает свой выбор на совершенной, как Афродита, Феофано, и та становится царской невестой.
Правда, не всегда ум девушки помогал ей победить, а иногда даже мог сыграть с ней злую шутку. В этом убедила Анну история сватовства императора Феофила. Когда мать Феофила надумала женить сына, она собрала разных девушек несравненной красоты. Самыми красивыми среди них были Кассия и Феодора. Какую же избрать? Парис, избирая наилучшую из богинь, отдал яблоко богине любви Афродите… И, протянув сыну золотое яблоко, мать велела отдать его той, которая больше понравится ему. Император Феофил, околдованный красотой Кассии, воскликнул: «Зло пошло от женщины!». И Кассия, зардевшись, ответила: «Однако и все лучшее идет от женщины». Эти слова поразили своей смелостью Феофила, он отпустил Кассию, отдав яблоко более смиренной Феодоре. Слишком гордая своими талантами и знаниями поэтесса Кассия после горькой неудачи на смотринах у Феофила замкнулась в монастыре, который сама учредила. Не судьба была стать безропотной женой Феофилу той, которая написала такие жалящие строки:
Ненавижу дурака, когда он думает, что философствует
Ненавижу того, кто учит и ничего не знает
Ненавижу невежду, как Иуду.
Женщина, по убеждению Анны, не может относиться к другим с таким презрением и ненавистью. Ведь Христос учит: «Кто возвеличивает самого себя, униженный будет, а кто унижает себя, тот возвеличится».
Любящий муж сам возвеличивает свою жену. Недаром в трактате «О церемониях византийского двора» ее дед Константин VII записал: «Когда нет императрицы, невозможно устраивать пиры и торжества по этикету». В семействе Анны императрица чествовалась больше, чем жена, потому что была советницей василевса. Верховную власть дал ей сам Бог, и подданные называли ее «августой, избранной Богом», сочиняли величественные гимны в ее честь.
Анна с трепетом размышляла о том, каким благоговением и неземной красотой окружена интимная жизнь царицы. Все в апартаментах Священных Палат свидетельствовало об этом. Императорская опочивальня — это настоящая святая святых дворца, устроенная в Жемчужном апартаменте, перекрытом золотым сводом. С обеих сторон опочивальни тянулись галереи, ведущие к цветущему саду. Другая опочивальня — зимняя — располагалась в зале, украшенном теплым карийским мрамором. К ней прилегала гардеробная императрицы, где хранились ее роскошные наряды. Здесь, на фоне белого мрамора — символа чистоты и добродетели — мерцали загадочным сиянием мозаичные лики святых, покровителей супружеского счастья. Опочивальня царицы, мраморный пол в которой напоминал цветущий луг, назывался Залом Муз. Из нее — вход в Зал Любви, а еще дальше — Зал Порфиры, где появляются на свет порфирородные дети.
Здесь все говорило об идеально совершенном духовном и физическом единстве мужчины и женщины. Они — отец и мать всего сущего, их любовь воплощает волю Творца. Анна верила, что лишь через непостижимое таинство брака женщина полностью осуществляет свое предназначение. Еще ребенком она стремилась разгадать свою будущую женскую судьбу. Что ожидает ее: супружеское ложе или монашеский топчан? Впрочем, астрологи предрекали Анне замужество. Тот, кто подарит ей брачные обручальное кольцо и пояс, поистине станет счастливым избранником судьбы. На обручальном кольце, по обыкновению, будет изображен крест Елены и Константина, с обеих сторон которого — Анна и ее суженый, а над ними надпись: «Согласие».
НАДЕЖДА НИКИТЕНКО